Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТИННЫМИ МАЗХАБАМИ И ЗАБЛУДШИМИ ТЕЧЕНИЯМИ
(Продолжение)
Вопрос: В последнее время появились люди, порицающие вероубеждение (‘акида) имама Аш’ари и причисляющие это убеждение к неверию (куфру). Правильно ли это?
Ответ: Нет, неправильно. В богословско-правовых вопросах имамами «ахлу-Ссунна» являются Абу Ханифа, Шафии, Ахмад и Малик. В вопросах вероубеждення (‘акида) имамами «ахлу-Ссунна» являются Абуль Хасан Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди. И хотя эти вероубеждения называют именами имамов, «убеждение Аш’ари», «убеждение Матуриди», они являются вероубеждением всех предыдущих Пророков (мир им) и нашего Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям) и не противоречат Кур`ану и Сунне. Причиной, по которой этому вероубеждению дали имя Аш’ари, послужило следующее: к концу второго столетия по хиджре активизировалась работа иудейских шпионов, распространявших среди мусульман различные лживые вероубеждения, а также греческую философию. В результате их деятельности возникло несколько течений, отклонившихся от истинного пути, такие как му’тазилиты, хавариджи, мурджиаты, кадарияты, хашавияты, джахмияты, шииты. Поэтому выдающиеся ученые, имамы той эпохи из «ахлу-Ссунна», такие как Абуль-Хасан Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди, приводя доказательства из Кур`ана и Хадисов, а также используя логические доводы, доказали, что эти течения являются заблудшими.Т.е. они очистили широкую дорогу «ахлу-Ссунна» от камней, веток и колючек, брошенных врагами Ислама. Из-за благодати этих двух имамов Аллаh сохранил от искажений вероубеждение мусульман, кроме представителей некоторых заблудших течений, не последовавших за этими имамами.
Большинство мусульман мира, в числе которых известные во всем исламском мире имамы, такие как имам аль-Харамайни Абу Исхак Асфахани, имам аль-Газали, имам Навави, Булкини, ‘Иззу бну ‘Абдуссалам, Джалалуддин Суюти, Ибну Хаджар ‘Аскалани и другие, последовали за Аш’ари. Убеждения (‘акида) имама Аш’ари порицают представители и последователи вышеперечисленных заблудших течений. Очевидно, что представители этих течений будут порицать убеждения имама Аша’ри, поскольку он доказал их заблуждение!
Вопрос: В некоторой печатной, аудио-видео продукции религиозного содержания утверждается, что большинство мусульман поклоняются идолам и являются многобожниками (мушрикинами). В доказательство приводится следующие Хадисы: «Ширк в моей умме тайный, как шаги муравья». А также: «Не наступит Судный день, пока некоторые семейства моей общины (уммы) не поклонятся идолам». Основываясь на такиех Хадисах, они обвиняют всех мусульман (кроме себя) в многобожии, называя их идолопоклонниками. Являются ли мусульмане мушрикинами, как утверждают эти люди?
Ответ: Нет, не являются. Хадис, в котором сказано: «Ширк в моей умме тайный, как шаги муравья», говорит о таком скрытом грехе, как совершение деяний напоказ (рия’). Его называют маленьким ширком, что не означает неверия. В данном случае имеется в виду деяние, совершенное не ради Аллаhа, а ради похвалы кем-либо и желания предстать перед ним в лучшем свете. Обвинять же мусульман в неверии (куфр) и многобожии, намеренно искажая смысл этого Хадиса, запрещено (харам). А тот Хадис, где говорится: «Некоторые люди моей уммы впадут в многобожие», относится ко времени выявления больших признаков наступления Судного дня (после объявления имама Махди, пришествия Пророка ‘Исы (мир ему) и т.д., то есть непосредственно перед наступлением Судного дня).
По этому поводу в Хадисе, переданном от имама Муслима, говорится:«Воистину свершится то, что пожелает Аллаh. Затем Аллаh пошлет мягкий, хороший ветер, и из этого мира уйдут все мусульмане, у которых в сердце есть вера размером хотя бы с зернышко чечевицы. После этого на земле останутся люди, в душах которых не осталось ничего хорошего, и они вернутся к религиям своих предков (обычаи и т.д.), т.е. отойдут от истинной религии и повернутся к многобожию». Этот благородный Хадис поясняет, что люди повернутся к многобожию только после того, как этот «теплый ветер» унесет жизнь мусульман и на этом свете не останется ни одного мусульманина, хотя бы мало-мальски верующего в Аллаhа. Из этого Хадиса следует, что община Посланника Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) спасется от многобожия. Как можно обвинять мусульман в неверии и многобожии, если сегодня функционируют сотни тысяч мечетей и медресе, миллионы мусульман с истинной верой в сердце читают Кур`ан и в день по тысячи раз читают зикр «Ля иляха илляллах»?! Самый сильный гнев Аллаhа вызывает обвинение мусульман в многобожии.
Имам Бухари и Муслим передают следующий Хадис Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям):
«Я не боюсь, что вы после меня впадете в многобожие (ширк), но я боюсь, что вы увлечетесь мирским и из-за этого начнете спорить и убивать друг друга»
(«Ас-сава’икуль-иляхият». С. 44).
Продолжение следует, инша Аллаh!