Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СМЕРТЬЮ
(продолжение)
Вопрос: Является ли запретным новшеством совершение иската?
Ответ: Совершение иската является желательным по мазхабу имама Абу Ханифы. В мазхабе имама Шафии искат не упоминается. Поэтомy тем, кто придерживается мазхаба имама Шафии, совершение иската не принесет вреда, от него будет только польза, Иначе имам Шафии непременно сказал бы о его запретности или нежелательности. Поскольку Авлия — люди, познавшие Аллаhа — особенно поощряют совершение иската, то искат является очень желательным.
Вопрос: Некоторые люди, утверждая, что надмогильный камень по размерам не должен быть выше пяди, начали разрушать и ломать надмогильные плиты. Правильно ли это?
Ответ: Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям), когда умер его молочный брат ‘Усман бину Маз’ун, сказал одному сподвижнику, чтобы он принёс плиту, для того чтобы поставить над могилой. Тот не смог поднять камень.Тогда сам Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) закатав рукава, поднял эту плиту, поставил её на могилу и сказал:«По ней я узнаю, где могила моего брата, и рядом с ним я буду хоронить моих родственников». Этот Хадис передал Абу Давуд. От Харижата бину Зайда передал имам Бухари: «Когда ‘Усман-асхаб (да бдет долволен им Аллаh) был халифом, мы были молодыми людьми. И только тот, кто прыгал выше всех из нас, мог перепрыгнуть через могилу ‘Усмана бину Маз’уна». Из этого Хадиса следует, что можно ставить большой камень, выше пяди, для того чтобы знать, где похоронены близкие люди (см. в книге «Рудудун ‘ала шубухати ссалафияти», стр. 171). Конечно же, Ставить очень большие плиты, чересчур разукрашенные, мраморные и т.д. – это расточительность (исраф).Такие плиты разрешается ставить только на могилах шейхов, Авлия, больших учёных-богословов.
Остальным, вместо того чтобы тратить имущество на большие плиты, лучше использовать эти средства нa богоугодные дела.
Вопрос: Можно ли в саван покойника положить написанное ду’а?
Ответ: Да, можно. В Хадисе, переданном от Тирмизи, говорится, что Посланник Аллаhа (салляллаху ’аляйхи ва саллям) сказал: «Если положить в саван со стороны груди покойного дуа «Ля илляха илляЛлах, ля илляха илляЛлаху ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, ля илляха илляЛлаху валя хавля валя куввата илля билляхиль ‘алийиль ‘азим», то этот поконный не испытает могильных мучений и не увидит ангелов Мункара и Накира.
Но алимы требуют, чтобы это дуа поместили сначала в стеклянную бутылку или в сосуд, который не гниет. Запрещено класть это дуа таким образом, чтобы его касался запах трупа. Ведь имя Аллаhа, написанное на бумаге, нужно сохранять в чистоте (См. «Рудуду ‘ала шубухати ссалафият», стр. 144- 147).
Вопрос: Принесут ли пользу покойному чтение за него Кур`ана, зикра, раздача пожертвований (садака), если при жизни он не совершал намаз и употреблял спиртное?
Ответ: Очевидно, что нельзя не соблюдать пост, не совершать намаз, употреблять спиртное, заниматься воровством и т.д., надеясь, что после смерти люди искупят эти грехи раздачей пожертвований (садака), чтением молитв (дуа). Но если человек умер, не успев покАяться в своих грехах, то за него можно раздавать пожертвования, читать молитву.
Говоря кратко, если человек является верующим, даже если он грешник, за него не запрещено читать дуа и раздавать пожертвования. Более того, за таких людой даже желательно совершать побольше вышеуказанных действий, прося у Всевышнего прощения их грехов, так как они больше других нуждаются в этом.
Однако, прежде чем совершать желательные (сунна) пожертвования, необходимо раздать оставшиеся долги за несовершенные обязательные (фарз) намазы и посты этого человека (мудды каффараты). Необходимые средства на эти цели следует брать из оставшегося имущества. Также если покойный не совершил обязательный хадж, имея на то возможность, или не выплатил положенный закят с имущества, то прежде следует выполнить это.
Вопрос: Перед пятничным намазом, а также после вечернего намаза мусульмане совершают намаз-джаназа (заупокойную молитву) за всех умерших мусульман. Ваххабиты считают это недозволенным, мотивируя это тем, что Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) не совершал такой намаз. Правы ли они?
Ответ: Нет, не правы. Есть достоверные факты дозволенности совершения мусульманами намаза-джаназа за умерших, находящихся вдалеке. Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям), узнав о смерти царя Эфиопии Наджаши, совершил за него намаз-джаназа. Из этого ценного Хадиса следует, что можно совершить заупокойную молитву за умерших вдали мусульман.
Если заблудшие люди скажут, что этот намаз можно совершать только за известных людей, то ответом им будет следующее.
Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) не говорил, что эту молитву можно совершать только за таких людей. Следовательно, намаз-джаназа можно совершить за любого умершего вдалеке и даже через определенное время.