13.12.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

فَصْلُ مَا يُوجِبُ الغُسْل

ПОЛНОЕ ОМОВЕНИЕ И ВЕЩИ , КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

Раздел о действиях, которые делают обязательным совершение полного омовения (гусль)

Гусль в языковом значение — это пролитие воды на какое-либо место1. Также гусль — это вода, которой совершают купание.

В шариатском значении гусль — это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса. 

 

Джанаба (большое осквернение) — это состояние, которое наступает в результате совершения полового акта2 независимо от того, сопровождался он семяизвержением или нет, либо после семяизвержения, сопровождающегося получением удовольствия (даже без полового акта).

У гусля, как и у вуду, есть: 

1. сабаб سَبَب;

2. рукн رُكْن;

3. хукм حُكْم;

4. шарт شَرْط;

5. сыфат صِفَة.

6. суннаты;

7. адабы.

Причина (сабаб) гусля — желание совершить действие, которое нельзя совершать, когда человек находится в состоянии джанаба или когда гусль является обязательным для него.

 

Рукн гусля — это омовение чистой водой всех участков тела, которые доступны для омовения.

 

Хукм гусля в этой жизни — дозволенность того, что было запретно до совершения гусля. Хукм в следующей жизни — награда за совершение гусля при условии, что у человека был соответствующий ният.

 

 

Вещей, которые делают гусль обязательным, семь:

 

1. Выход семени из полового органа.

 

Семя (المَنِي) мужчины — это жидкость белого цвета, густая, с запахом, напоминающим в жидком состоянии завязь финика или тесто, а в сухом состоянии — запах яичного белка. Семя женщины — это не густая жидкость с желтоватым оттенком. 

 

Имамы Абу Ханифа и Мухаммад сказали, что для того, чтобы гусль стал обязательным, начало выхода семени из его источника должно сопровождаться сексуальным удовольствием, при этом не имеет значения, сопровождался ли удовольствием выход семени непосредственно из полового органа3. По мнению имама Абу Юсуфа, для обязательности гусля необходимо, чтобы удовольствие сопровождало не только начало выхода семени из его источника, но и непосредственно выход семени из полового органа. 

 

Пример: Eсли человек после выхода семени совершил гусль, затем совершил молитву, но после молитвы у него вышли остатки семени, он обязан совершить гусль, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада (несмотря на то, что удовольствия в момент выхода семени он не ощутил), и не обязан, по мнению имама Абу Юсуфа. Однако намаз его действителен согласно мнению всех шейхов.

 

Мнение имамов Абу Ханифы и Мухаммада является сильным в мазхабе, однако в затруднительной ситуации4 человек имеет право последовать мнению имама Абу Юсуфа. Например, если человек, который знает, что ему будет сложно совершить гусль, почувствовал, что у него начинает выходить семя, сжал свой половой орган на какое-то время, а затем отпустил и семя вышло уже без сопровождающего его сексуального удовольствия, гусль для этого человека, по мнению имама Абу Юсуфа, необязателен.

 

Если у человека вышли остатки семени после того, как он справил малую нужду, проснулся или прошел какое-то расстояние, гусль совершать ему не требуется.

 

2. Введение головки полового органа (الحَشَفَة) мужчины5 во влагалище (или анальное отверстие) живой женщины. 

 

Гусль необязателен, если введен палец, искусственный половой орган, половой орган мертвого человека, отсеченный половой орган или половой орган животного. Если часть головки полового органа отсутствует, для обязательности гусля ставится условием введение оставшейся ее части. 

 

Если человек совершал половой акт через преграду6 и выхода семени не было, нужно совершить гусль из предосторожности, при этом не имеет значения, сопровождался половой акт удовольствием или нет.

 

3. Половой акт с мертвым человеком или животным, сопровождающийся выделением семени.

 

4. Если человек обнаружил не густую жидкость на том месте, где спал, не помнит, были ли во сне поллюции, и сомневается, мани7 это или мази8 (المَذْي), или же сомневается, мани это или вади9 (الوَدْي), то, согласно мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада, он обязан совершить гусль, а по мнению имама Абу Юсуфа — не обязан. Если же он сомневается, вади это или мази, гусль не является обязательным, согласно мнению всех шейхов. Если человек помнит, что перед отходом ко сну его половой орган находился в возбужденном состоянии, совершать гусль он не обязан, так как эта жидкость скорее всего — мази, а ее выход не делает обязательным гусль.

5. Если человек после пребывания в состоянии алкогольного опьянения или после обморока обнаружил следы, которые, по его мнению, с уверенностью более 50% являются следами выделения семени, он обязан совершить гусль из предосторожности.

 

6. Гусль становится обязательным после того, как женщина очистилась от хайда и нифаса.

 

7. Человек, который принял Ислам, обязан совершить гусль, если до Ислама он пребывал в состоянии джанаба, хайда или нифаса и перед принятием Ислама не совершил гусль. 

 

На общине мусульман лежит обязанность (фард-кифая) совершить полное омовение умершего мусульманина. Исключение делается для человека, который совершил определенные виды преступлений, например, отказался подчиняться законному правителю (باغ), — такого человека не омывают и не совершают по нему погребальный намаз.

 

 

Ситуации, в которых гусль совершать необязательно:

 

1. Выход мази (المَذْي). Мази — это негустая жидкость белого цвета, выделением которой сопровождается сексуальное возбуждение10. Выделение этой жидкости свойственно больше для женщин, чем для мужчин11.

 

2. Выход вади (الوَدْي). Вади — это мутная густая жидкость белого цвета, без запаха, которая обычно выходит после мочеиспускания.

 

Выход мази и вади не требует гусля, согласно единогласному мнению всех шейхов.

 

3. Поллюции без выделения семени.

 

4. Роды без выделения крови. Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, гусль для женщины, которая родила ребенка без выделения при этом крови, не обязателен, однако из предосторожности следует всё же совершить гусль12.

 

5. Половой акт через преграду (например, ткань), который не сопровождался получением удовольствия. В этом случае гусль не обязателен, но сделать его следует из предосторожности.

 

6. Клизма в задний проход.

 

7. Введение пальца (или чего-то подобного) в половой орган или анальное отверстие женщины.

 

8. Совокупление с животным или мертвой женщиной, при котором не было семяизвержения.

 

 

  • 1. C точки зрения арабского языка, можно также произносить это слово «аль-гисль», однако в терминологии фикха следует произносить с даммой, то есть «аль-гусль».
  • 2. Под половым актом следует понимать проникновение головки полового органа мужчины во влагалище женщины.
  • 3. Половой акт (введение головки полового члена во влагалище) при этом необязателен.
  • 4. Hапример, когда совершить гусль трудно из-за холода и опасности заболеть.
  • 5. При условии, что человек достиг такого возраста, когда он вызывает половое влечение у женщины.
  • 6. Например, ткань.
  • 7. Семя.
  • 8. Жидкость, выделением которой сопровождается сексуальное возбуждение.
  • 9. Жидкость, которая обычно выходит после мочеиспускания.
  • 10. При этом мази, в отличие от семени, которое выходит толчками, выделяется незаметно для человека, а после его выделения половой орган мужчины не становится вновь мягким, как после выхода семени.
  • 11. У женщины такая жидкость будет называться «аль-каза» (القَذَى).
  • 12. И таково мнение имама Абу Ханифы по данному вопросу.
  • Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
    Комментарий: Махди Шамсуддин
    Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий