25.01.2025

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВСЕВЫШНИМ АЛЛАhОМ

(продолжение)

Вопрос: В последнее время в некоторой печатной и аудио-видеопродукции ваххабитов встречаются высказывания о том, что Всевышний Аллаh находится над ‘Аршем или наверху, или что у Него есть тело. Те, кто утверждают подобное, приводят Аяты Кур`ана и Хадисы Пророка . Соответствуют ли подобные утверждения Исламу?

Ответ. Нет, не соответствуют. Место в пространстве, время и т.п. – все эти качества присущи созданному. Тот, кто придаёт Аллаhу эти перечисленные качества, тем самым уподобляет Аллаhа Его созданиям. Кур`ан же опровергает подобную ложь. В Кур`ане говорится:
Смысл: «Нет ничего подобного Аллаhу, Он Всеслышащий и Всевидящий», (Сура «Аш-Шура», Аят 11). Этот Аят Кур`ана изобличает заблуждение людей, утверждающих, что Аллаh находится над ‘Аршем, наверху или что у Него есть тело. Рассмотрим этот вопрос с логической точки зрения. Является очевидным фактом, что Земля круглая и что за сутки она совершает оборот вокруг своей оси.

Если кто-либо утверждает, что Аллаh находится в определенном месте наверху, то утром это место (на небе) будет располагаться в одном направлении, а вечером, когда Земля совершит оборот, – в совершенно противоположном. Чтобы в обоих случаях ответы совпали, придётся вечером указать не вверх, а вниз. Следовательно, если задать тот же вопрос людям, находящимся в четырёх концах света (на севере, юге, востоке, и западе), и если каждый из них укажет на верх,утверждая, что Аллаh находится на небесах или на ‘Арше, то ответы этих людей будут противоречить друг другу. Ни в одном Аяте или Хадисе не говорится, что на вопрос «где Аллаh?», заданный утром, следует указать на верх, а если спросят об этом вечером, то указать в противоположную сторону.

Если кто-либо будет утверждать, что нет необходимости в логическом доводе, когда в Кур`ане и Хадисе говорится об этом прямо, то его можно спросить: откуда он узнал, что Шариат, Кур`ан и Хадисы- это истина? Разве не путем логических размышлений он к этому пришел? Если мы будем отвергать логические доводы, то нам придется отвергнуть и Кур`ан, и Хадисы, и Шариат. А на вопрос о том, как тогда быть с теми Аятами и Хадисами, где, если перевести буквально, говорится, что Аллаh наверху, на ‘Арше или у Него есть тело?, есть два  ответа.
Во-первых, подобно тому, как сушествуют Аяты и Хадисы, где говорится, что Аллаh на ‘Арше или на небесах, также существуют Аяты и Хадисы, где утверждается противоположное – к примеру, на земле или в другом месте. Приведем примеры:

Аят буквально переводится следующим образом:

«Он (Аллаh) находится на небесах и на земле», (Сура «Аль-Ан‘ам», Аят 3).

«Он (Аллаh) с вами, где бы выни находились», (Сура «Аль-Хадид», Аят 4).

«Я (Аллаh) ближе к нему, чем его собственная шейная артерия», (Сура «К‘аф», Аят 16).

Также в достоверном Хадисе говорится:
«Поистине Аллаh находится перед вами, когда вы совершаете намаз, поэтому не плюйте перед собой». Этот Хадис передали Бухари, Муслим и Абу-Давуд.
Таким образом, если у тех людей, которые утверждают, что Аллаh на ‘Арше, есть довод, то такой же довод есть и у тех, кто начнёт утверждать противоположное.

Как быть в таком случае? Отвергатьли нам те Аяты и Хадисы, где говорится о месте для Аллаhа и о сторонах? Ведь мы же знаем, что нельзя приписывать эти качества Аллаhу. Ответ будет следующий:нельзя отвергать или не признавать эти Аяты и Хадисы, и тому есть два объяснения:

Во-первых, эти Аяты и Хадисы называются иносказательными (муташабихат), и их истинный смысл знает только Сам Аллаh, поэтому нам толковать их или переводить на другие языки не следует.
Во-вторых, эти Аяты и Хадисы переводятся в переносном смысле (маджаз), т.е. не буквально.
Например, на аварском языке, жалея какого-либо человека, говорят: «Дир пуланасда хадуб ракI бухIана» буквально: «У меня сердце сгорело за него». Сердце же не горит, а жалеет. Или о причине печали говорят: «То, что поломало моё сердце». О скупом, на аварском языке говорят, что у него узкая рука, о щедром – что у него широкая рука, также имеющего хороший, весёлый нрав называют человеком с широким сердцем. Также говорят: «Некий человек прибрал к своим рукам все государство».

В арабском языке, как и в любом другом, слова также могут иметь переносный смысл (маджаз). Поскольку Кур`ан и Хадисы являются вершиной красноречия, и поэтому в полнее естественно, что в них очень часто используется маджаз. Однако заблудшие люди не признают подобный факт, утверждая, что в Кур`ане кроме прямого смысла никакого маджаза нет, хотя факты говорят об обратном. К примеру,в достоверном Хадисе говорится: «Если кто-нибудь из вас плюнет в мечети, то из-за этого мечеть сморщится и растает как кожа в огне». Разве может сморщиться мечеть из-за плевка? В данном случае мы имеем дело с маджазом. И слово «сморщиться» показывает насколько непозволительно плеваться в мечети. Вот истинный смысл этого Хадиса.

Применение в речи маджаза являетсяее достоинством. Маджаз используется в разговоре для того, чтобы слушающие глубже прониклись в смысл услышанного, размышляли и долго помнили об этом.Поэтому маджаз часто используется в Кур`ане и Хадисах.
Поучительным примером для тех, кто отрицает маджаз, служит история с бывшим муфтием Саудовской Аравии, ныне покойным Абдулазизом бину Базом. Он являлся одним из главных сторонников тех,  кто утверждал, что Аллаh находится над ‘Аршем. Когда в одной из проповедей он, как обычно, стал утверждать, что в Кур`ане нет маджаза, один из присутствовавших учёных-богословов из Сирии попросил его разъяснить следующий Аят Кур`ана:
«Кто слеп в этом мире, тот на том свете тоже будет слепым и ещё более заблудшим» (Сура «аль-Исра‘», Аят 72).

Все знали, что Ибну Баз был слепым. Услышав этот вопрос, Абдулазиз бину Баз растерялся и ничего не смог ответить. В действительности же, слова «в этом мире слепой» на самом деле являются маджазом (образным выражением) и означают, что сердце человека – слепое, заблудшее. Ибну Баз утверждал, что маджаз в Кур`ане отсутствует. В таком случае, он и на том свете должен быть слепым, поскольку он слеп в этом мире.

Опровержением утверждений тех людей, которые говорят, что Аллаh над ‘Аршем, является благородный Хадис. Посланник Аллаhа в своей просьбе (ду‘а) к Аллаhу говорил:

«О Аллаh! Ты явен (доводами) – Выше Тебя нет ничего, Ты скрытен –(Твое Совершенное Величие скрыто от людей), под Тобой нет ничего». Этот Хадис передали Муслим, Тирмизи, имам Ахмад, («Ибну Касир», том… стр. 44).

Если следовать утверждению ваххабитов, что Аллаh находится над ‘Аршем, то ‘Арш должен быть под Ним. Не так ли? Но Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) же говорит: «Под Тобой нет ничего». Этот Хадис достоверно показывает неверность их утверждений. Слушаться ли теперь нам этих заблудших людей? Сами подумайте. Есть ещё, доказательство ложности их утверждений. В достоверном Хадисе, переданном Бухари, Пророк сказал:
«Всевышний Аллаh был, и ничего не было, потом Аллаh создал все созданиякак Сам хотел».

Всевышний Аллаh был до того как создать что-либо, т.е. до создания и места, и времени в том числе. Если согласиться с утверждением этих заблудших людей, что Аллаh находится над‘Аршем, то получится, что после создания ‘Арша  Аллаh пришёл и сел над ‘Аршем. Упаси Аллаh нас от такого заблуждения! Третий халиф Али-асхаб y сказал:

«Всевышний Аллаh был и места не было, и после того как создал место, Он остался таким каким был». Вот ещё одно доказательство их заблуждения: у Аллаhа есть особые ангелы, про которых упоминается и в Кур`ане. Они называются «Хамалат-уль-‘Арши», т.е. носители ‘Арша. Если допустить, как утверждают эти заблудшие люди, что Аллаh над ‘Аршем, то получится, что эти ангелы носят Аллаhа, находящегося над ‘Аршем. Всевышний Аллаh чист от того, что утверждают эти заблудшие люди. Имам аль-Газали пишет: «Ангелы не носят Аллаhа над ‘Аршем.‘Арш и ангелов, держащих ‘Арш, удерживает могущество и милость Аллаhа» («Ихья‘», т.1, стр. 134). Все создания, поражающие человека своим величием,такие как: солнце, луна, звёзды, семь небес, ‘Арш, Курс, – всё это вместе взятое, каким бы большим это ни было, не достигнет и величины капли посравнению с океаном величия и могущества Всевышнего Аллаhа.

Какая же нужда Аллаhу, величию, царству и могуществу Которого нет границ, держаться на ‘Арше, который меньше капли по сравнению с величием Аллаhа. Аллаh велик и чист от того, что утверждают эти заблудшие люди.
Если допустить, как они говорят, что Аллаh на ‘Арше, тогда Аллаh должен касаться ‘Арша или должен находиться выше и не касаться его или у Него тело должно быть больше, меньше или равное ‘Аршу. Если у ‘Арша есть форма, тогда у Аллаhа должна быть форма, похожая на ‘Арш или не похожая. Аллаh Всевышний чист от всех этих недостойных Ему качеств. Перечисленные качества свойственны созданиям, но не Создателю всего сущего – Всевышнему Аллаhу. Поэтому, те кто утверждают, что Аллаh находится над ‘Аршем, уподобляют Аллаhа – Создателя всего сущего – Его созданиям.  Это прямо противоречит Кур`ану.

В Кур`ане говорится:

Смысл: «Нет ничего подобного Ему (Аллаhу)». Указаный Аят опровергает лживые утверждения этих людей. Ибн Хаджар ‘Аскалани, автор 16-томного комментария к сборнику Хадисов имама Бухари, в своей книге «Фатх-уль-Бари» пишет:«Мысли и представления человека ничтожны по знаниям тайн Всевышнего Аллаhа».Поэтому нельзя задавать вопросы «почему?», «как?» относительно повелений Аллаhа. Также нельзя задавать вопрос «где находится Аллаh?», «в каком виде?» (Т. 1, Стр. 220).

Всё, что существует на свете, и даже элементарная частица, свидетельствует о существовании Аллаhа, о Его безграничном величии, могуществе, знании и мудрости. Поэтому самое желательное перевести те Аяты и Хадисы – мухкамат, где прямо говорится о качествах Всевышнего, выучить 20 обязательных качеств (сифатов), также выучить 100 прекрасных имён Аллаhа и считать, что смысл иносказательных Аятов и Хадисов (муташабихат) знает только Аллаh. Так говорится и в Кур`ане (Сура «Алу ‘Имран», Аят 7). Всевышний Аллаh вменил нам в обязанность знания о Его существовании и Его обязательных качествах. Но не сделал обязательным знать, как Он существует и какова сущность Его. Этого никто и не может знать. Сподвижник Абу-Бакр сказал: «Осознание того, что невозможно познать Аллаhа, является познанием Аллаhа».

У кого-то может возникнуть вопрос: если Аллаh не находится на небесах,то почему же, когда делают ду‘а поднимают руки к верху? Но ведь тот факт, что люди совершают намаз, обратившись в сторону Каабы, не означает, что Всевышний Аллаh находится на стороне Каабы? Для намаза киблой служит Кааба, а для ду‘а –небеса. У кого-то может возникнуть и такой вопрос: если Всевышний Аллаh ненаходится на ‘Арше, то почему Пророк Мухаммад в ночь Ми‘раджа поднялся на небеса, чтобы встретиться со Всевышним? Но разве над ‘Аршем находился Всевышний Аллаh, когда говорил с Пророком Мусой  на горе Турисайна‘, или когда говорил с Пророком Юнусом  в глубине моря, когда Юнус был в животе рыбы?

Нашего Пророка на небеса подняли не из-за того, что Аллаh находился над ‘Аршем, а для того чтобы возвеличить нашего Пророка . Как сказано в Кур`ане:

Смысл: «Для того, чтобы показать великие знамения (Всевышнего Аллаhа)» (Сура «Аль-Исра‘», Аят 1). Также для того, чтобы поднять его на особую степень величия, которой не удостоился никто.

Добавить комментарий