Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЧАСТЬ 7
ЗАКЯТ
ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ. В ЧЕМ ПОЛЬЗА ЗАКЯТА
Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность, начиная со второго года Хиджры, до того как стал обязательным пост в месяц Рамадан. Закят – это поклонение Создателю имуществом.
Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных. Закят и намаз упоминаются в Коране 37 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.
Закят – это ибада, которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество, пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту, зависть покидает сердца бедных и неимущих, и единство общества укрепляется. Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится, к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаhа, и освобождался от подчинения всему иному и являлся господином всего того, что есть в этом мире. Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его баракят. Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллаhом. Наш любимый Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: “Оберегайте ваше имущество выплатой закята” (Ат-таргыб ват-тархиб, том 1, стр 520).
Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаhу и благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и получает любовь окружающих.
Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаhу. И благодаря этому бедный человек ощущает себя активным членом общества, а не потерянной вещью, на которую никто не обращает внимания. И он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его, проявляет о нём заботу и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его, человек же принимает эту помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.
Кто должен выплачивать закят
Выплачивать закят обязан тот, кто является:
1) мусульманином,
2) разумным,
3) совершеннолетним,
4) свободным,
5) состоятельным (т.е. за вычетом долгов и предметов первой необходимости он должен обладать имуществом или деньгами в размере нисаба).
Условия для имущества или денег, с которых выплачивается закят:
а) достижение количества нисаба, т.е. примерно 80 граммов золота;
б) владение данным имуществом полный лунный год;
в) имущество должно иметь свойство увеличиваться.
НИСАБ
Нисаб – это мера богатства, установленная религией. В соответствии с религиозным Законом, Шариатом, состоятельным является тот, кто за вычетом долгов и предметов первой необходимости обладает имуществом или деньгами в размере нисаба.
Для того чтобы отдать закят “Аль-фитр” или совершить жертвоприношение, так же необходимо как минимум обладать нисабом имущества или денег. Но для этого не требуется владеть имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.
КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ
В Свешенном Коране сказано: «Милостыня [закят] предназначена лишь бедным; неимущим; тем, кто занимается [сбором и раздачей]; чьи сердца хотят завоевать [муалляфату кулюб]; на выкуп [для освобождения] рабов; [несостоятельным] должникам; находящимся на пути Аллаhа; путникам. Так предписано Аллаhом, воистину, Аллаh – знающий, мудрый» (Ат-Тауба, 9/60).
1) бедным (факирам) – тем, кто не богат с точки зрения религии, у которых имущество меньше нисаба; Даже если они способны заработать сами, им все равно можно дать закят.
2) неимущим (мискинам) – тем, у которых нет ничего;
3) должникам, те, чьи долги превышают стоимость их имущества;
4) путникам, которые остались без средств для возвращения в свою страну; даже если на родине у них есть имущество больше нисаба. Им дают закят, для того чтобы они смогли доехать до дома.
5) находящимся на пути Аллаhа (джихад);По мнению некоторых факихов закят можно выплачивать беднякам желающим совершить хадж(фард) и тем, кто находится на пути приобретения знаний.
6) тем, кто занят сбором и раздачей закята;
7) рабам для выкупа себя из рабства (в наше время этой категории уже не существует);
8 ) вновь принявшим ислам, для увеличения их любви к религии Аллаhа;
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
1) родные братья и сестры, затем – их дети;
2) дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
3) остальные родственники;
4) соседи;
5) бедняки своего района;
6) бедняки своего города.
Следует стараться, чтобы средства закят дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Закят не выплачивается:
1) отцу и матери, дедушке и бабушке;
2) сыну, дочери и всем их потомкам;
3) состоятельным;
4) немусульманам;
5) мужу или жене.