Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ПОЧИТАНИЯ МУЖА ЖЕНОЙ
ИСЛАМ — это самый лучший путь и высочайший образец в жизни человечества. Поэтому он и определяет самый целесообразный, прекраснейший и полезный путь семейных отношений, подобие которому нет более. Ислам, подобно другим законам, объявляющим такие не отвечающие природе людей нереальные постулаты, как полное равенство между мужем и женой, не желает, чтобы у одного очага были две главы, что ведет к разладу и беспорядку в семье. Ислам дает точный, соответствующий объем функциональных обязанностей мужу, такие же соответствующие своей природе обязанности жене, и если каждый будет действовать и жить в тех границах, указанных в Исламе для семьи, то не будет на земле более счастливой семьи. Если кому-то из мужчин или женщин не нравятся то или иное повеление Шариата, то это из-за своего невежества, неосознания сути проблемы, непонимания глубины, последствий нарушения законов Шариата.
Исламская этика почитания мужа женой сводится к следующему:
1. Жене не следует выходить из дому без разрешения мужа, даже для посещения родных.
В Хадисе говорится: «Верующей в Аллаhа женщине не позволяется выходить из дому против желания мужа» (Хаким).
Однако мужу не следует быть слишком твердым в этом вопросе, и необходимо позволять жене посетить родных и близких в соответствии с Шариатом.
Еще в Хадисе, рассказанном ат-Табарани, говорится: «Однажды муж некой женщины уехал в дальнее путешествие и перед поездкой повелел жене не выходить из дому пока он не вернется. В это время заболел ее отец. Она послала гонца к Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям), чтобы спросить, имеет ли она право посетить больного отца. Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) ответил, что она не имеет право посетить больного отца и выходить из дому без разрешения мужа. Она подчинилась воле мужа, и не вышла из дому даже тогда, когда ее отец умер. Затем Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) послал к ней человека с радостной вестью: «Аллаh простил все грехи ее отца из-за того, что она не ослушалась мужа и не вышла из дому».
2. Жена должна выражать довольство совершенными супругом добрыми деяниями, как бы малы они не были, она должна замечать подобные благие дела мужа. В достоверном Хадисе говорится, что Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал: «Когда я заглянул в Ад, то обнаружил, что большинство его обитателей являются женщинами». Женщины спросили: «О, Посланник Аллаhа, а как они туда попали?». Он ответил: «Они не замечали хорошие деяния мужа» (Муслим, аль-Бухари).
3. Когда бы муж ни приглашал жену в постель, она обязана подчиниться его воле. В достоверном Хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если муж позовет жену в постель, и она откажет ему, и муж ляжет спать, разгневавшись на нее, то ангелы до утра будут проклинать ее». Но в период менструации ей не позволяется разрешать мужу трогать без прикрытия область тела от колен до пупка. И муж, позволивший себе это, впадает в большой грех.
4. Жене не следует без необходимости разговаривать много, особенно нельзя допускать разговоры, которые обижают, ранят душу мужа. В Хадисе говорится: «Когда в этом мире жена обижает, печалит мужа, то гурия, предназначенная ему в Раю, говорит: «Да уничтожит тебя Аллаh, он же с тобой живет временно, ведь скоро он простится с тобой и придет К нам» (Ат-Тирмизи, Хаким и др.).
5. Если случилось так, что жена рассердила мужа, ранила его сердце, ей следует торопиться в раскаянии и просить у него прощения. Хадис Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) гласит: «Если муж сердится на жену, то Аллаh не воспринимает ее молитву и ее хорошие деяния не поднимаются на небеса. Но если муж рассердился из-за того, что жена не выполнила недозволенное по Шариату его указание, то нет на ней греха за это» (Ибн Хаббан, ибн Маджа).
6. Жене запрещается отдавать что-либо из имущества мужа другим без разрешения на это мужа. Но если она уверена, что муж не будет против этого, тогда ей можно отдавать что-либо и без его разрешения. И то, что дается и его количество должно быть таким, что не вызвало бы нареканий мужа. Однако жена имеет полное право распоряжаться своим собственным имуществом, она может тратить его на благие цели так, как она желает.
7. Жене также не позволяется соблюдать желательный (сунну) пост, когда муж, находясь рядом, имеет желание насладиться ею. Если жена будет соблюдать желательный пост против желания мужа, то он будет напрасен. Вдобавок к этому ей запишется грех, а не вознаграждение. Но для соблюдения обязательного поста ей разрешение мужа не требуется.
8. Очень важно женщине сохранить себя от взглядов посторонних мужчин. Однажды Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) спросил своей дочери Фатимы (да будет доволен ею Аллаh!), что лучше всего для женщины. Она ответила: «Самое лучшее, чтобы другие люди не видели меня, и я не видела их». Тогда Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) от радости обнял и прижал к груди свою дочь и сказал, что, оказывается, родственные души, потомки похожи друг на друга.
Однако это не значит, что во время учебы, на работе, при обращении к врачу и т. п., мужчины и женщины не должны вовсе видеть друг друга. Если соблюдается шариатские требования и нравственный этикет, то в этом нет ничего греховного.