Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
КОГДА И КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМЕРЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ
Обязательным условием поста является намерение. Пост без намерения не принимается.
Намерение для поста можно сделать в любое время с вечера до рассвета.
Лучше всего совершить намерение послеутренней трапезы, называемой “сахур”. Но если человек не встал на сахур, и проснулся позже, может сделать намерение и после времени имсак1, даже если солнце уже встало, но надо успеть до наступления полудня. Главное, чтобы после наступления времени имсак не делать того, что нарушит пост.
Тот, кто не намерен встать на сахур, может сделать намерение соблюдать пост следующего дня уже с вечера.
Если пост в месяц Рамадан был пропущен, в качестве долга его необходимо возмещать в другие месяцы. При этом намерение следует делать так же, после захода солнца, но успеть до рассвета – обязательно. Для поста када‘а (пост-долг) и поста каффарат (пост-искупление) нельзя опаздывать с намерением, и делать его после времени имсак.
“Намерился совершить пост предстоящего дня месяца Рамадан искренне ради Аллаhа”.
ВИДЫ ПОСТА
Существует шесть видов поста.
1. Пост-фард. Это пост в месяц Рамадан, возмещение пропущенного в Рамадан поста в другие месяцы (када`а), а также пост-искупление(каффарат).
2. Пост-ваджиб. К ним относятся пост-назр2 и пост-када`а за нарушенный пост-нафиль.
3. Пост-сунна. Например: девятый и десятый день месяца Мухаррам, или десятый и одиннадцатый день того же месяца.
4. Пост-мустахаб. Сказал Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям): «Самый похвальный пост этопост, который держал Пророк Дауд, мир ему. Дауд, мир ему, один день держал, а другой день не держал пост». Абдуллах ибн Умар сказал: «Я могу держать еще больше». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Выше этого нет»»3. Пост, который соблюдают 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца мусульманского лунного календаря, понедельник и четверг каждой недели, а также пост после Рамадана – шесть дней в месяце Шавваль, первые 10 дней месяца Зульхиджа, пост в месяце Шаабан.
5. Пост-макрух танзихан. Например, соблюдать пост только один день –десятого числа месяца Мухаррам, пост только в пятницу, или только в субботу, или только в воскресение (можно держать четверг и пятницу, или пятницу и субботу, или же субботу и воскресение).
6. Пост-макрух тахриман. В день Рамазан-Байрам и в четыре праздничные дня Курбан-Байрама, держать 2-3 дня без разговения.
ПРИЧИНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ПЕРЕНЕСТИ
СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА МЕСЯЦА РАМАДАН
НА ДРУГОЕ ВРЕМЯ
Не поститься в Рамадан без уважительной причины – грех, который влечет за собой наказание (если не простит Аллаh).
Не соблюдать пост, или прервать его разрешается по следующим причинам:
1. Болезнь. Если больной опасается, что его болезнь из-за постаможет затянуться или осложниться, то ему разрешается прервать свой пост. После выздоровления он должен возместить пропущенные дни поста, соблюдая пост- када`а.
2. Путешествие. Тот, кто в месяце Рамадан отправился в дальнюю поездку (уехав из дому минимум на 90 км), может не соблюдать пост. После поездки он должен возместить пропущенные дни поста, соблюдаяпост- када`а.
Однако, если в пути нет препятствий соблюдать пост, тогда ему лучше поститься.
3. Принуждение. Если постящемуся угрожают смертью или нанесение увечий, требуя, чтобы тот не постился, он может прервать свой пост. Позже он будет должен возместить пропущенный день поста, соблюдаяпост-када`а.
4. Беременность или кормление.
Если во время беременности или кормления грудью, женщина опасается, что воздержание от еды и питья могут нанести вред здоровью ее или младенца,то ей разрешается не держать пост или прервать его. После беременности или завершения кормления она должна возместить пропущенные дни поста, соблюдая посты-када`а.
5. Невыносимый голод или жажда. Если постящийся испытывает голод или жажду настолько, что опасается потерять разум или причинить реальный вред своему организму, он может нарушить пост, а потом возместить его в ачестве долга. Сказано в Коране: «Не ввергайте себя собственными руками в гибель»1. «Не губите себя. Воистину, Аллаh милостив к вам»2
6. Старость. Очень пожилым людям, если они уже не могут соблюдать пост, разрешено не поститься. Из-за невозможности соблюдать пост-када`а, за каждый день пропущенного поста они должны выплачивать искупление (фидья).