29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАМАЗОМ
(продолжение)

Вопрос: Некоторые утверждают, что совершение обеденного намаза после пятничной молитвы не соответствует Шариату. Правильно ли это?
Ответ: Нет, неправильно. Если в населенном пункте пятничный намаз совершается в одном месте и если на этом пятничном намазе участвуют не менее сорока человек,читающих без ошибок суру «Аль-Фатиха» и молитву «Ат-тахият», то тогда после пятничной молитвы совершать обеденный намаз запрещено. Если отсутствует хотя бы одно из этих двух условий, то после пятничной молитвы следует совершить обеденный намаз.
Имам Шафии (да будет доволен им Аллаh) в своей книге «Умму» пишет: «Если в одном городе пятничная молитва совершается в нескольких местах, то всем джамаатам этого города следует за пятничной молитвой совершить и обеденный намаз».
Кто-то может возразить, что Аллаh обязал совершать не шесть намазов в течение суток, а только пять. Но разве имам Шафии не знал о том, что Аллаh обязал совершать только пять намазов в сутки? Разве не ведая об этом, он сказал, что в подобном случае после пятничной молитвы следует совершать обеденный намаз? Никто не утверждает, что Аллаh обязал в течение суток совершать шесть намазов. Обеденный намаз следует совершить для возмещения упущенного в пятничном намазе, если возникло сомнение в полноценности его совершения, т.е. он совершается для достоверности.
Например, если не был совершен один из пяти обязательных (фарз) намазов, но неизвестно точно, какой из них, тогда, по Шариату, следует совершить все пять намазов еще раз для достоверности. То есть для того, чтобы возместить одну пропущенную молитву, приходится еще раз совершить все пять намазов. Пусть теперь эти невежды утверждают, что Аллаh не обязал совершать эти намазы.
Может возникнуть вопрос: если есть сомнения, то зачем вообще совершать такую пятничную молитву? Некоторые имамы утверждают,что и без сорока человек можно совершать пятничную молитву. Есть немалая польза для Ислама и в том, что в пятницу в одном месте собирается община (джама‘ат) города или села. В этом и состоит ценность, пятничного намаза (намаз-джума),поэтому он и совершается, следуя тем имамам, которые утверждают, что пятничный намаз получается. А после намаза-джума для достоверности совершают обеденный намаз, следуя имаму Шафии (да будет доволен им Аллаh).

Вопрос: Есть ли доказательства желательности чтения в утреннем намазе молитвы «Кунут» («Махдина»)?
Ответ: Совершая утренний намаз, во втором рака‘ате, после того как поднялись с поясного поклона (руку‘),является сунной читать молитву «Кунут». Доказательством этому служит рассказ сподвижника Анаса: «Посланник Аллаhа до самой смерти каждый день в утреннем намазе читал «Кунут». Это же передал имам Ахмад. Имам Навави утверждает, что очень многие ученые-богословы считают этот Хадис достоверным. Большинство салафунов в утреннем намазе также читали молитву «Кунут».

Вопрос: Правы ли те, которые утверждают, что в поясном и земном поклонах (руку‘ и саджда) нельзя произносить выражение «ва бихамдихи».
Ответ: Нет, они неправы. Сам Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) после чтения тасбиха в поясном и земном поклонах произносил «ва бихамдихи». Это подтверждает Хадис, переданный Абу Давудом («Мугни», том 1, стр. 229), а также Хадис, переданный Дарукутни. Хадис, который рассказывает об этом, можно прочесть и в книге «Итхаф» (том 3, стр.60). Основываясь на вышесказанном, ученые утверждают, что после чтения тасбихов желательно произносить выражение «ва бихамдихи».

Вопрос: Многие люди во время азана целуют ногти больших пальцев рук и проводят ими по глазам. Соответствует ли это Шариату?
Ответ: Шариат не запрещает делать это. От этого действия нет никакого вреда, кроме пользы. В книгах написано, что у того, кто это делает, не будут болеть глаза.
И какой же вред в том, если человек говорит: «Приветствую тебя, мой любимый и радость моих очей, о Мухаммад!» и после этого целует ногти больших пальцев рук и проводит ими по глазам? Известный во всем мире имам аль-Хафиз ас-Сахави сказал, что это действие идет от Пророка Хизри, мир ему. Известные ученые признали желательность этого действия. Кто хочет удостовериться, пусть посмотрит в книгах «Асн-аль-маталиби», «И‘анат-ут-талибин», «Шанвани», «Фатхуль-‘аллам» (т. 2, стр.141), «Шархуль мафруз» (стр. 84), «Танвируль кулуб». Вы не верьте заблудшим людям, которые говорят, что Пророк якобы не делал этого и поэтому нам этого совершать нельзя, истинные ученые-богословы знают лучше невежд.

Вопрос: Некоторые заблудшие люди говорят: «При омовении, когда моют лицо, руки, ноги, нельзя читать ду‘а, это харам, поскольку это является новшеством (бид‘а). Правильно ли это?
Ответ: Нет, неправильно. Ду‘а можно делать всегда и везде, только в туалете и грязных местах нельзя читать громко. Ду‘а является одним из самых ценных и дорогих богослужений. И человеку при омовении намного лучше читать ду‘а, чем молчать. В книге «Махалли» написано: «Ибну Хиббан со слабой достоверностью передал, что Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) читал эти ду‘а». И даже если Хадис со слабой достоверностью, то для хороших деяний его можно использовать (см. т. 1, глава об омовении). Даже если Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) сам нечитал эти ду‘а, то все равно их можно читать, поскольку он не говорил, что нельзя читать их во время омовения, поскольку делать ду‘а всегда желательно.

Вопрос: Можно ли совершать намаз утешения для умершего (салятуль унс).
Ответ: Мы уже говорили о том, что умершие получают пользу от хороших деяний, богослужений живых людей. Поэтому можно совершать намаз для утешения в одиночестве, и они от этого получают пользу. Тот, кто хочет узнать способы совершения этого намаза и ценность его, пусть смотрит в книге «Фатхуль ‘аллам» (т. 2, стр. 65).

Вопрос: Можно ли, читая в азкарах «Бисмилляхи ллязи….», проводить рукой по голове? Ваххабиты это отрицают.
Ответ: Можно и желательно проводить рукой по голове, читая это ду‘а. Эти заблудшие люди думают будто того, что они не знают, не существует, к тому же мол, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) этого не говорил. Сподвижник Анас, да будет доволен им Аллаh, передаёт, что Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) после намаза проводил рукой по голове и говорил: «Бисмиллахиллязи ля илляха илля хува ррахману ррахим». Этот Хадис передал Табрани, Баззар. Также этот Хадис передали Ибну Сунни и Хатиб. (см. в книге Щукани «Найлул автар», стр.461, в книге Щукани «Тухфату ззакирин», стр.120, также в книге Абдуллаха Сиражуддина «Ас-салату филь Ислам», стр. 160).

Вопрос: После коллективного намаза некоторые люди пожимают руки друг другу. Является ли это нововведением (бид‘а), не соответствующим Шариату?
Ответ: Нет Аятов или Хадисов, где рассказывается о запретности или желательности пожатия рук непосредственно после намаза. Существуют Хадисы, где в обобщённом виде рассказывается о достоинстве приветствия. В Хадисе, приведённом Тирмизи и Абу-Давудом, говорится:
«Когда два мусульманина, встретившись, поздороваются за руки,прежде чем они расстанутся, смоются все их грехи». Также если два мусульманина, совершивших намаз, не пожимали до этого друг другу руки, то им желательно (сунна) сделать это после совершения намаза. Если даже они и здоровались раньше, то что запретного в том, что после намаза они ещё раз пожмут руки и попросят Всевышнего принять их молитву? Пожать руки даже желательно, поскольку это обрадует брата по вере. В Хадисе, приведённом от Баззара, говорится: «Когда мусульманин пожмёт руку мусульманину, то с них обоих осыпаются грехи, как с дерева осыпаются сухие листья».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *