Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТАРИКАТОМ (СУФИЗМОМ)
Вопрос: Является ли тарикат путем Ислама?
Ответ: Да, является. Тарикат побуждает человека многократно поминать Аллаhа, благословлять Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям), развивать хорошие нравственные качества, отдаляясь от плохих.
В Кур`ане говорится:
Смысл: «Счастлив тот, кто очистил свой нафс [от недостойного]» (Сура: «Аш-Шамс», Аят 9). Кто утверждает, что тарикат не является исламским путем, сам противоречит Кур`ану и Сунне.
Вопрос: Обязательно ли идти к духовному наставнику (устазу) и брать у него задание вирд?
Ответ: Насколько необходимо больному обратиться к врачу, настолькоже тому, кто совершает греховное, необходимо обратиться к устазу.
В Кур`ане говорится:
Смысл: «Ты иди путем тех хороших людей, которые повернулись ко Мне» (Сура «Лукман», Аят 15).
Также в Кур`ане говорится:
Смысл: «Вы будьте с истинными и правдивыми людьми (сиддик)» (Сура «Ат-Тавбат», Аят 9).
Основываясь на вышесказанном, ученые-богословы всех четырех мазхабов утверждают: «Обратиться к истинному духовному наставнику (устазу) – обязанность каждого человека».
Вопрос: Некоторые утверждают, что Аллаh не нуждается в счетах, поэтому четки не нужны, это нововведение. Верны ли подобные утверждения?
Ответ:Нет, не верны. Все, что помогает благому, есть благо. Посланник Аллаhа любил, чтобы богослужения были постоянными, хоть и малыми по количеству. Так передал Бухари от ‘Айши. Четки служат напоминанием о зикре, а также помогают ежедневно читать зикр, салават, тасбих и постоянствовать в этом. Следовательно, использование четок помогает совершению богоугодных деяний. Четки не являются новшеством (бид‘а),поскольку об этом свидетельствует Хадис, переданный от Тирмизи, Абу Давуда иСа‘аду бину Аби Вакаса (да будет доволен ими Аллаh): «Некая женщина, совершая тасбих, считала его с помощью камешек или косточек».
Увидев это, Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) не сказал, что это нововведение (бид‘а). Имам Ахмад передал, что известный сподвижник Абу Хурайра при чтении тасбиха использовал веревку с двумя тысячами узелками в качестве счетов. Он не ложился спать, пока не заканчивал читать этот тасбих. Нет разницы в том, как подсчитать количество – четками, камешками или узелками веревки. Несомненно, Аллаhу счеты не нужны, но это необходимо для нас, чтобы читать тасбих, зикр, салават каждый день, не уменьшая количество читаемого. Сам Посланник Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) читал тасбих определенное количество раз. Были специальные тасбихи, которые он читал 33 раза, были тасбихи, которые он определил читать по 7, 10 и 100 раз. И тем, кто отрицает возможность использования четок, придется сказать и самому Пророку :«Разве Аллаhу нужны счеты?»
Вопрос: Шейхи учат своих мюридов следующей мольбе (ду‘а): «О устазы! Я обращаюсь к вам за помощью, чтобы довели меня до Всевышнего и чтобы Аллаh принял меня». Но некоторые утверждают, что читать подобную мольбу является многобожием (ширком). Так ли это?
Ответ: Нет, не так. Истинные устазы никогда не учат людей тому, что противоречит Шариату. То, чему учат устазы своих мюридов, является тавассулем. Такому тавассулю и научил слепого человека наш Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям). Он сказал слепому: «Ты сначала соверши омовение, затем соверши двухрака‘атный намаз и после этого обратись к Аллаhу со словами: «О Мухаммад ! Я при твоем посредничестве обращаюсь к Аллаhу со своей нуждой (желая приобрести зрение). О Аллаh! Прими его помощь для меня». Это достоверный Хадис, он приводится во всех книгах Хадисов.
Вопрос: Можно ли совершать рабита?
Ответ: Рабита – это связывание своего сердца с сердцем совершенного святого (вали), в надежде получить благодать (баракат) и файз от его святости. Рабита является одним из признаков любви к праведным людям. Известно, что, когда человек поддерживает связь с хорошими людьми, он получает пользу, а когда связывается с плохими – получает вред. Поэтому Всевышний Аллаh повелел нам обращаться к Нему следующим образом:
Смысл: «Веди нас путем праведных, которых одарил милостью. Отдали от пути тех заблудших, на которых пал гнев Аллаhа».
Одним из условий намаза является чтение следующих молитв:
Смысл: «Мир и благополучие (салям) тебе от Аллаhа, о Пророк !», «Мир и благополучие (салям) всем праведным рабам Аллаhа».
Читая в намазе эти молитвы, мы вспоминаем Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям) и праведных людей. Это и есть рабита. Всевышний Аллаh в Кур`ане говорит следующее, смысл:
«Вы будьте с праведными» (Сура «Ат-Тавбат», Аят 119). В этом Аяте не говорится о необходимости находиться рядом с праведными людьми только физически, в нем говорится о необходимости находиться рядом с ними как физически (телом), так и духовно (сердцем). Мысленно (сердцем) находясь рядом с благочестивыми людьми, человек получает их благодать (баракат) даже в том случае, если они находятся далеко от него. Если кто-либо физически (телом) присутствует рядом с праведными, но мысленно (сердцем) находится далеко, то он не получит благодати от них, как бы долго он ни жил рядом с ними. Примером тому служит Абу Джахль, который долгое время жил рядом с Пророком , но так и не получил от этого пользы.
Когда Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям) спросили о том, с какими людьми лучше всего находиться, он ответил «Это люди, при виде которых вспоминаешь об Аллаhе» (Рассказал Абу Я‘ля). Этот благородный Хадис разъясняет нам, что бывают такие святые люди (Авлия), при виде которых человек вспоминает Аллаhа. Суфьян бину ‘Уяйнат, который был учителем самого имама Шафии, говорил: «Когда упоминают имена хороших людей, ниспосылается благодать (баракат)». Этим словам есть и подтверждение в Хадисах (см. «Итхаф» том 7, стр. 357). Поэтому, когда человек мысленно представляет, что святые люди (Авлия) присутствуют рядом, его сердце тянется к Аллаhу. Это и есть рабита. Можно привести множество доказательств из Кур`ана, Хадисов и высказываний имамов о дозволенности совершения рабита. Все эти доводы приведены в книге шейха Хасана-афанди из Кахиба «ас-Сифруль-асна».