Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЧАСТЬ II
ИСЛАМ
ЧТО ЗНАЧИТ ИСЛАМ?
Ислам — это покорность Единому Создателю Аллаху в соответствии с ниспосланными Им Законами. Покорность Аллаху подразумевает при¬знание всего того, что говорил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и исполнение того, к чему Он призывал.
СТОЛПЫ ИСЛАМА
Ислам стоит на 5 столпах.
1. Исламские свидетельства.
2. Выполнение пятикратного намаза.
3. Пост. Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.
4. Выплата занята. Пожертвование состоятельным человеком определенной части от своего имущества нуждающемуся мусульманину
5. Хадж. Совершение хаджа, у кого есть возможность, — хотя бы раз в жизни.
КТО ТАКОЙ МУКАЛЛЯФ?
Мукалляф — это разумный, достигший совершеннолетия, человек. Мукалляф обязан выполнять все, что повелевает религия и избегать всего, что ею запрещено.
Человек становится мукалляфом при наличии 2-х условий:
1. Разумный, психически нормальный.
2. Достигший совершеннолетия.
Совершеннолетие связано с половым созреванием. Его наступление зависит от физического развития человека, на которое в немалой степени влияют климатические условия.
Мальчики достигают совершеннолетия в 12-15 лет, а девочки в 9-15 лет.
Если по достижении 15-ти лунных лет (примерно 14,5 лет по солнечному календарю) у человека еще не появились признаки совершеннолетия, он все равно считается мукалляфом.
Став мукалляфом, верующий обязан соблюдать повеления религии и избегать запретного.
Признаками совершеннолетия у девочек являются первые месячные. У мальчиков первая поллюция.
Т.е. как только появились эти признаки, человек обязать поститься , совершать намаз и другие повеления Всевышнего.
ОБЯЗАННОСТИ МУКАЛЛЯФА
Действия подразделяются на восемь видов. Их называют Аф’али мукаллифин -действия мукалляфов.
1. Фард — это то, выполнение чего является обязательным. Например, пятикратный намаз, пост в месяц Рамадан, закят и т.д. Тот, кто выполняет фард, получает вознаграждение; тот, кто без причины не выполняет фард, заслуживает наказания, если Аллах не простит его. Человек, отрицающий обязательность выполнения фарда отступает от веры.
Фард делится на 2 вида:
Фард делится на 2 вида:
а) Фард-айн — это обязательства для каждого мусульманина в отдельности.
Например, выполнение пятикратного намаза.
б) Фард-кифайя — это фард, не обязательный для всех: достаточно, чтобы его выполнил хотя бы один человек из общины. Например, намаз аль-джаназа, — если кто-то совершил его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности считается выполненной.
2. Ваджиб — это то, выполнение чего необходимо. Однако ваджиб, в отличие от фарда, имеет не столь конкретные и сильные доказательстваоб обязательности его выполнения. Ваджибом является фитр-садака, праздничные молитвы, жертвоприношение и т.д. Выполняющий ваджиб будет вознагражден, не выполняющий без уважительной причины будет наказан, если его не простит Аллах.
3. Сунна — это то, что мы выполняем по примеру Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Выполняющий сунну получаетвознаграждение и заступничество (Шафаат) Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в Судный День. Сознательное невыполнение сунны порицается.
Сунна делится на 2 вида:
а) Сунна муаккада — это то, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выполнял постоянно и пропускал очень редко. Например, сунна утреннего, полуденного и вечернего намазов.
б) Сунна гайри муаккада — это сунна, которую Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выполнял редко, например, 4 рака’ата сунны-намаза до фарда намаза аль-аср и аль-иша.
4. Мустахаб — это то, выполнение чего одобряемо. Например, намазы нафиль. Выполняющий получает вознаграждение, невыполнение не порицается.
5. Мубах — это любые нейтральные действия. Например, садиться, вставать, сон, еда, питье. Человек волен в подобных действиях.
Если заниматься этими дозволенными делами в надежде на награду Аллаха, она не обойдет человека. Так, например, обыкновение ложиться спать пораньше можно использовать как средство, способствующее совершению дополнительных ночных молитв или, по меньшей мере, обязательной утренней молитвы. В подобных случаях сон становится поклонением и одним из благих дел, за которые человек получает награду.
6. Харам — это все, что категорически запрещено в нашей религии.
Например, убивать без права, воровать, пить опьяняющее, играть в азартные игры, есть свинину, делать татуировки,заниматься прелюбодеянием, обвешивать, колдовать, заниматься магией, грубо отвечать родителям и т.д. (Смотри «Третья Глава» тема «Некоторые запрещенные действия»). Тот, кто совершает харам, получит мучение и наказание, а избегающий харама из страха перед Аллахом получит саваб.
Тот, кто отрицает харам, (например говорит, что Шариат не запрещает пить спиртные напитки) — становится кяфиром.
7. Макрух — то, что наша религия не одобряет, но не запрещает категорически.
Макрух делится на два вида:
а) тахриман макрух — это макрух, близкий к хараму. Например, невыполнение ваджиба.Тот, кто воздержится действий тахриман макрух, получит саваб. Совершающий такой макрух будет наказан, если Аллах его не простит.
б) танзихан макрух — это макрух, близкий к халялю. Например, невыполнение сунны. Тот, кто избегает действий танзихан макрух получит саваб, кто их совершает, не будет наказан.
8. Муфсид — это то, что прерывает начатую ибаду. Например, разговор во время намаза, сознательный прием пищи или воды во время поста. Беспричинное нарушение ибады наказуемо.
Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракату! :))
Скажите пожалуйста, человек отступает от веры (то есть становится неверным) если он не хочет делать действие ваджиб? Например, если человек не может принести животное в жертву, так как он вегетарианец, сам не ест мясо и убить кого-то ему жалко, он не может физически этого сделать, но понимает важность данного обряда.
Может он заменить животное той же одеждой или фруктами и раздать это все бедным мусульманам, вместо того, чтобы закалывать животное?
Интересно мнение ханафитских и шафиитских ученых. 🙂
P/S: Спасибо за этот сайт создателям. Особенно за эти уроки. Все очень доступно объяснено :))
Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаhи ва баракятуh, сестра амира! Благодарим за добрый отзыв о нашем Медресе, Баракаллаhу фики!
Вот ответ нашего Учителя Мухаммада Муслимова:
Если человек не отрицает общеизвестный фарз как намаз, пост, хадж, закят и т.д. а просто не совершает их, то он кафиром не становится. Что уж говорить о ваджибе, или Сунне, если с фарзом так?!
Жертвоприношение не заменяется фруктами и т.п. По шафиитскому мазхабу, резать курбан желательно, но не обязательно. По ханафитскому мазхабу резать курбан — ваджиб. А ношение хиджаба это фарз, обязанность.
Assalamualeikum!Skajite pojaluysta,po kakoi knige prohodyat eti uroki,po hanafitskomu mazhabu.Djazakum Allahu hairan.
Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh!
Уроки брали из книги «Основы Исламских Знаний» турецкого автора Сейфеддин Языджи.