10.11.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЭТИКА ПОЧИТАНИЯ ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА И УЧИТЕЛЯ

Следование истинному Духовному Наставнику, выполнение порученного им задания (вирд) по поминанию Аллаhа и благословлению Пророка (салляллаhу алейхи ва саллям), является обязательным для каждого мусульманина. Это обязанность и мужчин, и женщин, ученых и несведущих, правителей и простых людей, старых и молодых. Многие Аяты Кур`ана, Хадисы Пророка (салляллаhу алейхи ва саллям) и изречения имамов всех четырех мазхабов (богословско-правовых школ Ислама) обязывают мусульман вступить на путь познания Аллаhа — тарикат, получить покровительство суфийского шейха. Объем книги не позволяет привести всех их здесь. Для получения доказательств можно обратиться к книге «Хакаикун ‘ан ат-тасаввуф», изданной в Иордании. Абсолютно неверно утверждение, что не нужно следовать за духовным наставником, т. е. устазом. Всем известно, что Аллаh создал человека нуждающимся в другом человеке. Со дня рождения ребенок нуждается в родителях, потом, где бы ни учился, он нуждается в воспитателе, например, кто хочет приобрести профессию врача, нуждается в опытном враче-преподавателе, студент нуждается в ученом-преподавателе, отправляющийся в путь нуждается в провожатом и т. д. Если мы отправляемся по самому трудному, долгому и важному пути, пути приближения к Аллаhу, каким же недальновидным должен быть человек, утверждающий, что на этом пути нам не нужен наставник, провожатый. Разве разумный человек станет утверждать, что если для лечения тела, нужен врач, а для лечения же духовных болезней, души подобный врач не нужен. Суфийский шейх и есть ученый, который точно указывает путь к Всевышнему Аллаhу, и врач, который лечит духовные болезни. Сегодня мусульманин более чем нуждается в истинном шейхе и поэтому должен вступить под его покровительство. Поводом для отказа от вступления под воспитание шейха не должны стать ни многочисленные грехи, ни употребление алкоголя, ни дурные привычки человека и т. д. Чем больше грехов, тем скорее необходимо идти к суфийскому шейху. Это подобно тому, как человеку больному необходимо скорее обратиться к врачу. Одни боятся идти к шейху, боясь лишиться благодати, из-за того, что не сможет последовательно, постоянно выполнить задание шейха. Напрасно. Если по какой-то причине он и пропустит выполнение задания, то в этом нет греха, смело надо идти к шейху и вступить на путь тариката. Выполнению задания поможет Аллаh и благодать шейха. Некоторые не торопятся идти к шейху из-за того, что думают, если вступить на путь тариката придется отказаться от жизненных благ, бросить работу и все время уединяться и упоминать Аллаhа. Нетрудно догадаться, что это тоже заблуждение. Человек, ставший на путь тариката, как и все имеет право заниматься хозяйством в дозволенных границах, и нет нужды уходить с работы. Находятся также люди, которые сомневаются в истинности устаза из-за греховного поведения его мюридов. И это неправильно. Ибо только Пророки защищены от грехов, Аллаh не создал других свободными, чистыми от грехов. Кроме нахождения в Имане и Исламе, нет большего счастья и милости для мусульманина, чем посещение шейха. Далее, мы перечислим некоторые этические нормы почитания духовного наставника мюридом, извлечение из книг великих имамов, ученых и праведных шейхов. Мюрид должен иметь осознанное убеждение, что его духовный наставник является наместником Пророка (салляллаhу алейхи ва саллям) и истинным любимцем Аллаhа — вали. Мюрид должен быть уверен в том, что его наставник на сегодняшний день самый совершенный человек на земле. Однако не следует думать, что шейхи так же, как и Пророки, защищены от всех грехов. Они тоже в определенной степени защищены от них, но могут и грешить, и в этом есть своя определенная мудрость. Необходимо чтить шейха, при нем неприлично громко разговаривать или вести беседу с другими людьми. Все внимание следует обратить на него. В присутствии шейха не следует громко смеяться, но можно улыбаться. Прежде чем посетить его, всем следует совершить омовение и находиться с ним при омовении и чистым во всех отношениях. Когда он говорит, все должны молча слушать его, начать говорить только после того, как он завершит разговор. В его присутствии покорность, благоговение подобное тому, как мы находимся в молитве, не должны нас покидать. Так вели себя сподвижники рядом с Пророком (салляллаhу алейхи ва саллям). Сподвижник ‘Али ибн Аби Талиб рассказывал: «Когда говорил Пророк (салляллаh алейхи ва саллям) все, кто был рядом, сидели с опущенными головами, так, что на их головы могли бы сесть птицы» (Передал ат-Тирмизи). (См. «Итхаф». Т.8. С. 229). Соблюдая этику по отношению к устазу, не следует вступать в споры с его окружением, его мюридами. Необходимо проявить такое же уважение и его семье, женам, детям, как и своему наставнику. Почитая его, даже если он далеко от вас, следует вести себя так, как будто он рядом. В каждом слове, в каждом деле, во всяких состояниях, имеющих отношение к нему, необходимо быть осторожным: не следует пользоваться его одеждой, садиться на его коня (транспорт), на подушку, на котором он обычно сидит, пить воду из посуды, которой он обычно пользуется, спать при его присутствии, и не следует увлекаться сунна-намазами в его присутствие. Если же он тоже совершает сунна-намазы или находится в мечети, то мюридам также можно совершать сунна-намазы в его присутствие. Так как он наместник Пророка (саллялаhу алейхива саллям), его необходимо любить больше, чем своих детей и родителей, чем жизненные блага, чем всех людей, с которыми вы общаетесь. Любовь к нему — это основа счастья в обоих мирах.

Добавить комментарий