25.02.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТИННЫМИ МАЗХАБАМИ И ЗАБЛУДШИМИ ТЕЧЕНИЯМИ

(Продолжение)

Вопрос: В последнее время появились люди, утверждающие, что не нужно следовать за имамами четырех мазхабов, мол, необходимо следовать только лишь Кур`ану и Сунне. Правы ли они?
Ответ: Нет, не правы. Люди, утверждающие подобное, — это те, которые сами заблудились и вводят в заблуждение других. Как можно утверждать, что нужно следовать только лишь Кур`ану и Сунне, когда все четыре мазхаба созданы исходя из Кур`ана и Сунны?! Разве не говорили имамы всех четырех мазхабов, когда находили достоверный Хадис:«Вы отвергайте (буквально «бейте об стену») мое слово, если оно не совпадает с Кур`аном и Сунной»?! Разве эти слова не являются свидетельством того, что эти мазхабы собраны исходя из Кур`ана и Хадисов? Разве человек не должен обладать очень большим уровнем знаний для того, чтобы принимать решение прямо из Кур`ана и Хадисов?!
Даже такие великие ученые-богословы, как Иззу бну Абдуссалам, Мухаммад аль-Джувайни, имам Навави, имам аль-Газали, Джалалуддин Суюти, Махалли, Ибну Хаджар Аскалани, Рамали, Закарият Ансари, Рафии, Авзаи, Ибну Абидин, Ибну Хаджар Хаитами, Ибну аль-Куддамат, Ибну Сурайдж, Ибну Хумам, Хатибу Ширбини —ученые, подобные океанам знаний, которые с детства знавшие наизусть Кур`ан, сотни тысяч Хадисов, знавшие толкование Кур`ана, науки усул и фикхи, написавшие сотни томов шариатских книг, – и то не осмеливались выводить решения прямо из Кур`ана и Хадисов. Все они следовали за имамами этих четырех мазхабов. Сравнивать нынешних ученых с теми великими учеными – все равно, что сравнивать комара со слоном. И смешно и горько, когда подобное утверждение (что не нужно следовать за мазхабами) слышишь от людей, которые даже но знают арабского языка. Ведь Кур`ан повелевает нам следовать за людьми, знающими больше нас. Простым людям на первый взгляд может показаться, что те невежды призывают к Кур`ану и Сунне.Но истина заключается в том, что они призывают людей к мазхабу (пути) Ибну Таймии и Ибн Абдуль-Ваххаба, Джамила Зину, Багавудина из сел. Сантлада, Албани, Усаймины, Бин База и других основоположников и последователей ваhhабизма. Их мазхаб (путь) собран на основе толкований Аятов Кур`ана и Хадисов по их собственному умозаключению без понимания истинного смысла, или если даже они и понимают его, то намеренно искажают.
Фактически эти люди придумали еще один, пятый мазхаб. Некоторые могут сказать, что во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и асхабов (сподвижников) не было мазхабов. Это не так. В Кур`ане говорится:

Смысл: «Если вы не знаете, то спрашивайте у людей науки».
Этот Аят разделяет людей на две категории:

1. Люди науки — это те, которых следует спрашивать
и за которыми необходимо следовать, это муджтахиды.
2. Незнающие люди, которые должны следовать за
муджтахидами.
При жизни Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сподвижники спрашивали его, и Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) отвечал им. Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) посылал к разным племенам и народам своих сподвижников для призыва людей к Исламу, и эти люди могли спросить уже у сподвижников. После того, как Посланник Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) покинул этот мир, сподвижники спрашивали у самых знающих из них. Подобное происходило и во время табиинов. Жившие позже них имамы четырех мазхабов были самыми знающими людьми своего времени.

Имам Абу Ханифа; имам Малик; имам Шафии; имам Ахмад Ханбали не придумывали что-то новое, отличное от того, что было во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), асхабов и табиинов. Все их шариатские решения основывались строго на Кур`ане и Сунне. И так как после них не было больше людей, способных принимать решение прямо из Кур`ана и Хадисов (муджтахидов}, то исламская община (умма), т.е. «ахлу-с-сунна валь-джамаа» стала следовать за этими четырьмя имамами, придерживаясь их мазхабов.
В их время и до них, во времена асхабов и табиинов, были и другие муджтахиды со своими мазхабами, но они не сохранились до нашего времени. Если бы сохранились, то можно было бы следовать и за ними.

Кто-то может задать вопрос: зачем же нужен мазхаб, когда есть Кур`ан и Хадисы? Ответ: Имамы мазхабов доводят до людей истину, правильно и без искажения толкуя Кур`ан и Хадисы. Для того, чтобы правильно и без искажений понять Кур`ан и Хадисы, необходимо обладать очень большим уровнем знаний во многих науках. Следует знать в совершенстве арабский язык, грамматику этого языка, такие науки, как сарф, ма’ан, логика (мантик), риторика (балагат) и т.д. Следует также знать историю и время ниспослания всех Аятов Кур`ана. Знать, по какой причине был ниспослан Аят или приведен Хадис, знать порядок очередности.

Различать, какие Аяты имеют общий смысл, а какие – особый, какие Аяты прямые (мухкамат), а какие иносказательные (муташабихат), какие Аяты являются опровергающими предыдущее решение (насих), а какие являются опроверженными решениями (мансух), какие Аяты предлогают условия (мукайяда), а какие являются мутлак и т.д. Если человек, не зная в совершенстве эти науки, начнет выносить решения прямо из Кур`ана и Хадисов, то он сам станет заблудшим и введет в заблуждение других. Представьте себе, мог ли Джалалуддин Суюти, который собрал около 40 тысяч Хадисов Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и написал более 500 книг по богословской науке, не знать все эти науки.

Он был одним из толкователей Кур`ана (муфассир). В своей книге «Письменное изложение коранических наук» он поясняет, какими видами знаний и коранических наук должен обладать человек, толкующий Кур`ан. Их свыше 102. Это только коранические науки. Выше были перечислены и другие науки, которые необходимо знать в совершенстве. И все эти знания необходимы только лишь для того, чтобы толковать Кур`ан. Обладая такими знаниями и будучи толкователем (муффасир) Кур`ана, такие люди, как Джалалуддин Суюти, имам аль-Газали, которого называли «доводом Ислама» (худжжатуль-ислам) и который знал наизусть более 300 тысяч Хадисов, и то не осмеливались выносить шариатские решения (хукму) напрямую из Кур`ана и Хадисов.

Откуда же это все могут знать нынешние невежды, называющие себя «докторами исламских наук» и готовые продать свою религию за доллары ?! Если кто-то думает, что он обладает такими же знаниями, как те великие ученые-богословы прошлого, то, скорее всего, этот человек болеет манией величия.
Говоря кратко, на вопрос о том, какая разница между теми, кто призывают следовать за мазхабами, и теми, кто призывают к обратному, можно ответить следующим образом: те, кто призывают не следовать мазхабам, призывают людей следовать за их слабым пониманием Кур`ана и Хадисов и за их бедными знаниями. А те, кто призывают следовать мазхабам, призывают людей следовать за учеными-богословами, которые своими знаниями, способностями и пониманием Кур`ана и Хадисов восхищали и изумляли весь исламский мир. Продолжение следует, инша Аллаh!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *