20.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Все предписания и желательные действия, о которых будет рассказано ниже: поздравление, бритье головы, ат-тахник, аль-акика, имянаречение, обрезание имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Совершение их необходимо, так как они приносят детям пользу, дают им здоровье и силу. Если родители прилагают максимум усилий для претворения в жизнь Сунны Посланника Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) в отношении новорожденных, то это, по Воле Аллаhа, станет причиной благодарности детей в будущем.

Дети – дар и Милость Всевышнего. Поэтому, мусульманину желательно как можно скорее известить о рождении своего ребенка или поздравить родителей новорожденного и их родственников. Так же является Сунной читать следующее дуа (мольба): «О, Аллаh Всевышний, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка. И дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».(Ширбени, «Мугни’ль-мухтач, 4, 296).

Эти поздравления и пожелания наполняют сердца отца и матери радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате крепнут согласие и дружеские связи в обществе. О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Кур`ана. Так Всевышний сказал: «О Закария, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которого Яхья»(«Марьям», 19/7). Посланник Аллаhа Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям) поздравлял родителей новорождённых и читал им дуа.

Поскольку дети – дар Всевышнего Аллаhа, известить о рождении ребёнка и поздравить родителей надо не только при рождении мальчика, как это принято в некоторых странах, но так же и при рождении девочки. Сообщается, что Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) сказал: «Тот, кто воспитал и обучил двух или трех дочерей или сестер, а потом выдал их замуж, обязательно войдёт в Рай» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд).

Отцу ребёнка необходимо поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от беременности и поблагодарить Всевышнего. Стало традицией в некоторых семьях дарить цветы и делать подарки родителям ребенка. Это не противоречит духу и букве Ислама. Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) говорит: «Обменивайтесь подарками, это усиливает взаимную любовь» (Мунави, «Файзу’уль Кадир», 3, 271).

«Дарите друг другу подарки, потому что подарки стирают в сердцах ненависть и злобу» (Ат-Тирмизи).

 

ЧТЕНИЕ АЛЬ-АЗАНА И АЛЬ-ИКАМАТА

Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат. Это – Сунна. В Хадисе, переданном от Али (да будет доволен им Аллаh), рассказывается: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца азан, а в левое – икамат» (Аль-Байхаки). Также, по свидетельству Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh), Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) прочитал в правое ухо своего внука Хасана азан, а в левое – икамат (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

Смысл и тайна чтения азана и икамата в уши ребёнка заключается в том, что первыми словами, услышанными новорожденным в этом мире, будут слова возвеличивания и восхваления Аллаhа и его Посланника Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям), а так же призыв к служению Аллаhу , к благочестию и добру. Кроме того, слова свидетельства Единобожия (Ля илаhа илля Ллаh) и слова азана прогоняют проклятого шайтана, защищают ребёнка от его козней.

Также является сунной сказать на правое ухо следующие слова из Священного Кур`ана («Али-Имран», 3/36):

«Уа инни у’изуhа бика уа зурриййатаhа минаш-шайтанир-раджим»

Значение: «Я вверяю его и его потомство под Твою защиту от шайтана проклятого».

По одной из передач Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) на правое ухо новорожденного ребенка читал суру «Ихлас» (Вахби Зухайли, III, 640, 641).

 

АТ-ТАХНИК

Также является Сунной совершить ат-тахник, который заключается в протирании дёсен младенца слева и справа мякотью спелого финика. Если нет фиников, можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар. О желательности этого свидетельствует Хадис, который передал Абу Муса : «Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) назвал его Ибрахимом и протёр ему десны мякотью финика» (Аль-Бухари, Муслим).

Возможно, смысл ат-тахник состоит в том, чтобы дать почувствовать новорожденному в этой жизни первым не горечь, а сладость — сладость жизни и веры. Совершать этот ритуал, как и другие ритуалы, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму. Тогда больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребёнка.

БРИТЬЕ ГОЛОВЫ

На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца нельзя выкидывать. Их надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос количество серебра (или его денежный эквивалент) родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.

Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:

— бритье головы укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;

— раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;

— бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладёт начало выполнению Сунны.

О желательности бритья головы есть Хадис, рассказанный Анасом (да будет доволен им Аллаh): «Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) велел побрить волосы Хасана и Хусайна на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующие их весу серебро раздал как милостыню».

В этой связи необходимо помнить, что в нашей религии запрещается стричь или брить только часть головы, оставив другую. Об этом запрете свидетельствует Хадис, который передал Абдуллах ибн Умар: «Посланник Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) запретил брить часть головы» (Аль-Бухари, Муслим).

 

КУРБАН-АКЫКА

Волосы на голове новорожденного ребенка называются акыка, поэтому жертвоприношение за ребенка с целью получения благодати от Аллаhа и для защиты от болезней называется акыка, другое название – насика.

По мазхабу Ханафи акыка – мубах или мандуб, а по мнению трех других мазхабов это сунна.

Курбан-акыка можно делать со дня рождения до совершеннолетия ребенка. Лучшим для этого считается седьмой день от рождения.

Животное для акыки должно удовлетворять тем же требованиям, что и для курбана. Хозяин может и сам есть мясо, и раздавать другим.

Как для мальчика, так и для девочки приносят в жертву по одному барану. Есть также мнение, что для мальчика режут два барана.

Кости жертвенного животного не рубятся, а режутся в местах соединения суставов. Считается, что это является причиной здоровья ребенка (это мустахаб). По другому мнению, кости лучше рубить, это повлияет на то, что ребенок будет скромным, без вредных привычек (это тоже мустахаб).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh) передает, что Пророк, мир Ему, резал отдельно для каждого внука, Хасана и Хусейна, по одному барану, сказав: «С рождением мальчика есть акыка, поэтому за него пустите кровь жертвенного животного, брейте ребенку волосы» (Абу Дауд).

Хасан Басри со слов Самура бин Джундуба передал слова Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), мир Ему: «Каждый ребенок – дар в обмен на животное за него, которое надо принести в жертву на седьмой день, голову ребенка побрить и дать ребенку имя».

 

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого. Имя является частью личности человека, поэтому в Исламе ему уделяется очень большое внимание.

Сумрат сообщил, что Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) сказал: «Каждый младенец связан с акикой, на седьмой день после рождения обривают голову, дают имя, режут за него акику» (Ат-Тирмизи). Из этого Хадиса следует, что одобряется дать имя ребёнку на седьмой день. Но имеются и Хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения. Так, Анас сообщил, что Пророк Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям) сказал: «Ночью у меня родился сын, и я назвал его именем моего отца (т.е. отца Пророков) — Ибрахимом» (Аль-Бухари,Муслим).

Из предыдущих двух Хадисов следует, что дать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого — по усмотрению родителей.

 

Желательные имена

У каждого ребенка есть законное право на то, чтобы ему дали хорошее имя. После рождения ребёнка родители должны позаботиться о том, чтобы выбрать ему хорошее и красивое имя, ведь оно непосредственно влияет на будущую жизнь ребёнка. Тем самым мы исполним заветы Посланника Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) .

Абу Дарда (да будет доволен им Аллаh) передал, что Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) научил нас: «В День Суда вас вызовут по вашим именам и по именам ваших отцов, выбирайте же хорошие имена» (Абу Дауд).

Ибн Умар (да будет доволен им Аллаh) передал, что Пророк, мир Ему, сказал: «Истинно любимые пред Аллаhом имена – Абдуллах (раб Аллаhа) и Абдурахман (раб Ар-Рахмана)» (Аль-Бухари,Муслим).

Можно давать также имена Аллаhа, добавляя к ним приставку «абд» (раб), например Абдулькарим, Абдурахим, Абдульгафур и т.д. Но нельзя называть ребенка только именами Аллаhа, например, Аллаh, Куддус (Чистый от недостатков), Халик (Создатель), Ар-Рахман (Обладающий широчайшей милостью и благами). Эти Сыфаты присущи только Всевышнему Аллаhу.

Желательными являются все имена нашего Пророка (салляллахhу’аляйхи ва саллям) – Мухаммад, Ахмад, Хабиб, Ясин, Мустафа, Таха и др., а также имена всех Пророков и Посланников – Муса, Иса, Юнус, Юсуф, мир Им, и т.д. Кроме того, похвально давать имена асхабов, имамов, праведников, шейхов, доблестных предков. Нет сомнения в том, что их баракат (благодать) воздействует на судьбу ребёнка.

Порицается давать ребенку (и взрослому человеку) неприятные ему прозвища, например, слепой, хромой, глухой и др. Но если кого-либо можно узнать только по этой примете, то называть так разрешается.

Сказано в Священном Кур`ане:

Смысл: «Не злословьте друг против друга и не обменивайтесь (обидными) прозвищами. После того, как (человек) уверовал, называть его нечестивым именем скверно» («Худжурат»,49/11).

Плохие, некрасивые имена поменять на красивые – это Сунна Пророка, потому что Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) имя Барра поменял на имя Зайнаб (Муслим, Ат-Тирмизи). Также Айша, да будет доволен ею Аллаh, передала, что Пророк(салляллаху’аляйхи ва саллям), обычно менял неприятные имена на хорошие.

ОБРЕЗАНИЕ

Обрезание крайней плоти мальчиков («хитaна») – это один из очень желательных обрядов в Исламе. Передано от Пророка Мухаммада (салляллаху’аляйхи ва саллям) , что Пророк Ибрахим (Авраам), мир ему, сделал обрезание по повелению Аллаhа в возрасте 80 лет. С тех пор обряд был желательным в Шариатах всех последующих Пророков.

Пророк Мухаммад (салляллаху’аляйхи ва саллям), сказал: «Человек, по своей природе, нуждается в пяти действиях: совершить обрезание, подстригать ногти, удалять волосы в паху и подмышках, подстригать усы». Также существует Хадис: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый». Однако следует иметь в виду, что обрезание не является условием для принятия Ислама. Это очень желательная и поощряемая процедура, рекомендованная Пророком (салляллаху’аляйхи ва саллям), имеющая в своей основе заботу о здоровье человека. Поэтому несовершение обрезания не может служить препятствием для веры человека в Единого Бога и принятия Ислама.

Желательно сделать обрезание в детском возрасте, как можно скорее, т.к. есть Хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) принес жертву за Хасана и Хусейна и сделал им обрезание на седьмой день после рождения. Обрезание можно делать и позже, но желательно до достижения ребенком возраста мукалляф.

Помимо предписания нашей религии, обрезание является операцией, исключительно полезной для будущего мужчины и с медицинской точки зрения. Так установлено, что бактериологические стафилококковые, дрожжевые и гонорейные инфекционные поражения крайней плоти зачастую приводит к многочисленным заболеваниям половых органов, как мужчины, так и женщины. У народов, практикующих обрезание, не встречается рак полового члена, при этом у женщин значительно реже возникает рак шейки матки. По данным американских врачей, обследовавших более 200 тысяч мужчин в военных госпиталях, инфекции мочевыводящих путей в 11 раз чаще встречаются у мужчин, не совершающих операции обрезания. В этой связи обрезание относится к широко практикуемой операции, делается во многих странах мира даже по нерелигиозным мотивам.

Мужчины, которым по разным причинам, не было произведено обрезание в детстве (например, новообращенные в Ислам), а сделали эту операцию в 30-40-летнем возрасте, отмечали явное улучшение потенции, что крайне важно для гармонии и счастья в семье, имеющей в Исламе большое значение.

СГЛАЗ

Мать, которая часто, не отрывая глаз, смотрит на свое чадо, может его сглазить. Чрезмерная любовь плохо воздействует на ребенка. Смотреть на детей с любовью можно и даже нужно, но делать это следует со словами «Ма ша Аллаh. Ля хауля ва ля куввата илля биллях», что означает: «Так хотел Аллаh. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Него», или же сказать: «Баракаллаh» (пусть Аллаh сделает это благословенным). Эти слова имеют большую силу: Всевышний обезоруживает негативную силу взгляда.

Существование сглаза — это истина Посланник Аллаha (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал: «Существование сглаза — это истина» (Бухари, Муслим)

Так в чем же сущность сглаза и как по Исламу можно от него защититься? Обратимся к Хадисам Пророка (cалляллаhу аляйхи ва саллям). В Хадисе, переданном Айшой (радыяллаху анха), говорится: «Прибегайте за защитой к Аллаhу, потому что сглаз — это истина» (Ибн маджа,2/159, Хадис 3508).

Когда человек признает, что сглаз существует, второе, что он должен сделать, это изучить пути защиты от него. Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) советовал своимм сподвижникам, чтобы они читали от сглаза Аятуль-Курси, суры «аль-фаляк» и «ан-Нас». Когда к Пророку Мухаммаду (салляллаhу’аляйхи ва саллям) привели двух больных детей, он сказал: «Читайте им дуа. Поистине, если бы что-то и смогло опередить предопределенное, то этим был бы дурной глаз» (нисаи). Гарантированная защита от сглаза — это соблюдение всего того, что предписывает нам религия, то есть соблюдение Шариата.

Для защиты от сглаза Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям) были специально ниспосланы два Аята из суры «Калям». В тафсире Алуси «Рухуль-Ма’ани» приводится ривАят от Аль-Кальби: «Один араб после нескольких дней уединения в своём шатре обладал такой особенностью: он выходил, и, если смотрел на проходящие мимо него стада баранов и верблюдов, говоря: «Я никогда не видел прекраснее стада, чем это», то после этого животные заболевали и валились с ног. Мекканские мушрики, искавшие все возможные пути для того, чтобы навредить Пророку (салляллаhу’аляйхи ва саллям), обратились к этому человеку с целью сглазить Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Человек согласился, однако Аллаh Тааля защитил своего любимого Пророка ниспосланием 51-52 Аятов суры Калям» (муслим, Тирмизи, Абу Дауд). Эти Аяты предназначены для того, чтобы погасить, убрать сглаз. В книге «Исрари Мухаммадийе», «Тайны Мухаммада», сказано: «Влияние этого Аята одинаково: будь он читаем на человека или на воду, которую выпьет человек или умоет ей свое тело, или человек будет носить эту суру в написанном виде на своем теле, чтобы освободиться от сглаза»

Соблюдение этих обрядов, хотя они только желательные, равно является очень значительным и богоугодным делом. С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение. Сложное начинается с простого, большое – с малого, обязательное — с желательного. Поэтому, если мы не будем внимательными к желательным действиям, то это закономерно приведёт к небрежности и в выполнении обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *