19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАМАЗОМ
(продолжение)

Вопрос: Является ли правильным утверждение, что чтение мольбы (ду‘а) после намаза является нововведением (бид‘а)?
Ответ: Обращаться к Аллаhу с мольбой (ду‘а) после совершения намаза является сунной Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) . В Хадисе, переданном по хорошей цепочке от Абу Умамата (да будет доволен им Аллаh), который приводит Тирмизи, говорится: «Некий человек спросил Посланника Аллаhа : «Когда мольба (ду‘а) наиболее принимается Всевышним?» Пророк ответил: «Мольба, прочитанная в середине ночи, а также после обязательных намазов». Кто желает познакомиться с дополнительными доводами по этому вопросу, тот может обратится к книге имама Навави «Азкар» (стр. 83-85).

Вопрос: После коллективного намаза громко читают определенные зикру-тасбих (поминания Аллаhа, славословия). В последнее время появились люди, категорично осуждающие это. Что об этом говорит Шариат?
Ответ: Кроме Саудовской Аравии, во всех мусульманских государствах после коллективного намаза имам и муэдзин громко читают зикру-тасбих.
По мазхабу имама Шафии, человеку, совершившему намаз, желательно читать зикру-тасбих самостоятельно, про себя, тихо. А после совершения намаза-джамаат имам читает зикру-тасбих громко до тех пор, пока люди, совершающие за ним намаз, не выучат это наизусть. После того, как все выучат азкары, желательно читать их про себя, тихо. На сегодняшний день в Дагестане в соответствии с мазхабом имама Шафии после намаза читают азкары и тасбихи. Та часть азкаров, которая трудно заучивается наизусть, читается громко, а другая, как, например, десять раз «Вахдахуллах», Сура «Аль-Фатиха», Аят «Аль-курси», суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк», «Ан-Нас», чтение по 33 раза «субханАллаh», «альхамдулиЛлах», «Аллаhу акбар» и после этого зикру-салават, – читается про себя.
Поистине, чтение всем джамаатом после намаза зикру-тасбиха, а затем обращение с мольбой ко Всевышнему вызывает лишь восхищение. Если не делать хотя бы этого, то каким образом люди смогут выучить азкары, ведь порой они забывают даже то, что знают. Поэтому выступать против громкого чтения зикру-тасбиха будет только сильно заблудший или несведущий. Один из больших учёных-богословов из мазхаба имама Шафии – Авза‘и утверждает даже, что все азкары и тасбихи желательно читать громко, поскольку двоюродный брат Пророка Ибну ‘Аббас рассказал: «При жизни Посланника Аллаhа после намаза азкары и тасбихи читали громко» (Передали имам Бухари и имам Муслим. См. книгу «Аль-бид‘ату филь-мафхумиль-исламийильхак‘ик‘», стр. 67). Удивительно, как могли «забыть» об этом Хадисе те, которые утверждают, что они следуют за Пророком.

Вопрос: В последнее время некоторые люди стали порицать совершение желательных (сунна) намазов-аввабин . Верны ли подобные утверждения?
Ответ: Нет, не верны. В доказательство своей правоты эти заблудшие люди утверждают, что те Хадисы, в которых говорится о желательности совершать намазы-аввабин, являются слабыми в плане достоверности, и что словом «аввабин» обозначают намазы-сунна, совершаемые после восхода солнца (зуха).
Но эти невежды не знают, что Посланник Аллаhа называл аввабинами и те намазы-сунна, которые совершаются после вечернего намаза. Также они не ведают, что можно следовать и слабым по достоверности Хадисам, если в этих Хадисах говорится о совершении благих деяний. К тому же, если по поводу какого-либо вопроса приведено несколько различных версий (риваят) слабых Хадисов, отвечающих на этот вопрос, то эти Хадисы в совокупности заменяют достоверный Хадис.
Намазы-аввабин после вечернего (магриб) намаза совершали как Посланник Аллаhа , так и его сподвижники, их последователи (таби‘ины) и ученые-богословы всех четырех мазхабов.
Можно назвать нескольких сподвижников, которые совершали намазы-аввабин: ‘Абдуллах ибну Мас‘уд, ‘Абдуллах бину ‘Умар, Салман аль-Фариси, Анас бину Малик и др. Среди их последователей, совершавших эти намазы, ‘Али Зайнуль-‘Абидин бину Хусейн, Са‘ид бину Джубайр, Мухаммад бину Мункадир и др. И после этого не было ни одного ученого-богослова, который говорил бы о нежелательности намазов-аввабин, кроме этой группы заблудших людей, появившихся в последнее время.
Поскольку даже слабые Хадисы, если они приведены много раз в разных версиях (ривАятах), заменяют достоверный Хадис, то ниже мы хотели бы привести эти Хадисы

1. Имам Насаи передал Хадис от Хузайфы: «Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) совершал намазы-сунна после вечернего (магриб) намаза до наступления ночного (‘ишаъ) намаза».
2. Имам Табрани передал от ‘Умара бину Ясира: «Я видел моего дорогого и любимого Посланника Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям), совершающего шесть рака‘атов намаза-сунна после вечернего намаза».
3. Имам Табрани и имам Ахмад передали от ‘Убайда: «Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) повелевал совершать намазы-сунна между вечерним и ночным (‘ишаъ) намазами».
4. Тирмизи передал следующий Хадис: «Совершение шести рака‘атов намаза-сунна после вечернего намаза сравнивается по ценности с двенадцатилетним поклонением (‘ибада) Аллаhу».
5. В Хадисе, переданном от Табрани, сказано: «Совершение шести рака‘атов намаза-сунна после вечернего намаза смывает грехи человека, если даже их было много, подобно морской пене».
В Хадисе, переданном от Ибн Мубарака говорится: «Те намазы, которые совершаются между вечерним и ночным намазами, являются намазами-аввабин».

Слово «аввабин» означает «целиком и полностью обратившиеся к Аллаhу из-за любви к Нему». Имеется в виду, когда обычно вечером люди, вернувшись с работы, отдыхают, едят и пьют, они расслабляются и забывают Аллаhа. А люди, совершающие намаз в то время, когда большинство остальных людей отдыхают, являются полностью обращенными к Аллаhу из-за любви к Нему. Тот, кто хочет получить дополнительную информацию о Хадисах, рассказывающих про намазы-аввабин, может обратиться к книге «Итхаф» (т.3, стр. 614-617).
Каждый из выше перечисленных Хадисов в отдельности является достаточным доводом, желательности совершения намазов-аввабин после вечернего (магриб) намаза, не говоря уже обо всех этих Хадисах вместе взятых. Нам кажется, что у заблудших нет другой задачи, кроме как постепенно изымать из Ислама самые хорошие и полезные моменты, чтобы таким образом опустошить нашу религию.
Вопрос: Некоторые утверждают, что, находясь в пути (сафар), нежелательно совершать намазы-сунна. Правильно ли это?
Ответ: Нет, не правильно. Люди, утверждающие подобное, вообще не разбираются в Шариате. Подобное утверждение противоречит всем четырем мазхабам. Ведь согласно существующим четырем мазхабам, эти намазы-сунна желательно совершать, и совершивший их получит очень большое вознаграждение.
Имам аль-Газали в книге «Ихьяъ» пишет: «Ты не прекращай совершать намазы-сунна из-за того, что находишься в пути (сафар). Вред от несовершения этих намазов-сунна для тебя будет больше, чем польза от самого сафара». («Итхаф». Том 5. С. 518.)
Разрешается совмещать и укорачивать обязательные намазы, находясь в пути, и это добровольное дело каждого. Но основанное на этом утверждение о том, что нельзя совершать намазы-сунна, находясь в пути, является признаком глупости и непонимания Шариата. Именно для того, чтобы, даже находясь в пути, не прекращали совершать намазы-сунна, Шариат разрешает совершать намазы-сунна, не слезая с транспортного средства (верховое животное, автотранспорт и т.п.).
Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) , находясь в пути, не переставал совершать намазы-сунна даже будучи верхом. Имам Шафии передал, что Джабир сказал: «Я видел Посланника Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) совершающим намазы-сунна верхом на верблюде». Абу Давуд передал: «Когда Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям), находясь в пути, желал совершить намаз-сунна, он поворачивал животное, на котором сидел, в сторону киблы и со словами «Аллаhу Акбар» вступал в намаз».
Имам Бухари передал: «Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) совершал намазы-сунна, сидя верхом на животном, а для совершения обязательных (фарз) намазов слезал с животного». Имам Бухари и Муслим передали от Ибну ‘Умара: «Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) совершал намазы-сунна верхом на животном, куда бы это животное не поворачивалось».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *