16.07.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КЛЯТВА И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Клятва – это произнесение имени Аллаhа для того, чтобы усилить сказанное слово.

Клятвы бывают трех видов:

1. Лягва – клятва, произнесенная по ошибке. Например: у кого-то есть деньги, а он, думая, что у него их нет, дает клятву “ВАллаhи (Клянусь Аллаhом)! У меня нет денег”. Такой вид клятвы не требует искупления (каффарат). Сказано в Кур`ане: «Аллаh взыскивает с вас не за (нечаянное) нарушение клятв» (Тирмизи, Малик, Ибн Маджа).

2. Камус –ложная клятва, произнесенная сознательно. Например, кто-то говорит: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Что я видел”, – в то время, когда на самом деле не видел; или: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Я отдал долг”, – в то время, как его не отдал. Подобные клятвы – большой грех. Давший ложную клятву должен совершить покаяние и просить у Аллаhа прощения. Если ложной клятвой были ущемлены чьи-то права, следует возместить ущерб и просить прощения у пострадавшего. За ложную клятву нет искупления: каффарата недостаточно, чтобы искупить этот грех.

3. Мун`акыда – давать клятву о выполнении или невыполнении чего-либо в будущем. Например: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Завтра я отдам долг”; или: “Валлаhи (Клянусь Аллаhом)! Я не буду говорить с этим человеком”. Если поклявшийся нарушит свою клятву, он должен ее искупить. Пророк Мухаммад (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал: «Если кто-то поклялся чем-либо, потом увидел лучше того, чем поклялся, пусть нарушит свою клятву и даст искупления» (Алуси, «Рухуль-Маани», 29/38).

Сказано в Кур`ане (смысл) : «Аллаh взыскивает с вас за принесение клятвы (намеренно) двусмысленной» («Аль-Маида», 5/89).

Искупление за нарушенную клятву

 

Чтобы искупить нарушенную клятву, надо одеть 10 бедняков или выплатить деньги в размере закята “аль-фитр” каждому из 10-ти бедняков. Тот, кто сделать это не в состоянии, в качестве искупления должен соблюдать пост 3 дня подряд.

О НОВОВВЕДЕНИЯХ В ИСЛАМЕ (БИД’А)

Лексическое значение слова бид’а (арабск.) – любое нововведение. В религии – это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Кур`ана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Новшества бывают правильного направления (аль-бид’ату хасана), что соответствует целям и задачам Шариата, и новшества приводящие к схождения с правильного пути (аль-бид’ату’с сеййиа).

Сказал Пророк Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям):

Значение:»Кто устанавливает в Исламе благую практику, ему воздается вознаграждение за неё и за тех, кто следовал этому и при этом не убавляется их вознаграждение. А кто устанавливает в Исламе плохую практику, ему грех за неё и за тех, кто следовал этому и при этом не убавляется их прегрешения».

Имам Шафи’и сказал: «Нововведения (бид’а) бывают двух видов: 1)нововведения, которые противоречат Священному Писанию – Кур`ану, Сунне Пророка Мухаммада, наследию сподвижников Пророка и тому, в чем сошлись мнения ученых (иджма’); такого рода новшества есть ересь и отклонение от правильного пути;

2) то, что не противоречит перечисленному; в этом случае нововведение не является порицаемым новшеством»2 Имам Шафи’и вынося данное заключение исходит из общего понимания Кур`ана и Сунны, а также из слов халифа Умара, да будет доволен им Аллаh, которые он произнес после утверждения им в качестве обязательной (на уровне сунны) ежедневной молитвы Таравих (во время Рамадана) в мечети во главе с имамом: «Насколько великолепно это новшество!»

Не все, что появилось после Пророка Мухаммада (салляллаху’аляйхи ва саллям), является отвергаемым нововведением. Мы хорошо знаем, что практика совершения второго азана к пятничной молитве была введена праведным халифом Усманом, да будет доволен им Аллаh, ввиду расширения города и увеличения его населения. Также после Пророка мусульманскими учеными было создано и систематизировано огромное количество наук – религиозных и светских. Ни одно из этих нововведений и устремлений не противоречило Божественным установлениям, переданным через Пророка Мухаммада (салляллаху’аляйхи ва саллям). Напротив, эти нововведения вращались вокруг оси Слова Божьего и служили практическому применению людьми Его законов. Все то, что не противоречит смыслу и призванию религии, не может быть осуждаемо. Из такого рода нововведений, связанных с пятницей, мы знаем, к примеру, чтение Священного Кур`ана до призыва на пятничную молитву в некоторых арабских государствах и вагазы (религиозные уроки и назидания) в некоторых неарабских государствах, проводимые до и после молитвы. Это было введено не в качестве фарда или сунны, но с целью укрепления веры и углубления религиозных знаний в обществе, не входя в противоречие с постулатами веры».

По мнению Исламских ученых новшества делятся на:

1) Новшества ваджиб (обязательные) – использование современных технологий (техники) для распространения Ислама (например, использование современных научных знаний для ответов атеистам, использование интернет, радио,телевидения для распространения знаний по Исламу и т.д.)

2) Новшества халяль (разрешенные) – собрание Кур`ана в виде книги, точки и огласовки в Кур`ане, михраб (углубление в мечети, определяющее направление для молитвы), минарет, тасбих, чтение Таравиха в Рамадан джамаатом и т.д.

3) Новшества харам (запрещенные) – украшение могил мрамором с изображением умершего, отрицание судьбы, празднование навруза, нового года, дня рождения; вера в приметы, гадание и т.п.

4) Новшества мубах (свободно дозволенные) – приготовление различных новых блюд, не запрещенных Шариатом (например, йогурт).

5) Новшества мандуб (желательное для совершения) – написание книг по современным наукам, использование современных достижений технологий для строительства домов, школ, зданий и т.д.

Таким образом, можно сделать следующее краткое заключение: если нововведение не противоречит канонам веры, способствует более полному раскрытию смысла религиозного учения и его ценностей, укреплению духовно-нравственных начал в обществе, то такого рода новшества похвальны. В противном случае, любое нововведение является ересью и категорически неприемлемо.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Кому резать курбан ваджиб?

2. Когда режут курбан?

3. Что делать с мясом и шкуройю жертвенного животного?

4. Какие животные пригодны, а какие не пригодны для курбана?

5. Что такое жертвоприношение Назр? Что делать с мясом и шкурой курбана-назр?

6. Мясо каких животных есть разрешено (халяль) и каких запрещено (харам)?

7. Что называют клятвой и сколько их видов?

8. Что такое каффарат (искупление) за нарушенную клятву?

9. Раскройте понятие «новшество»

10. На какие виды делятся новшества?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *