Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
КЛЯТВА И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ
Клятва – это произнесение имени Аллаhа для того, чтобы усилить сказанное слово.
Клятвы бывают трех видов:
1. Лягва – клятва, произнесенная по ошибке. Например: у кого-то есть деньги, а он, думая, что у него их нет, дает клятву “ВАллаhи (Клянусь Аллаhом)! У меня нет денег”. Такой вид клятвы не требует искупления (каффарат). Сказано в Кур`ане: «Аллаh взыскивает с вас не за (нечаянное) нарушение клятв» (Тирмизи, Малик, Ибн Маджа).
2. Камус –ложная клятва, произнесенная сознательно. Например, кто-то говорит: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Что я видел”, – в то время, когда на самом деле не видел; или: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Я отдал долг”, – в то время, как его не отдал. Подобные клятвы – большой грех. Давший ложную клятву должен совершить покаяние и просить у Аллаhа прощения. Если ложной клятвой были ущемлены чьи-то права, следует возместить ущерб и просить прощения у пострадавшего. За ложную клятву нет искупления: каффарата недостаточно, чтобы искупить этот грех.
3. Мун`акыда – давать клятву о выполнении или невыполнении чего-либо в будущем. Например: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Завтра я отдам долг”; или: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Я не буду говорить с этим человеком”. Если поклявшийся нарушит свою клятву, он должен ее искупить. Пророк Мухаммад (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал: «Если кто-то поклялся чем-либо, потом увидел лучше того, чем поклялся, пусть нарушит свою клятву и даст искупления» (Алуси, «Рухуль-Маани», 29/38).
Сказано в Кур`ане (смысл) : «Аллаh взыскивает с вас за принесение клятвы (намеренно) двусмысленной» («Аль-Маида», 5/89).
Искупление за нарушенную клятву
Чтобы искупить нарушенную клятву, надо одеть 10 бедняков или выплатить деньги в размере закята “аль-фитр” каждому из 10-ти бедняков. Тот, кто сделать это не в состоянии, в качестве искупления должен соблюдать пост 3 дня подряд.
О НОВОВВЕДЕНИЯХ В ИСЛАМЕ (БИД’А)
Лексическое значение слова бид’а (арабск.) – любое нововведение. В религии – это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Кур`ана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Новшества бывают правильного направления (аль-бид’ату хасана), что соответствует целям и задачам Шариата, и новшества приводящие к схождения с правильного пути (аль-бид’ату’с сеййиа).
Сказал Пророк Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям):
Значение:»Кто устанавливает в Исламе благую практику, ему воздается вознаграждение за неё и за тех, кто следовал этому и при этом не убавляется их вознаграждение. А кто устанавливает в Исламе плохую практику, ему грех за неё и за тех, кто следовал этому и при этом не убавляется их прегрешения».
Имам Шафи’и сказал: «Нововведения (бид’а) бывают двух видов: 1)нововведения, которые противоречат Священному Писанию – Кур`ану, Сунне Пророка Мухаммада, наследию сподвижников Пророка и тому, в чем сошлись мнения ученых (иджма’); такого рода новшества есть ересь и отклонение от правильного пути;
2) то, что не противоречит перечисленному; в этом случае нововведение не является порицаемым новшеством»2 Имам Шафи’и вынося данное заключение исходит из общего понимания Кур`ана и Сунны, а также из слов халифа Умара, да будет доволен им Аллаh, которые он произнес после утверждения им в качестве обязательной (на уровне сунны) ежедневной молитвы Таравих (во время Рамадана) в мечети во главе с имамом: «Насколько великолепно это новшество!»
Не все, что появилось после Пророка Мухаммада (салляллаху’аляйхи ва саллям), является отвергаемым нововведением. Мы хорошо знаем, что практика совершения второго азана к пятничной молитве была введена праведным халифом Усманом, да будет доволен им Аллаh, ввиду расширения города и увеличения его населения. Также после Пророка мусульманскими учеными было создано и систематизировано огромное количество наук – религиозных и светских. Ни одно из этих нововведений и устремлений не противоречило Божественным установлениям, переданным через Пророка Мухаммада (салляллаху’аляйхи ва саллям). Напротив, эти нововведения вращались вокруг оси Слова Божьего и служили практическому применению людьми Его законов. Все то, что не противоречит смыслу и призванию религии, не может быть осуждаемо. Из такого рода нововведений, связанных с пятницей, мы знаем, к примеру, чтение Священного Кур`ана до призыва на пятничную молитву в некоторых арабских государствах и вагазы (религиозные уроки и назидания) в некоторых неарабских государствах, проводимые до и после молитвы. Это было введено не в качестве фарда или сунны, но с целью укрепления веры и углубления религиозных знаний в обществе, не входя в противоречие с постулатами веры».
По мнению Исламских ученых новшества делятся на:
1) Новшества ваджиб (обязательные) – использование современных технологий (техники) для распространения Ислама (например, использование современных научных знаний для ответов атеистам, использование интернет, радио,телевидения для распространения знаний по Исламу и т.д.)
2) Новшества халяль (разрешенные) – собрание Кур`ана в виде книги, точки и огласовки в Кур`ане, михраб (углубление в мечети, определяющее направление для молитвы), минарет, тасбих, чтение Таравиха в Рамадан джамаатом и т.д.
3) Новшества харам (запрещенные) – украшение могил мрамором с изображением умершего, отрицание судьбы, празднование навруза, нового года, дня рождения; вера в приметы, гадание и т.п.
4) Новшества мубах (свободно дозволенные) – приготовление различных новых блюд, не запрещенных Шариатом (например, йогурт).
5) Новшества мандуб (желательное для совершения) – написание книг по современным наукам, использование современных достижений технологий для строительства домов, школ, зданий и т.д.
Таким образом, можно сделать следующее краткое заключение: если нововведение не противоречит канонам веры, способствует более полному раскрытию смысла религиозного учения и его ценностей, укреплению духовно-нравственных начал в обществе, то такого рода новшества похвальны. В противном случае, любое нововведение является ересью и категорически неприемлемо.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Кому резать курбан ваджиб?
2. Когда режут курбан?
3. Что делать с мясом и шкуройю жертвенного животного?
4. Какие животные пригодны, а какие не пригодны для курбана?
5. Что такое жертвоприношение Назр? Что делать с мясом и шкурой курбана-назр?
6. Мясо каких животных есть разрешено (халяль) и каких запрещено (харам)?
7. Что называют клятвой и сколько их видов?
8. Что такое каффарат (искупление) за нарушенную клятву?
9. Раскройте понятие «новшество»
10. На какие виды делятся новшества?