29.05.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Всевышнему Аллаху, Который обязал нас выучить мусульманское право, и знать как правильно его применять, и знать то, что нарушает наши действия, и знать дозволенное и запретное, и сделал местом пребывания того, кто это изучил, вечные Райские сады, а пребывание тех, кто не следовал этим знаниям адские муки.

Далее: Уважаемые учащиеся, мы будем продолжать более углубленно изучать в нашем Медресе предмет Ханафитский фикх по книге «Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах», автором которой является известный Алим Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид. Комментарий: Махди Шамсуддин. Источник: darulfikr.ru.
Мы просим помощи у Всемогущего Аллаха, чтобы он сделал  труд тех, благодаря кому мы имеете возможность читать эти уроки, совершенным только ради Его довольства, и принятым с вознаграждением без счета.

С Именем Аллаhа начинаем, и просим вас не жалеть для нас дуа!

КИТАБ АТ-ТАХАРА
 Омовение по ханафитскому мазхабу. Виды воды.
Существует семь видов воды, которой дозволено совершать омовение:
1) дождевая вода;
2) морская вода;
3) речная вода;
4) колодезная вода;
5) растопленный снег;
6) растопленный град;
7) родниковая вода. Выделяют пять видов воды по её способности очищать:
Первый вид: «тохир/мутоххир». Чистая вода. Водой такого качества можно смывать наджасу с одежды или тела, а также совершать ритуальное омовение (вуду или гусль).
Второй вид: «тохир/мутоххир макрух». Такой водой дозволено совершать ритуальное омовение, но её хукм – «макрух-танзих» (если есть возможность использовать чистую воду). Сюда относится вода, из сосуда с которой отпила домашняя кошка, змея или дикая хищная птица (сокол, орёл и т. п.). При условии, если другой воды нет, хукм «макрух» спадает, и совершать омовение такой водой абсолютно дозволено. Данное правило касается случая, если кошка (и т. п.) отпила из сосуда с малым количеством воды. Если воды много, хукм «макрух» к такой воде не относится, то есть она считается чистой и полностью подходящей для омовения. В ханафитском мазхабе большим количеством воды считается количество, которое умещается в ёмкость или водоём площадью 10х10 локтей с учётом глубины (при зачёрпывании не должно обнажаться дно). Примечание: От количества воды в конкретном случае зависит её хукм. Например, если в большой водоём с водой попала наджаса, но при этом качества воды не изменились, такая вода считается чистой, если изменились – то грязной и непригодной для омовения. Но если наджаса попала в сосуд с малым количеством воды, вся эта вода автоматически становится нечистой вне зависимости от того, изменились её качества (вкус, цвет, запах) или нет.
Третий вид: «тохир/гейр мутоххир». Это вода, которой дозволено смывать наджасу, но нельзя совершать ритуальное омовение. Сюда относится « маун мустаамаль» (использованная вода) – вода, которая собралась в месте или в сосуде, над которым совершалось омовение. Вода считается использованной только тогда, когда она отделится от лица или тела. Если человек совершил намаз, будучи в состоянии ритуального омовения, не потерял вуду до времени следующего намаза, но совершил вуду повторно с намерением исполнения Сунны, вода от такого вуду тоже считается использованной. При этом ставится условием, чтобы повторное омовение совершалось после исполнения намаза. Если омовение не нарушилось, а человек дважды совершает вуду до того, как совершил с первым вуду намаз, это считается излишеством (исраф). Вода от такого омовения не считается использованной.
Виды жидкости, которые нельзя использовать для омовения:
1) Сок дерева или плода нельзя использовать для омовения. Согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, сок нельзя использовать, даже если он вышел сам, а не был выжат (хотя на этот счёт есть разногласие). Выжатый сок нельзя использовать, согласно единодушному мнению учёных мазхаба.
2) Если вода изменила свои природные качества после варки при приготовлении пищи (например, супа), её нельзя использовать для омовения.
3) Если вода смешалась с чем-либо твёрдым (например, с песком) и потеряла свои природные свойства (например, текучесть), она также не подходит для омовения.

Примечание: Если в воду упал какой-либо плод или лист дерева, ей дозволено совершать омовение, даже если она при этом изменила все свои качества (например, цвет, вкус и запах). То же касается воды из труб, которая приобрела запах ржавчины или стоячей воды, которая покрылась зеленью и приобрела неприятный запах.

4) Существует несколько вариантов смешения воды с другими жидкостями: а) Если вода смешалась с жидкостью, обладающей двумя собственными качествами, и одно из этих качеств проявилось, такой водой нельзя совершать омовение, но можно смывать наджасу. Пример: молоко имеет цвет и вкус, но не имеет запаха. Если небольшое количество воды смешать с молоком, а получившаяся смесь окажется белого цвета (приобретёт одно из качеств молока), такая вода для омовения более не пригодна. б) Если жидкость, с которой смешивается вода, обладает тремя качествами, то необходимо проявления двух из них для того, чтобы вода стала непригодной для омовения. Пример: яблочный уксус имеет вкус, цвет и запах. Если небольшое количество воды смешать с уксусом, а получившаяся смесь окажется коричневого цвета и будет пахнуть, как уксус, такой водой совершать омовение нельзя. в) Также возможно смешение воды с жидкостью, которая не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, например, с использованной водой (которая непригодна для омовения). Если смешать чистую воду с использованной водой, хукм получившейся смеси будет зависеть от того, какой воды было больше. Пример: если смешать два литра чистой воды с одним литром использованной воды, получившаяся вода считается чистой и пригодной для омовения. То же касается розовой воды, потерявшей запах, которая внешне стала похожа на обычную воду.
Четвёртый вид: нечистая вода. Такой водой нельзя ни совершать ритуальное омовение, ни смывать наджасу. Если в малое количество стоячей воды упала наджаса (нечто нечистое), она становится нечистой, даже если ни одно из качеств воды не изменилось. Что касается малого количества проточной воды, то она становится нечистой только в том случае, если проявились следы наджасы (вкус, цвет или запах).
Пятый вид: вода, относительно способности очищать которой есть сомнение. Сюда относится вода, из сосуда с которой отпил осёл или мул. Такой водой дозволено смывать наджасу, но относительно её использования для ритуального омовения существует сомнение, потому что на этот счёт существуют разные доводы – противоречащие друг другу хадисы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *