16.04.2024

Бисмилляhир Рахманир Рахим

КАДА (ДОЛГ) ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ

Намаз, совершённый вовремя, называют «Ада’а», а намаз, совершённый после окончания времени намаза, называют «Када». Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом.

Если же это случилось, то нужно покаяться.
В качестве долга необходимо возмещать все намазы фарды и намаз аль-витр. Намазы сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза,
которую можно возместить до наступления времени намаза аз-зухр того же дня. Для намазов када нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени макрух.
Если долгов по намазу много, и человек не знает, за какой день совершает када, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз када за последний (или первый) пропущенный Ас-Субх». Также делают намерение на совершение других намазов, например, Аз-Зухр или Аль-Аср.

НАМАЗ АЛЬ-ДЖАНАЗА (НАМАЗ ПО УСОПШЕМУ)

Намаз аль-джаназа является фардом кифайя. Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов — последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.

Кому читается намаз аль-джаназа.

Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов — последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.
Кому читается намаз аль-джаназа.

Для совершения намаза аль-джаназа, необходимо наличие 6-ти условий:
1) умерший должен быть мусульманином;
2) умерший должен быть ритуально чистым (в состоянии полного омовения гусуль) и завернут в кафан;
3) покойный должен находиться перед джама’атом;
4) тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
5) совершение намаза аль-джаназа происходит стоя (для тех, кто может стоять);
6) тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.
Намаз аль-джаназа — фард кифайя. Если кто-то из джама’ата совершит его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности считается выполненной.
Джама’ат не является условием для намаза аль-джаназа. Если одна женщина или один мужчина совершили намаз аль-джаназа, то это засчитывается как фард.

Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и намаз аль-джаназа. Намаз аль-джаназа можно совершать в любое время, кроме времени макрух.
Рукны: 4 такбира и стояние. Совершать Ас-салям — это ваджиб. В намазе аль-джаназа нет ни руку’у, ни суджуда.
Намерение является условием намаза аль-джаназа.

Сунны намаза аль-джаназа:
1. имам должен стоять на уровне груди умершего;
2. читать дуа «Субханака» после первого такбира;
3. читать Салават после второго такбира;
4. читать дуа после третьего такбира.

 

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА АЛЬ-ДЖАНАЗА

Умершему делают гусуль, заворачивают в кафан и кладут, чтобы совершить над ним намаз аль-джаназа. Носилки с телом ставят пер джама’атом, имам встает на против груди умершего. Джама’ат встает рядами (желательно в три ряда) за имамом обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается намаз.

Намерение имама:
«Намерился совершить намаз аль-джаназа по этому умершему (умершей)», (если это мужчина, то читается дуа для этого мужчины, если женщина,
то дуа для этой женщины; если ребенок, то дуа для ребенка-мальчика или ребенка-девочки).
Если джама’ат не знает, мужчина это или женщина, то намерение совершается таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз аль-джаназа по этому умершему ради Аллаха».
После совершения намерения имам вслух, а джама’ат шепотом произносят «Аллаху Акбар» — первый такбир; складывают руки, как в других намазах.
Имам и джама’ат шепотом читают дуа «Субханака», добавляя в него слова «ва джалля санаука»:

(Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва Та’аля джаддука ва джалля санаука ва ля иляха гайрук)
После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят «Аллаху Акбар» — второй такбир. Затем имам и джама’ат шепотом читают «Салават». Затем вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и джама’ат шепотом читают дуа намаза аль-джаназа.
Если молящиеся не знают этого дуа, то читают дуа «Кунут», если и не знают его, читают дуа «Раббана атина..»-Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир, ничего не читая, выполняют Ас-салям сначала направо, затем налево: «Ассаляму ‘аляй-кум ва Рахматуллах».

Дуа, которое читается после третьего такбира в намазе аль-джаназа:

«Аллахумма гфирлихаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибина ва закярина ва унсана ва сагирина ва кабирина Аллахумма ман ахъяй-таху минна фаахйихи’аля-ль Ислам. Ва ман таваффайтаху минна фата-ваффаху ‘аля-ль иман».

Значение: «О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой».
После этого читаются другие дуа в зависимости от пола покойного:
если умерший — мужчина:
«Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-магфирати вар ридвани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджауаз ‘анху ва ляккыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа Бирахматика я Архамар-Рахимин».
Значение: «О Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если он был хорошим, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится.
Обрадуй Его Своей Щедростью и возвеличь его в почете в Ахире, о Аллах, Милостивый из милостивых».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *