23.04.2024

 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И

ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛЬКО КАДА`A

1. Глотание непригодных в пищу предметов, (бумаги, земли, хлопка, и т.д.).

2. Закапывание лекарства в нос.

3. Закапывание лекарства в ухо.

4. Случайное попадание воды внутрь, например, во время полоскания рта или носа.

5. Глотание скопившейся слюны, содержащей посторонние примеси.

6. Вынужденное нарушение поста.

7. Заливание воды в горло спящему кем-либо посторонним .

8. Искусственно вызванная рвота.

9. Преждевременный ифтар по ошибке (думая, что время намаза аль-магриб уже наступило).

10. Прием пищи после окончания времени сахура по ошибке (думая, что рассвет еще не наступил).


ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

1. Есть, пить (половая близость) по забывчивости. Если человек после того, как вспомнит, что соблюдает пост, сразу прекратит есть или пить и освободит (прополощет) рот от пищи – его пост продолжается. Если же после того, как он вспомнит что постится, успеет что-либо проглотить – его пост нарушается.

2. Попадание воды в ухо.

3. Закапывание лекарства в глаза.

4. Непроизвольная рвота ( т.е. не вызванная специально).

5. Поллюции (выделение спермы у спящего).

6. Сдача крови.

7. Случайное проникновение в горло пыли или дыма.

8. Сглатывание слюны.

 

ДЕЙСТВИЯ МАКРУХ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

1. Пробование чего-либо на вкус (не глотая).

2. Проглатывание слюны, скопившейся во рту.

3. Многократная сдача крови, ослабляющая человека;

4. Изнурительная работа.

 

ДЕЙСТВИЯ НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ МАКРУХОМ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

Не возбраняется:

1) нюхать или использовать духи;

2) чистить зубы, используя мисвак или зубную щетку;

3) полоскать рот;

4) полоскать нос;

5) мыться.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. В чем заключается пост?

2. Расскажите о пользе поста.

3. Кто обязан соблюдать пост в месяц Рамадан?

4. Выучите наизусть дуа ифтара.

5. Когда и как делается намерение соблюдать пост?

6. Какие существуют виды постов?

7. В каких случаях разрешается переносить пост месяца Рамадан?

8. Что такое фидья?

9. Объясните, что такое када`a и каффарат?

10. Что нарушает пост и в каких случаях необходимы када`a и каффарат?

11. В каких случаях за пропущенный пост достаточно держать пост-када`a?

12. Перечислите обстоятельства, нарушающие пост.

13. Что нежелательно во время поста?


ЗНАЙ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО ВРАГА

(Притча)

«Эмир, ехавший верхом на коне, увидел спящего под деревом человека, которому во время сна в рот заползла черная змея. Желая устрашить его, он двинул коня вперёд, не преуспев, однако в этом. Тогда эмир стал прикладывать все свои способности, чтобы избавить спящего человека от трагического и ужасного конца. Он нанёс человеку изо всех сил несколько ударов плетью. Спящий человек от боли подскочил на месте и испугавшись эмира, от которого получил удары плетьми, бросился бежать. Эмир стал преследовать человека и настигнув его под яблоней, стал насильно пихать ему в рот сгнившие, протухшие яблоки, приговаривая: «О, несчастный бедолага, ты съешь все эти яблоки. Ты вынесешь, вытерпишь эти муки!», Бедный же, несчастный человек проклиная эмира, ошарашено говорил: «О, эмир! Что же я сделал тебе такого, что ты покушаешься на меня и третируешь меня? Если я чем-то навредил тебе, то ударь меня мечом и убей меня! Насколько же ужасна встреча с тобой! Как счастливы люди, что не видят тебя! Даже великие деспоты и тираны не поступают так, как поступаешь ты со мной. Ведь я не совершил никакого греха и преступления! Ты видишь, что когда я говорю тебе эти слова, у меня изо рта фонтаном брызжет кровь!.. Клянусь, что я никогда прежде не видел такого, как ты безжалостного и бессовестного человека! О, Господь! Накажи этого тирана так, как он этого заслуживает». Однако эмир не обращал никакого внимания на его слова. Более того, он стал стегать его плёткой, приговаривая: «Ну-ка, побегай по этой равнине!» Бедняжка стал бегать быстрее ветра из-за страха перед эмиром и от боли, которую он испытывал от ударов плетью. Иногда, он спотыкаясь падал, но тут же вставал и бежал дальше, чтобы избежать следующих ударов. Желудок бедняги был полон сгнивших яблок, а от ударов плетью, всё его лицо покрылось ранами и кровоподтёками. Невзирая на это, эмир, заставлял бегать его без передышки! У бедного человека не осталось сил даже передвигаться, не то что бежать… Ему стало плохо, его затошнило и вырвало. Всё что им было насильно съедено, всё вывалилось наружу. Наконец, вместе с гнилыми яблоками выскользнул и полоз, находившийся у него внутри.

Изумлённый человек, увидев черную змею, обомлел и пришёл в ужас от обуявшего его страха. Он тотчас же рухнул перед эмиром на колени и воскликнул: «Воистину, ты явился как милость, подобно Ангелу Джабраилю1. Оказывается, на самом деле, ты – мой благодетель! Да будет благословенно время, когда я увидел тебя! Если бы не ты, то я давно уже отдал бы Богу душу. Ты подарил мне жизнь! Как счастлив тот, кто видит твоё лицо и тот, кто неожиданно попадёт туда, где находишься ты! О, чистейший и достойный всяческих похвал, преданный слуга Аллаhа! Мои недальновидность и невежественность вынудили меня сказать тебе столько нелицеприятных, глупых, вздорных, непристойных слов! Прости меня за них. Если бы я, хотя бы немного знал о том, в каком положении оказался, то никогда не посмел бы сказать тебе подобного ! Ты скрыл то, что являешься искусным лекарем, который для исцеления больного даёт ему горькое снадобье. Если бы ты мне об этом немного поведал, то я отнёсся бы с похвалой к тебе. Но ты молча, словно взбесившийся, знай себе нахлёстывал меня плёткой! В результате, оглушённый всем случившимся, я совсем потерял голову и я, уже не помня себя, наговорил кучу дерзких слов тебе. Прости меня за мою опрометчивость и недальновидность!» Праведный, проницательный эмир сказал ему: «Если бы я тогда сказал тебе, хотя бы немного о том, что проникло внутрь тебя, то ты быпришел в ужас. И страх погубил бы тебя. Ты погиб бы подобно мыши, попавшей в лапы коту или подобно ягнёнку, попавшему в волчьи лапы!.. Если бы я сообщил тебе о том, насколько ужасна эта змея, то от страха ты бы пришёл в смятение. Если бы ты узнал о чудовище, которое находится внутри тебя, у тебя не осталось бы сил есть яблоки, передвигаться,что бы исторгнуть его! Я терпел, слушая твои непотребные слова, а внутри молился Богу, говоря ему: «О, Господь! Облегчи бедолаге избавление от полоза! Спаси его! Несмотря на то, что ты мне говорил нелицеприятные слова, божественное милосердие, присущее,по воле Господа, моей душе, не согласилось с тем, чтобы я бросил тебя в таком положении. Ибо, натура моя замешана как тесто, на милосердии!» Бедный человек, понявший истину друга Аллаhа, вне себя от радости, говорил ему: «О, великий человек! Нет у такого слабого человека, как я ни сил, ни возможности отблагодарить тебя,так как ты достоин! Пусть Аллаh вознаградит тебя за твоё доброе дело!.. Я понял, что даже яд из рук человека, обладающего знаниями и прозорливостью, дарит человеку благополучие, исцеление и духовную пищу…»

 

МОРАЛЬ:Спящий человек, о котором повествуется в рассказе Мавляны Джялялетдина Руми– это беспечный, недальновидный человек. Черный змей,заползший к нему в рот, символизирует низменные устремления нафса. Эмир же– это богобоязненный познавший Аллаhа, раб ( духовный наставник). Удары плеткой, которыми он пробудил от сна невежественности и недальновидности человека и заставил его бегать по холмам и буграм – это воздержание от харама,ибада,умеренность во всем и борьба за истину. Избавление от змея – это избавление от господства низменных устремлений нафса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *