Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЗНАЧЕНИЕ ХАДЖА
Хадж (паломничество) является пятым столпом Ислама. Во время паломничества, которое проходит в начале месяца Зуль-хиджа, верующие с целью поклонения Аллаhу посещают святые места: города Мекку, Медину и их окрестности. Сказано в Священном Кур`ане (смысл):
«Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению],- это тот, который в Бакке (Мекка). Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров.
В том Доме – ясные знамения для людей. Это – место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллаh обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллаh не нуждается в обитателях миров» (Али Имран, 3/96-97). О достоинстве совершения намаза в трех главных святынях (мечетях) Пророк Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям), говорил: «Чтение намаза в мечети Аль-Харам подобно чтению 100 тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (в мечети Пророка в Медине) равно чтению 1 тысячи намазов. А чтение намаза в Бейтуль-Макдис (мечети Аль-Акса) приравнивается к 500 намазам» (Аскалани, Булюгуль-Марам, 2, 574, также см. Ибн маджа, Икама,195, №1406).
Выполнение ритуалов Хаджа было вменено мусульманам в обязанность в 9 году Хиджры. Хадж – это ибада телом и имуществом. При наличии всех условий необходимо совершить его хотя бы раз в жизни.
Облачение в ихрам (особое одеяние паломника) уравнивает между собой богатых и бедных.. Сбор великого множества верующих на Священной земле Мекки напоминает о Махшаре, где воскрешенные Аллаhом люди соберутся и будут держать перед Ним ответ за все свои деяния. Совершение хаджа увеличивает знания и расширяет кругозор, человек приобретает умение противостоять трудностям, уменьшается его зависимость от материального, крепнет чувство любви и милосердия к бедным и неимущим, упрочивается исламское единство и братство.
Посещение мест, где родился наш Пророк Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям) и откуда пошло распространение Ислама, вызывает духовный трепет, усиливает религиозные чувства. Там человек проявляет смирение и богобоязненность, получая за каждую ибаду достойное вознаграждение. Тому, кто ради Аллаhа выполняет ритуалы Хаджа и воздерживается от причинения людям вреда, Аллаh простит многие грехи, кроме греха ущемления прав других.
Пророк Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям) сказал:“Тот, кто совершит Хадж ради Аллаhа и воздержится от плохих слов и отношений, вернется таким чистым от грехов, каким он был в день, когда его родила мать”(Аль-Бухари, «Хадж»,4; Муслим, «Хадж», 438)
ДЛЯ КОГО И КОГДА ОБЯЗАТЕЛЕН ХАДЖ
Условия, при которых хадж становится обязательным.
Человек должен быть:
1) в здравом уме;
2) совершеннолетним;
3) мусульманином;
4) свободным от рабства;
5) знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял Ислам и живет в немусульманской стране. Незнание обязанностей–фард не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в Исламской стране);
6) владеющим имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи отправляющегося в хадж до его возвращения;
7) имеющим деньги на дорогу в хадж и обратно;
8 ) прибывшим в хадж своевременно.
Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие, которые называются условия выполнения хаджа.
Условия выполнения хаджа:
1) здоровье (не быть слепым, старым, слабым для совершения хаджа);
2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не должен находиться в месте заключения);
3) путь должен быть безопасным;
4) женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не может выйти замуж); по мазхабу Шафии: если нет мужа или другого махрама, то разрешается совершать хадж группой, в сопровождении не менее двух надежных женщин;
5) разведенная женщина может совершать хадж после идды (три цикла месячных у женщины).
При наличии вышеперечисленных условий хадж становится обязательным в первый же сезон хаджа.
ФАРДЫ ХАДЖА
1) вхождение в ихрам;
2) нахождение в долине Арафат;
3) тавваф1 Ифада;
ВАДЖИБЫ ХАДЖА
1. Вхождение в Ихрам в Микате.
2. Отказ от действий, запрещенных в Ихраме.
3. Стояние на Арафате до захода солнца.
4. Со времени рассвета до восхода праздничного дня находиться в Муздалифе.
5. Бросать камни в шайтана в Мине.
6. Выполняющим хадж Кыран или Таматту делать жертвоприношение.
7. Довести являющиеся фардом четыре обхождения вокруг Каабы до семи.
8. Делать таваф «зияра» в дни праздника Курбан.
9. Завершая паломничество, совершить прощальный таваф.
10. Совершая таваф, находиться в состоянии омовения и с прикрытым авратом.
11. Совершая таваф, начинать обход со стороны Черного Камня. Обходить Каабу пешком, оставляя ее слева.
12. Совершать намаз в два раката после каждого тавафа (т.е. семикратного обхода).
13. Таваф совершать за пределами места, называемого Хатим.
14. Семикратный сай между Сафой и Марвой.
15. Сай начинать с Сафы, делая его на своих ногах. (Тем, кто может.)
16. После бросание камней в Мине в течение первых трех дней праздника постричь волосы.
Что запрещено в Ихраме
1. Надевать шитую одежду.
2. Ласки, поцелуи, половая близость.
3. Душиться.
4. Охотиться или помогать охотиться.
5. Срезать, ломать зеленые ветки, рвать траву.
6. Бриться и стричься.