Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТАРИКАТОМ (СУФИЗМОМ)
(продолжение)
Вопрос: Некоторые не признают караматов Авлия, порицают их действия, утверждая, что чудеса, подобные их караматам совершают и неверные священнослужители. Правильно ли это?
Ответ: Нет, неправильно. Прежде были люди, отвергающие караматы. Их называли му’тазилитами. И в наше время можно встреть заблудших, которые хотят унизить караматы Авлия. К примеру, один из них сказал: «У неверных священнослужителей караматы бывают в десять раз удивительнее, чем у Авлия». Пожалуй, этот бедняга не понимает, что издеваясь над караматами Авлия, он издевается над Кур`аном и Хадисами. Разве в Кур`ане не говорится об «асхаб-аль-кахфи», которые проснулись после трехсотлетнего сна. Разве в Кур`ане не приводится пример с Марьям — матери Пророка ‘Исы (мир ему), когда Аллаh даровал ей зимой летние фрукты, которых в это время нигде невозможно было найти.
Разве в Кур`ане не повествуется история с Пророком Сулейманом (мир ему), когда его визирь перенёс из Йемена в Шам в одно мгновенье многотонный золотой трон царицы Билкис. Известно, что асхаб-аль-кахфи, Марьям и визирь Пророка Сулеймана {мир ему) не были Пророками. Они все принадлежали К числу Авлия. Всевышний Аллаh упомянул в Кур`ане обо всех этих караматах, дабы показать людям, как Он возвеличивает Своих любимцев (Авлия).
Умар-асхаб (да будет доволен им Аллаh), находясь в Медине, увидел положение своего войска, находящегося в тот момент в Нахаванде (местность в Иране), и с минбара мединской мечети крикнул военачальнику этого войска: «О Сарият! Держись подножья горы». Сарият в Нахаванде, услышав этот крик, сделал как повелел ‘Умар (да будет доволен им Аллаh) и победил врага. Разве это не является караматом?! Множество караматов было и у халифа Али (да будет доволен им Аллаh).
Сподвижник Халид (да будет доволен им Аллаh) выпил воду, зная, что она отравлена, но с ним ничего не случилось.
Конечно же, нужно знать различие между му’джизатом и караматом. Му’джизаты – это сверхъестественные чудеса, доказывающие истинность Пророков (да благословит их Аллаh и приветствует). Караматы -это необычные способности, данные Авлия — тем, кто строго следует пути Пророка (cалляллаhу аляйхи ва саллям). Всё это от Аллаhа. Но Авлия порицают тех людей, которые усердствуют в богослужении с целью обрести эти караматы (способности).
Они утверждают, что заниматься богослужением следует с искренним намерением, с целью получить
лишь довольство Всевышнего. Карамат не является условием святости. Часто бывает так, что Авлия, не имеющий караматов, даже дороже перед Аллаhом, чем тот, кто обладает ими. Кроме того, карамат не является условием истинности устаза.
Вопрос: Является ли нововведением (бид’а) коллективное упоминание Аллаhа?
Ответ: Коллективное чтение зикра, начиная со времен Посланника Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) и до наших дней, исполняют во всех уголках мира, где живут мусульмане. Это является сунной. О коллективном чтении зикру (в кругу) и о достоинстве этого рассказывается во многих достоверных Хадисах.
Здесь мы приведем смысл достоверного Хадиса, который передали Муслим и Бухари: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) рассказал услышанное от Посланника Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям): «У Всевышнего Аллаhа есть ангелы, которые ходят по земле в поисках собрания (маджлиса), где читают зикр. Когда ангелы находят такое собрание, они присаживаются к кругу и, раскрыв свои крылья, окружают этот маджлис. Ангелы заполняют все пространство от этого собрания до небес. После того, как заканчивается зикру, ангелы поднимаются на небеса.
Аллаh (Велик Он и Всемогущ) спрашивает у ангелов, хотя Сам лучше них знает, где они были: «Откуда вы пришли?» Они отвечают: «Мы идем от Твоих рабов, находящихся на земле, которые читают Тебе тахлил, упоминают Тебя и восхваляют».
Те люди, которые отвергают маджлис зикра, говорят, что в вышеупомянутом Хадисе имеется в виду маджлис ‘ильму (собрание ученых) и Хадисов. Но это их мнение опровергает выражение «…читают Тебе тахлил… (т.е. зикру)», содержащееся в этом Хадисе. Тахлил означает повторение слов «Ля иляха илляллах».
Разве не удивительно, что находятся заблужденные люди, стремящиеся разрушить самое хорошее в Исламе и после всего этого еще утверждающие, что они очищают Ислам от нововведений? Разве может быть большим нововведением, чем разрушение красоты Ислама? Люди, которые сами вводят нововведения, кричат, что борятся против нововведений, скрывая тем самым от других, кем они сами являются на самом деле.
Вопрос: Некоторые утверждают, что науке тасаввуф нет подтверждения в Кур`ане и Хадисах и что она противоречит им. Верно ли это?
Ответ: Нет, не верно. Во-первых, если бы те, кто утверждают подобную ересь, ознакомились с книгами тасаввуфа, то поняли бы, что тасаввуф является наукой, основанной на Кур`ане и Хадисах. Во-вторых, если бы они прислушались к тому, что утверждают имамы тасаввуфа, то узнали бы, что они призывают к следованию Кур`ану и Хадисам в строгости и искренне.
Приведем несколько примеров.
1) Имам тариката Джунайд аль-Багдади сказал:«Людям закрыты все пути, кроме тех, кто постоянен вследовании за Посланником Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям)».
2) Зу-н-Нун аль-Мисри сказал: «Признаком любви ко Всевышнему Аллаhу является следование за Посланником Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям), за его качествами, деяниями, повелениями и его предостережениями».
3) Сарий ас-Сакати сказал: «Истинный суфий это тот, кто нуром (светом) своих тайных знаний не затмевает нур набожности (то есть, обладая тайными знаниями, не переступает границы запрещенного шариатом). Познав тайные науки, он не говорит ничего, противоречащее Кур`ану и Хадисам. И его караматы не толкают его на совершение запрещенного шариатом (Эти три условия необходимы для суфия)».
4) Абу Язид Бастами сказал: «Вы не обманывайтесь, если увидите человека, летающего по воздуху. Вы сначала посмотрите, как он ведёт себя по отношению к повелениям и предостережениям Аллаhа, как он бережёт границы Шариата, как он исполняет Шариат, т.е.обращайте внимание не на необычные способности, а на то, как он придерживается Шариата».
5) Абу Сулайман ад-Дарани сказал: «Если мне на сердце придёт наитие свыше, я его не признаю, если это наитие не будет оответствовать свидетельствованию Кур`ана и Хадисов».
6) Абуль-Хасан Ахмад бину Абуль-Хавари сказал:
«Какое бы деяние ни совершал человек, оно будет неправильным, если совершено оно не на пути Посланника Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям).
Одним словом, не найти ни одной книги тасаввуфа или высказывания имамов тариката, в которых бы не было призыва следовать Кур`ану и Хадисам и наставления всё время остерегаться всего, что не соответствует Кур`ану и Хадисам.
7) Хасан-афанди из Кахиба пишет: «О сын мой, самый большой карамат (способность совершать чудо)- это держаться на правильном, истинном пути» («талхис-уль-ма’ариф» стр. 232). Шейх Хасан-афанди пишет, цитируя слова имама Раббани из его книг «Мактубат»: «Путём к спасению (на том и на этом свете) является, только путь следования за Пророком (салляллаху’аляйхи ва саллям), будь это в деяниях или в убеждениях» (Талхис-уль-ма’ариф», стр. 247).
Наш муршид, шейх Са’ид-Афанди из Чиркея пишет: «Тот, кто считает караматом полёт в воздухе, пусть ищет шафа’ат (помощь в Судный день) и у мухи с комаром. А тот, кто ищет путь к спасению, пусть выбирает следование за Пророком (салляллаhу’аляйхи ва саллям) пусть оставит стремление к кашфу (знание сокровенного и тайн)» («Назмаби», стр. 166). Те, кто утверждают, что тасаввуф противоречит Кур`ану и Хадисам, – это заблудшие люди, которые не постигли сути и мудрости Аятов Кур`ана и изречений Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям).