22.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАМАЗОМ

Вопрос: Обязательно ли восполнять долги по намазам, которые были оставлены по беспечности?
Ответ: Бухари и Муслим передали: «В сражении при Хандаке Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), будучи занятым в битве, случайно пропустил послеобеденный намаз. Тогда он вечером сразу же восполнил его».
Также Муслим и Бухари передали: «Когда сподвижники шли к иудейскому племени Абу Курайзат, они пропустили послеобеденный намаз. Они также в тот же вечер восполнили его». В Хадисе сказано: «Если кто-либо пропустил намаз, проспав или позабыв, то пусть он восполняет его, как только вспомнит об этом» (Хадис передали Муслим, Бухари и др.).
Основываясь на этом, ученые-богословы всех четырех мазхабов утверждают: «Если необходимо восполнять намаз, пропущенный случайно, непреднамеренно, то тем более необходимо восполнять преднамеренно пропущенные намазы». Итак, если намаз был пропущен по беспечности, то для того, чтобы был прощен этот проступок, необходимо его восполнить.

Вопрос: Некоторые, читая в намазе «ташахуд», многократно шевелят указательным пальцем, полагая, что тем самым бьют по голове шайтана. Правильно ли это?
Ответ: Согласно трем мазхабам, указательный палец приподнимают один раз и не шевелят более. Некоторые ученые-богословы маликитского мазхаба утверждают, что желательно шевелить указательным пальцем. Из достоверных источников, явствует, что желательно приподнять указательный палец один раз и больше не шевелить. Подтверждает это Хадис, переданный Абу Давудом от Абдуллаха бин Зубайра, в котором Хадисе говорится, что Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) в ташахуде приподнимал указательный палец и до конца намаза больше его не шевелил («Аль-бид‘ату филь-мафхумиль исламийиль хакик», стр. 83-84). Ведь цель намаза заключается в постоянном поминании Аллаhа, так зачем же нужно в намазе поминать еще и шайтана.

Вопрос: В коллективном (джама‘ат) намазе некоторые прижимают стопы своих ног к стопам рядом стоящих, оставляя расстояние между своими стопами чуть ли не в два локтя. Правильно ли это?
Ответ: Нежелательно человеку, совершающему намаз, оставлять расстояние между стопами своих ног больше пяди.
В книге «Фатх-уль-‘аллам» написано, что оставлять расстояние между своими ногами равное пяди, является сунной (том 2, стр.239). При этом молящимся можно касаться друг друга щиколотками, не касаясь стопами. Если расстояние между ногами молящегося будет больше пяди, то между его плечом и плечом рядом стоящего образуется зазор. Но если расстояние между его ногами будет равно пяди, что соответствует Шариату, то между плечами не образуется зазор и от коллективного (джама‘ат) намаза получают полноценное воздаяние. В наше время можно встретить людей, которые, совершая намаз коллективно, прижимают стопы к стопам стоящих рядом, расставляя ноги в ширину чуть ли не на метр. Во-первых, это противоречит всем четырем мазхабам. Во-вторых, те, кто совершают намаз подобным образом, мешают стоящим рядом, отвлекая их, поскольку наступают им на ноги. Это запрещено Шариатом!
В-третьих, это действие противоречит Хадису Посланника Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям): «Однажды во время совершения коллективного намаза Посланник Аллаhа увидел человека, который ненамного выступил из ряда молящихся. Тогда Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «О рабы Аллаhа! Или вы выровните свои ряды, или же Аллаh разделит ваши сердца» (Хадис передали имам Ахмад, Абу Давуд от Ну‘мана бину Башира). Ну‘ман сказал: «Я видел сподвижников Пророка , которые в коллективном намазе касались друг друга щиколотками (обратите внимание, не пальцами ног, а щиколотками), и у них касались плечи».
Посудите сами, разве смогут касаться друг друга плечами те, которые расставляют ноги, чуть ли не на метр? Поэтому стоящим в коллективном намазе нужно оставлять расстояние между стопами своих ног не больше пяди.

Вопрос: Можно ли произносить «Раббаль-‘алямин» после слова «Амин» при завершении чтения суры «Аль-Фатиха».
Ответ: Можно, и даже желательно. Слово «Амин» означает «прими» или «ответь на мольбу». Это также является мольбой. Всевышний говорит людям, которые обращаются с мольбой (ду‘а), чтобы они просили с именем Аллаhа. В Кур`ане сказано:
Смысл: «У Аллаhа есть прекраснейшие имена, вы просите этими прекраснейшими именами» (Сура «Аль-А‘раф», Аят 180).
Выражение «Раббаль-‘алямин» является именем Аллаhа и означает: «О Господь всего сущего». Поэтому в шариатских книгах написано, что желательно после слова «Амин» произносить «Раббаль-‘алямин». («Мугниль-мухтадж», том 1, стр.223; «Шихаб» хашият «Махалли», том 1, стр. 218 «Шарх-уль-мафруз», стр.104). Имам Шафии в книге «Умму» утверждает: «Желательно после слова «Амин» произносить «Рабб-аль-‘алямин» или подобные этому слова» («Итхаф», том 3, стр.78).

Вопрос: Можно ли совершать намаз без головного убора?
Ответ: Если мужчина совершает намаз, прикрыв участок тела между пупком и коленями, остальную часть тела оставив оголенной, то его намаз принимается. Но нежелательно (карахат) совершать намаз подобным образом. Следует отметить, что является очень желательным (сунна) совершать намаз, прикрыв все тело. Совершать намаз без головного убора – карахат.
Во всех книгах по шариату пишется, что совершать намаз без головного убора нежелательно. Посланник Аллаhа тоже совершал намаз в головном уборе.

Вопрос: Становится ли неверным (кафиром) человек, оставивший намаз?
Ответ: Намаз является обязанностью, которую возложил Аллаh на Своего раба, пока тот находится в здравом уме. Есть много Хадисов, утверждающих, что можно впасть в неверие (куфр), совершая прелюбодеяние, воровство, проявляя высокомерие и т.д. Но также существуют Аяты и Хадисы, в которых утверждается, что люди, совершившие подобные большие грехи, не впадают в неверие.
Основываясь на этом, истинные ученые-богословы Ислама вынесли следующее решение: «Если человек совершает большие грехи, не считая их запретными (харам), то он впадает в неверие. Если же человек признает, что подобные греховные деяния запретны, но совершает их из-за своей слабости, то он не впадает в неверие». Поэтому ученые-богословы не считают неверным (кафиром) человека, совершающего такие большие грехи, как невыполнение намаза, совершение прелюбодеяния, распитие спиртных напитков и т.д., если он не отрицает их запретность. Этого утверждения придерживаются имамы трех мазхабов – Шафии, Малик и Абу Ханифа. Имам Ахмад в одном месте пишет, что те, кто оставляют намаз, впадают в неверие, а в другом утверждает, что не впадают. Ибну Куддамат в книге «Мугни» пишет, что второе утверждение имама Ахмада (о том, что не впадают в неверие из-за несовершения намаза) весомее первого его утверждения.
Общее мнение имамов всех четырех мазхабов следующее: если человек не совершает намаз, не отрицая обязательность его совершения, то он не впадает в неверие. Человека, не совершающего намаз, считают неверным только заблудшие люди, такие как представители течения му‘тазиллитов , а также следующие за ними представители недавно появившихся течений, которые придумывают нововведения (бид‘а). Теперь рассмотрим доводы истинных ученых-богословов и имамов четырех мазхабов. Довод их – Кур`ан и Хадисы. В Кур`ане говорится:
(Смысл): «Аллаh не прощает придание Ему сотоварища (ширк) , кроме этого все остальное прощает» (Сура «Ан-Ниса‘», Аят 48). Этот священный Аят поясняет, что несовершение намаза не является признаком неверия.
Имам Ахмад, Абу Давуд, Насаи, Ибну Маджах, Хаким в конце достоверного Хадиса говорят: «Аллаh не обещает ввести в Рай человека, не совершающего намаз. Если Аллаh пожелает, этот человек будет испытывать муки, а если пожелает – введет его в Рай». Из слов «а если пожелает – введет его в Рай» следует, что человек, не совершающий намаз, не становится неверным, поскольку неверный не может попасть в Рай. Однако это не означает, что можно не совершать намаз. Упаси нас Аллаh от того, чтобы мы перестали совершать намаз и потом отвечали за это перед Ним. Ведь несовершение намаза является одним из самых больших грехов.
Ученые-богословы поясняют и Хадис, в котором утверждается, что несовершение намаза является неверием. Это сказано с целью остеречь мусульман от подобного греха, чтобы мусульмане не уподоблялись неверным, поскольку те не совершают намаз.

Вопрос: Является ли действительным акт бракосочетания (никах), если один из его участников не совершает намаз?
Ответ: Имам мечети, который заключает акт бракосочетания, должен рассказать вступающему в брак о принципах Ислама, о степени греха за несовершение намаза. Необходимо, чтобы он покаялся в этом грехе, и потом уже заключить акт бракосочетания. Тот, кто не совершает намаз, не является неверующим, но является грешником (фасик). Ни в одной шариатской книге не утверждается о том, что грешнику (фасик) запрещено вступать в брак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *