Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
2. ВЕРА В ПОСЛЕДУЮЩУЮ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ
а. Судный день и вера в последующую вечную жизнь (Ахира) (продолжение)
В Священном Коране содержится множество определений понятия Судный день. Например, «Йяуму’ль-ба’с» (День воскрешения), «Йяу-му’ль-кыйяма» (Судный день), «Саат» (Последний час), «Йяумуд-дин» (День суда и воздаяния), «Йяуму’ль-хисаб» (День отчета), «Йяуму’т-та-лак» (День встречи), «Йяуму’ль-хулюд» (День вечности), «Дару’ль-ахи-ра» (Обитель последующей вечной жизни), «Йяуму’ль-хасрат» (День сожалений и уныния), «Йяуму’ль-фатх» (День победы), «Йяуму’ль-Джам ва’т-тагабун» (День сбора, День истинной прибыли и убытка), «Йяуму’ль-хурудж» (День исхода), «Йяуму’т-танад» (День криков).( Фуад Абдулбаки «Аль-Муджамуль-Муфахрас ли альфазиль-Кур’ани’ль-карим».)
Вера в Судный день дает человеку уверенность в том, что Божественная справедливость восторжествует. В этой земной жизни не каждый получает воздаяние за совершенное (будь то добро или зло), из-за этого в мире возникает кажущаяся несправедливость. Но в последующей вечной жизни все обстоит иначе. Там все дела становятся явными, и Аллах воздает каждому по заслугам: грешников наказывает муками Ада, а праведных награждает Райскими благами. Таким образом, осуществляется принцип справедливости. В Священном Коране говорится так:
«Поистине, для богобоязненных у Господа их- Рай блаженства! Неужели Мы сделаем мусульман и грешников равными (пред Нами)?! Что с вами, на чем вы строите свои сужденья? Или у вас есть Книга, которую вы читаете? Поистине, для вас в ней то, что вы себе выберете! Или же у вас есть договор, подтвержденный Нами, который будет длиться до Дня воскрешения, и все, что вы потребуете, вам (непременно) предоставят?» (Сура «Аль-Калям» 68/34-39).
«Те, которые творили зло, думали, что Мы их сделаем подобными тем, которые уверовали и совершали благочестивые дела, и что Мы уровняем их в жизни и в смерти. Как же скверно они мыслят! Аллах создал небеса и землю, чтобы явить (вам) истину, и чтобы каждый человек получил воздаяние согласно тому, что он приобрел (добро или зло). Они получат воздаяние полностью и не будут ущемлены». (Сура «Аль-Джасийя» 45/21-22).
Как следует из этих аятов, одинаковое отношение к тем, кто совершает плохие поступки и к тем, кто совершает богоугодные, добрые дела не соответствуют принципу Божественной справедливости. Мудрость и Справедливость Аллаха делает необходимым провести грань между двумя этими группами людей.
Земная жизнь является местом для испытаний человека, а последующая вечная жизнь — это поле, на котором мы пожнем то, что посеяли в этой земной жизни. Те, кто в этой жизни совершал добрые, благие дела будут прекрасно встречены в последующей вечной жизни, те же, кто совершал недобрые дела, испытают на себе муки Ада. Существует множество аятов в Коране по этому поводу. В них говорится, что человек не был создан попусту. Он создан для того, чтобы, будучи наместником Аллаха на земле, осуществить цель своего пребывания на ней, а именно служить Всевышнему Аллаху. А если это так, то человек обязан выполнять эту свою обязанность.
«Неужели вы думали, что Мы создали вас просто так, и что вы не будете возвращены к Нам? Велик Аллах, Владыка, Истинный, нет Бога, кроме Него, Господа Величественного Трона!» (Сура «Аль-Му’ми-нун» 23/115-116).
Верующий человек воспринимает последующую вечную жизнь как нечто вполне логичное и естественное. И поскольку аяты и хадисы сообщают нам о том, что она непременно будет, то каждый правоверный мусульманин должен в это верить.
«Уж не думает ли человек, что он будет представлен самому себе? Разве он не был каплей из семени источаемого, а потом стал сгустком, из которого Аллах и сотворил его и соразмерил и сделал из него пару: мужчину и женщину? Так неужели Он (который все это создал) не сможет воскресить мертвых?!»(Сура «Апь-Кыйяма» 75/3640).
Человеку всегда и во все времена было присуще чувство вечности, бесконечности бытия. И в глубине души в нем всегда присутствовала мысль о том, что человек не был создан лишь для такой короткой жизни в этом мире. Живущая в недрах сознания человека мысль о том, что он в этом мире лишь путник, желающий вернуться в свой «родной дом»,приводит его к идее о вечном, длящемся бесконечно, мире. Коран называет людей, отрицающих последующую вечную жизнь, неверующими, ведь они говорят так:
«(Они говорят): «Есть только одна жизнь — это жизнь в земном мире, в котором мы видим смерть и рождение поочередно (ребенок рождается, а живой умирает). Мы никогда не будем воскрешены». (Сура «Аль-Му’минун» 23/37).
Или в Суре «Аль-Джасийя» 45/24-27 говорится:
«И сказали они: «Есть только эта — наша бренная жизнь. Мы умираем и живем, и губит нас только время».
«(И Аллах им отвечает): «Нет у них об этом никакого знания, они ведь только предполагают. А когда им читаются Наши ясные знамения (аяты), то нет у них довода, кроме как то, что они говорят: «Воскресите же наших отцов, если вы правдивы». Скажи (о, Мухаммад!): «Аллах дает вам жизнь, а затем умерщвляет, потом Он соберет вас вместе в Судный День, в котором нет сомнения. Однако большинство людей не ведает об этом». Аллаху одному принадлежит власть над небесами и землей. В тот День, когда наступит Судный час, — будут в убытке те, кто придерживался лжи».
(1) Жизнь после погребенияСуществует два явления, называемые Концом Света. События, начинающиеся со звучания Сура Ангела Исрафиля, называются Большим Концом Света. А смерть человека носит название Малый Конец Света.
Смерть и начинающийся с нее второй период в последующей вечной жизни, который длится до воскрешения из мертвых, называется «Барзах» или «жизнь после погребения». Каждый человек будь то, захороненный в земле, или утонувший и оставшийся на морском дне, или находящийся желудке какого-нибудь хищного животного или птицы, сгоревший дотла, чей пепел рассеялся ветром, все равно переживает период «Барзах» непременно будет воскрешен в Судный день.
После того, как человека захоронят, к нему придут два ангела Myнкар и Накир и начнут задавать вопросы усопшему. Они спросят у него: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк?» Люди верующие и совершавшие благие дела дадут верные ответы. Неверующие и лицемеры же не смогут правильно ответить. Для них откроются врата Ада, где они увидят все его муки. Неверующие испытают мучения, а верующие люди будут жить без печали и ограничений среди благ и милостей.(Хадис от Бара бин Азиба; свод хадиссв Абу Дауда.) Есть ряд аятов и хадисов, которые рассказывают о том, что в Барзахе есть и блаженства, и страдания.
В одном из священных аятов говорится следующее:
«Фараона и его людей бросают в огонь утром и вечером. А день Конца Света будет сказано: «Бросьте род фараона в самый сильный огонь». (Сура «Аль-Му’мин» 40/46).
То есть еще до наступления Судного дня, находясь в Барзахе можно испытать муки.
«Аллах (проявляя свою милость и благоволение) укрепляет словом истины верующих мусульман в бренном мире и в последующем вечном». (Сура «Ибрахим» 14/27).(Бухари «Тасрсир», сура: 14.)
. Аят из Суры «Аль-Му’мин» 40/11 свидетельствует о муках Барзаха:
«Они (неверующие) скажут: «Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали наши грехи. Есть ли какой-нибудь путь к выходу (из этого мучительного наказания)?»
Первая смерть, о которой говорится в аяте — зто конец земной жизни. Вторая смерть, последовавшая после первого воскрешения в могиле, в Барзахе, а второе возвращение к жизни-это воскрешение из мертвых.( Языр «Нак дини Кур’ан дили», V, 4148.)
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передает: «Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), проходя мимо двух могил, сказал об их обитателях: «Они сейчас испытывают большие мучения, но не из-за больших грехов: один из них сплетничал, а другой не совершал должным образом очищения от мочи». Затем он сорвал свежую пальмовую ветвь и, разделив ее пополам, воткнул обе части в изголовья могил и сказал: «Они будут облегчать их мучения, пока не засохнут».(Бухари «Джанаиз», 82; Муслим «Иман»,34; Абу Дауд «Тахарат», 26.)
. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уже в другом хадисе сказал следующее: «Могила — это или один из садов Рая, или же одна из ям Ада».(Тирмизи «Кыйямат», 26.)
. Еще в одном хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующее:
«Когда покойника положат в могилу, придут два черно-синих ангела по имени Мункар и Накир. И они спросят у него: «Что ты можешь сказать о человеке, которого звали Мухаммад?» Покойник же ответит: «Он — Посланник Аллаха и раб Его. Я свидетельствую о том, что нет другого Бога, кроме Аллаха. Мухаммад — Его раб и Посланник». На это ангелы ему ответят: «Мы знали, что ты ответишь именно так». Затем они расширят пространство его могилы на 70 аршин и осветят ее Затем ангелы скажут ему: «Ложись и спи». А он им скажет: «Сообщите моей семье о моем положении». Ангелы же, в ответ на это скажут: «Ты продолжай спать так, как в брачную ночь, зная, что тебя разбудит очень любимый тобой человек. Спи так до самого Судного дня». Если мертвец окажется неверующим или лицемером, то он скажет ангелам так: «Я слышал, что люди говорили о Мухаммаде, и поэтому повторял их слова. Больше я ничего не знаю». Ангелы ответят ему: «Мы знали, что ты нам скажешь эти слова». Потом раздастся голос, который скажет: «Сожми земля этого человека, как можно сильнее». И начнет тогда земля сжимать умершего, как в тисках… До тех пор, пока не сотрет его в порошок. И до самого Судного дня он будет продолжать испытывать эти муки».(Тирмизи «Дханаиз», 70.)