10.10.2024

Бисмилляhир Рахманир Рахим

САДЖДА  САХВ

Саджда сахв — это саджда после допущения в намазе ошибок. Его совершают, если был задержан один из фардов, или был не выполнен или задержан один из ваджибов намаза. Например, если забыть прочиать ду’а кунут в намазе витр; если забыть прочитать дополнительную суру после «Аль-Фатиха» и сразу сделать руку’у. Для возмещения этих нарушений необходимо совершить саджда сахв, что является ваджибом, т.е. необходимым действием.

Несовершение хотя бы одного фарда — сознательное или по забывчивости — нарушает намаз и не может быть восполнено совершением саджда сахв. В этом случае необходимо совершить намаз заново. Саджда сахв ие возмещает невыполненного ваджиба, если он был пропущен в намазе сознательно. В этом случае намаз так же необходимо совершить заново. Если в намазе было допущено несколько ошибок, то достаточно выполнения одного сажда сахв.
Если в завершении намаза отдать салям, забыв сделать саджда сахв, то совершать этот намаз заново не нужно.

Как и когда совершается саджда сахв

Тот, кто задержал выполнение одного фарда или ваджиба в намазе или по забывчивости не выполил ваджиб, в последнем сидении читает только «Ат-тахият» и дает Ас-салям в обе стороны — направо и налево. Затем со словами «Аллаху Акбар» совершает саджда и читает «Субхана Раббия-ль-а’ля» 3 раза, затем садится между суджудами и со словами «Аллаху Акбар» вновь выполняет саджда, во время которого так же читает «Субхана Раббия-ль-а’ля» 3 раза. Со словами «Аллаху Акбар» садится и читает «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина», затем дает Ас-салям в обе стороны. Таким образом совершается саджда сахв.
Если во время коллективного намаза ошибся имам, то он дает ас-салям только в одну сторону — направо. Затем он совершает саджда сахв и завершает намаз таким же образом, как самостоятельно молящийся.

 

CАДЖДА ТИЛЯВАТ

В 14-ти местах Корана встречаются аяты, после прочтения которых является ваджибом совершить саджда, называемое «саджда тиляват». Это требование относится и к тому, кто услышит эти аяты и к тому, кто прочитает их. Саджда-тиляват является актом поклонения Аллаху.
Выполнение саджда-тиляват предписано всем, кто обязан совершать намаз. Женщины в период менструации и послеродового очищения саджда-тиляват не совершают.

Правила совершения саджда-тиляват в намазе

1. Если после аятов саджда-тиляват есть намерение продолжать читать Коран (более трех аятов), то по завершении этого аята сразу делается однократное саджда-тиляват. Затем молящиеся возвращается в положение «стоя» для того, чтобы продолжить читать Коран.

2. Если такой аят является последним или после него читают три аята или менее, то саджда-тиляват не совершают, а намаз продолжают, как обычно.
3. Если аят саджда, прочитанный в намазе, услышал тот, кто в это время не совершает намаз, то он должен сделать саджда-тиляват. Кто в намазе услышал аят саджда от того, кто читает его вне намаза, совершает саджда-тиляват после намаза.
4. Тот, кто читает аяты «саджда» в намазе, совершает саджда тиляват в намазе и не делает его после завершения намаза.
5. Если имам читает в намазе аяты саджда, то он сам и те, кто следует за ним, совершают саджда-тиляват.

Правила совершения саджда-тиляват вне намаза

1. Саджда тиляват совершается в состоянии омовения.
2. Встать лицом в направлении к Кибле с прикрытым ауратом и сделать намерение на саджда-тиляват.
3. Не поднимая рук, сказать «Аллаху Акбар» и сделать саджда, в котором прочитать «Субхана Раббияль-А’ля» 3 раза.
4. Со словами «Аллаху Акбар» встать. Мустахаб (желательно) произнести; «Гуфранака Раббана уа иляйкяль-масыр».
Значение: «Просим, Господи, Твоего прощения и к Тебе мы будем возвращены».
5. Саджда тиляват совершается 1 раз и без «Саляма».

Аяты «саджда тиляват», встречающиеся в Коране.
Аль-А’раф, 7/206
Ар-Рад,        13/15
Ан-Нахль, 16/48
Аль-Исра, 17/107
Марьям,        19/58
Аль-Хадж, 22/18
Аль-Фуркан, 25/60
Ан-Намль, 27/25
Ас-Саджда, 32/15
Сад,        38/24
Аль-Фуссылят, 41/37
Ан-Наджм, 53/62
Аль-Иншикак, 84/21
Аль-‘Аляк, 96/19

 

САДЖДА ШУКУР

Когда человек избавится от бед и несчастий, или в его жизни произойдет какое-то радостное событие, он может совершить саджда шукур. Этот земной поклон благодарность Аллаху, совершается так же, как и саджда тиляват. Абу Бакр (радыйаллаху анху) передал что когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получал добрые вести, он совершал саджда шукур. Саджда шукур — мустахаб, но совершить его сразу после намаза — макрух, потому что люди, у которых недостаточно знаний, могут подумать, что это один из элементов намаза. Этот саджда совершается в любое время, кроме времени макрух.

 

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА НАМАЗ

Кроме условий, оговоренных ранее, для получения от Аллаха вознаграждения за совершенный намаз необходимыми требованиями являются следующие:
— Мусульманин, совершающий намаз, должен иметь в сердце искреннее намерение — совершать намаз только ради Аллаха.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, Аллах примет благочестивое дело, только если оно быпо совершено ради Него» (Аль-Бухари, Муслим).
— Пища, молящегося, одежда, в которой он совершает намаз и место моления должны быть разрешенными — халяль.
— Сердце молящегося должно быть в состояния смирения перед Аллахом, хотя бы на мгновение.
Даже если одно из этих условий не будет соблюдено (например, молельный коврик был приобретен на деньги, вырученные за продажу спиртного), то считается, что намаз, инша Аллах (если на то есть Воля Аллаhа), принимается Всевышним, но вознаграждения за него не будет.

Добавить комментарий