29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТИННЫМИ МАЗХАБАМИ И ЗАБЛУДШИМИ ТЕЧЕНИЯМИ

(Продолжение)

Кто-то может спросить: разве Кур`ан ниспослан не для того, чтобы каждый читал и толковал его?

Ответ: Весь Кур`ан не ниспослан для того, чтобы все поголовно его понимали. В Кур`ане есть такие места, для понимания смысла которых достаточно знать арабский язык. Но есть места, смысл которых невозможно понять без ознакомления с толкованиями (тафсирами), данными Посланником Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) и его сподвижниками.

В этом случае недостаточно просто знать арабский язык. Есть также такие места, для понимания смысла которых и вынесения соответствующих решений необходимо иметь знания по вышеперечисленным наукам.
Если все понимают Кур`ан без разъяснений, почему же тогда Аллаh сказал Пророку Мухаммаду (салляллаху’аляйхи ва саллям)
Смысл: «Я тебе ниспослал Кур`ан, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им» (Сура «Ан-Нахл», Аят 44).
Если все понимали бы весь Кур`ан, то почему же в сборниках Хадисов есть сотни халисов, разъясняющие и толкующие Кур`ан.
И если бы все понимали смысл всего Кур`ана, то Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) не сделал бы Ибну Аббасу это дуа:«О Аллаh! Ты сделай его сведущим в религии и научи его толкованию Кур`ана» (Хадис достоверный, передали Хаким, Ахмад и Ибну Хаббан). Всевышний Аллаh не только ниспослал к Пророку (салляллаху’аляйхи ва саллям) Кур`ан, но и обязался разъяснить ему Кур`ан:
Смысл: «И Нам надлежит разъяснять его».
Если бы все люди обладали необходимыми знаниями, Всевышний в Кур`ане не повелевал бы спрашивать у знающих людей.
А что произойдет, если выносить решения прямо из Кур`ана, не зная вышеперечисленных наук? Ответом на этот вопрос могут послужить слова Посланника Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям): «Кто толкует Кур`ан по своему разумению (без соответствующих знаний), пусть готовит себе место в Аду» (Этот Хадис передал имам Тирмизи, назвавший его достоверным). Обратите внимание, Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) знал, что впоследствии появятся люди из его общины (уммы), которые будут толковать Кур`ан без соответствующих знаний и, основываясь на этом, выносить решения.
Кто-то может спросить: неужели во всех мазхабах нет того, о чем не говорится в Кур`ане и Хадисах?

Ответ: Имамы, вынося решение по какому-нибудь вопросу, в первую очередь обращаются к Кур`ану. Если там они не находят ответ, то обращаются к Хадисам.

Если нет его в Хадисах, то рассматривают единогласное мнение (иджма’) сподвижников. Если же и в этом случае нет ответа, то рассматривают кияс. Дозволено ли имамам рассматривать кияс? Ответ: Да, дозволено. Доказательством тому служит следующий Хадис: «Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям), отправляя сподвижника Мааза в Йемен, задал ему следующий вопрос: «Если тебе придется выносить решение, как ты поступишь?» Он ответил: «Приму решение по Корону». Пророк (саллялллаху аляйхи ва саллям) спросил: «Если не найдешь ответа в Кур`ане?» «Приму решение из изречений (Хадисов) Посланника Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям)», – был ответ.

Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям), задал еще один вопрос: «А если не найдешь ответа в Хадисах?» Мааз ответил: «Приму решение умозаключением, используя аналогичное сравнение с Кур`аном и Хадисами». После этого Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) положил руку на грудь Мааза и сказал: «Хвала Аллаhу, Который помогает посланцу Его Посланника в богоугодных делах» (Хадис передали Тирмизи и Абу Давуд). Поскольку решения принимаются в такой последовательности (т.е. начиная с Кур`ана и Хадисов), то в 75% решения имамов совпадают, а в 25% бывают некоторые разногласия, и у каждого из имамов есть свои доводы.

Как же это может быть, чтобы при различных мнениях существовали доказательства правильности каждого из них?

Ответ: Для разъяснения этого вопроса необходимо ознакомиться со следующим Хадисом.
Во время битвы с иудейским племенем бану Курайзат Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) сказал сподвижникам: «Вы совершите послеобеденный намаз (аср) только у бану Курайзат». И когда сподвижники вышли в путь, наступило время послеобеденного намаза. Тут мнения сподвижников разделились. Одни из них сказали: «Совершим намаз здесь же, поскольку время намаза наступило и смысл слов Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям) был в том, чтобы не опаздывать к бану Курайзат». А другие сказали: «Нет, было сказано, чтобы намаз совершали только у бану Курайзат». Часть сподвижников совершила намаз там же, а другие не стали.

Позже, когда Посланнику Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) рассказали об этом, он сказал, что все они правы. Обратите внимание, сподвижники поняли слова нашего любимого Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям) по-разному. Таких Аятов и Хадисов, которые можно понимать двояко немало, поэтому и имамы иногда выносили разные решения. В этом заключается скрытая мудрость Аллаhа. Такие разногласия становятся милостью для людей. Это подтверждают и Хадисы Посланника Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям).
Возьмем тот случай. Мы не можем совершать какое-то богослужение в рамках своего мазхаба. Например, в хадже обязательным столпом является таваф. Поскольку хождение вокруг Каабы совершает очень много людей обоих полов, то почти невозможно совершить таваф, не соприкасаясь с людьми противоположного пола.

Согласно мазхабу имама Шафии, если чужие мужчина и женщина, не имеющие близких родственных связей, прикасаются друг к другу, то у них нарушается ритуальное омовение, которое является обязательным условием обхода Каабы. Как же быть? Так вот, поскольку согласно мазхабу имама Абу Ханифы при соприкосновении с лицом противоположного пола омовение не портится, то те, кто придерживаются мазхаба Шафии, для совершения обхода Каабы следуя мазхабу Абу Ханифы, считают, что омовение не портится. Если же кто-либо из придерживающихся мазхаба Шафии не будет признавать какой-либо из мазхабов, то он выйдет из мазхаба Шафии. Все мазхабы признают друг друга и являются взаимодополняющими.

Кто-то может спросить: Что же такого случится, если выносить решения прямо из Кур`ана и Хадисов, игнорируя положения мазхабов ?

Ответ: Случится то же, что и с городом, если поручить план его строительства простым каменщикам, не привлекая квалифицированных специалистов и архитекторов. Или, к примеру, что станет с больными людьми, если к проведению уникальной, сложнейшей хирургической операции привлечь простых фельдшеров, отстраняя от этой работы опытных хирургов и профессоров? Подобно тому, как разрушат город неквалифицированные рабочие и погубят людей неквалифицированные врачи, таким же образом разрушат крепкий дом Шариата, построенный имамами на фундаменте из Кур`ана и Хадисов, невежественные люди нынешнего времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *