07.10.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

На прошлых уроках мы рассказали про две группы учёных, которые отличаются крайними позициями в отношении калама: так, одна из этих групп полностью отвергает эту науку. Также мы перечислим учёных, которые дозволили калам в том количестве, в котором он необходим.

Итак, мы начали разбирать слова имама Шафии о каламе.
 
Когда аш-Шафи‘и заболел, к нему пришел Хафс аль-Фард и спросил его:
«Кто я?» Тот сказал: «Хафс аль-Фард – да не убережет и да не сохранит тебя Аллах, пока ты не раскаешься в том, в чем ты [грешен]!»
 
То есть пока ты не отвергнешь свои мутазилитские убеждения.
 
Также он [аш-Шафи‘и] сказал: «Если бы люди знали о бедах, что содержатся в каламе, они бежали бы от него, как ото льва». И ещё он сказал: «Если слышишь, как учёный говорит: “ Подпадает имя под называемый [им] предмет или не подпадает?”
 
Так, имя «Али» указывает на человека, которого так называют. Иными словами, есть означаемое и означающее.
 
И ещё он сказал: «Если слышишь, как учёный говорит: “ Подпадает имя под называемый [им] предмет или не подпадает?” – то свидетельствуй, что он – из числа богословов-спорщиков и у него нет никакой религии”».
 
Это спорщик, которого не интересует истина. Болтать надо меньше, больше надо работать. Нужно чаще поминать Аллаха и восхвалять Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Надо давать больше уроков, разъяснять речь Аллаха и слова Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
 
Аз-За‘фарани передал: «Аш-Шафи‘и сказал: “Мой приговор в отношении сторонников калама – это чтобы их били пальмовыми ветвями, водили по племенам и родам и говорили: «Вот наказание тому, кто оставил Коран и Сунну и занялся каламом»”».
 
Ахмад ибн Ханбал сказал: «Богослов-догматик никогда не преуспеет, и ты вряд ли увидишь спорщика, у которого нет ненависти и злобы в сердце».
 
Калам приводит к спорам и дискуссиям по второстепенным вопросам. В итоге люди начинают враждовать и ненавидеть друг друга.
 
Он так осуждал калам, что даже разорвал дружбу с аль-Харисом аль-Мухасиби…
 
Аль-Харис аль-Мухасиби – это великий алим, чьи книги велел читать имам Газали. Имам говорил, что не видел книг, от которых было бы столько пользы и бараката. Эти труды должны быть в доме у мутаалима. Тем не менее, из-за того, что аль-Мухасиби использовал калам для диспутов с заблудшими, имам Ахмад порвал с ним отношения.
 
…несмотря на его отрешённость от мирского и благочестие. [Он так поступил, поскольку тот] написал книгу, опровергающую [убеждения] сторонников недозволенных новшеств…
 
Обратите внимание на следующие слова!
 
Он сказал: «Горе тебе! Разве, прежде чем опровергнуть, ты не рассказываешь о недозволенном новшестве?
 
Так ты распространяешь заблуждения!
 
Разве своим сочинением ты не побуждаешь людей изучать недозволенные новшества и размышлять над сомнительными местами?
 
Чтобы опровергнуть заблуждение, нужно сначала его описать . Поэтому получается, что опровержение — это тоже в каком-то смысле распространение заблуждений. Бывало так, что, потратив всю жизнь на опровержение заблудших, человек делал им своего рода рекламу. Через диспуты никому не известные люди становились знаменитыми. У алима должна быть своя сияса – политика. Мы должны делать дела, а не гавкать, как собаки, целыми днями. Если мы хотим обезопасить людей, то надо распространять истинные знания, а не лясы точить и опровергать заблудших. А распространив знания, не надо особо переживать, потому что с начала мира в нем всегда были глупцы. Поэтому в книгах говорится, что ответ на вопрос дурака – это молчание.
 
Это побуждает их выносить самостоятельное суждение [в религии] и исследовать [вопросы вероубеждения]”».
 
Сначала мы сообщаем, что секта заблуждается, народу становится интересно, все начинают расспрашивать, что за секта, кто её лидеры, какая у них акыда… Есть и другая сторона. Мы помним, как нарисовали карикатуры Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Мы, конечно, против таких вещей. Издеваются над пророками лишь те, кто в своё время причинил бы им вред и попытался бы убить. Однако из-за шумихи люди начали интересоваться, кто же такой этот Мухаммад, и, естественно, поняли, что это совершенный человек, красоту которого никто не сможет выразить. Так люди начали принимать Ислам. Надо уметь вести себя правильно. Нужно давать людям знание, а многочисленные опровержения лишь увеличат популярность заблудших. Такое поведение – признак того, что человек глуп и не способен решать проблемы.
 
Ахмад ибн Ханбал, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Учёные, занимающиеся каламом, – занадика (то есть те, кто не придерживается Шариата)».
 
Имам Шафии и имам Ахмад были правы для своего времени. Однако мы уже обязаны при помощи доводов разума давать отпор различным ложным идеологиям, которые существуют в нашем обществе. Поэтому современные алимы, такие, как аль-Бути, пишут книги, где разбирают современные течения и идеологии. Конечно, в наши дни нужно изучать не мутазилитов, а современные течения. Но мы либо рассказываем хадисы о проблемах, которые были 1000 лет назад, либо подробно описываем могильные муки и ахират. Получается, что наше время не охвачено. Мы должны всегда связывать аяты и хадисы со своим временем. Это и есть задача алима.
 
Малик ибн Анас, да смилостивится над ним Аллах, спросил: «Как ты думаешь, если к нему придёт более искусный спорщик, он оставит свою религию ради новой?» – имея в виду, что мнения участников [богословских] диспутов переменчивы.
 
Надо всё изучать досконально и основательно, особенно если это касается акыды. Фундамент не может меняться каждый день.
Также Малик, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Свидетельство людей, придерживающихся недозволенных новшеств и следующих за страстями, не принимается».
 
Имеется в виду не каждый сторонник дурных новшеств. Нельзя понимать всё буквально, без комментариев. Тут, как сказал Забиди, подразумеваются новшества, которые ведут к куфру.
Один его сподвижник, разъясняя это, сказал, что под «людьми, следующими за страстям» имелись в виду спорщики вне зависимости от их мазхаба.
 
Абу Юсуф сказал: «Кто стремится к знанию посредством калама, тот станет зиндиком [не придерживающимся Шариата]».
 
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Не спорьте со сторонниками вредных новшеств, не общайтесь с ними и не прислушивайтесь к ним!» И в этом [то есть в том, что изучение калама порицаемо и от него следует воздержаться] единодушны все ученые-хадисоведы из числа праведных предшественников.
 
Не нужно к ним приближаться, поскольку их слова могут вызвать сомнения в душе верующего.
 
Их предостережений не счесть. Они говорили: «Сподвижники [Пророка, солляллаху алейхи ва саллям] воздерживались от этого – хотя лучше остальных понимали суть [языковедения и Шариата] и были красноречивей остальных, – не иначе как потому, что знали о зле, которое от этого исходит». И поэтому Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, [трижды повторил]: «Погибнут проявляющие дотошность! Погибнут проявляющие дотошность! Погибнут проявляющие дотошность!», – то есть чересчур пытливые исследователи.
 
В тафсирах пишут, что Бану Исраиль сбились из-за того, что задавали слишком много вопросов.
 
Они (праведные предшественники) доказывали это тем, что, если бы калам являлся частью религии, то он был бы важнее всего остального, что велел Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и [Пророк, солляллаху алейхи ва саллям,] знал бы все его правила и похвалил бы это занятие и тех, кто в нём искусен. Но он учил своих сподвижников подмываться, призывал получать знания касательно распределения наследства, восхвалял их и предостерегал их от разговоров о божественном предопределении (аль-кадар):
 
«Воздержитесь от [обсуждения] предопределения!»
 
И сподвижники твёрдо стояли на этом. Дополнять же Учителя [то есть делать то, чего учитель не делал] – произвол и несправедливость. Они (сподвижники Пророка, солляллаху алейхи ва саллям) – учителя и пример для следования, мы же последователи и ученики.
 
Это заключение касательно первой группы учёных, которые считали калам недозволенным. Но надо понять, что в их время калам не был нужен и все, кто занимался каламом, были заблудшими. Дело в том, что лекарство надо принимать, когда болеешь, а не просто так, для интереса. И в наши дни были случаи, когда люди много спорили о вероубеждении, а потом сами сбивались с истинного пути. Надо искать золотую середину: не отвергать калам, но и не углубляться в него чрезмерно.
 
Что касается другой категории людей, то, доказывая [необходимость изучения калама], они говорили: «Если в каламе запретны сами термины «субстанция», «монада» (джавхар) и «акциденция» (‘арад) [и подобные им, то есть] необычные термины, с которыми не были знакомы сподвижники [Пророка, солляллаху алейхи ва саллям], то дело легко [разрешается]…
 
Если проблема только в терминах.
 
…поскольку нет такого [вида] знания, где бы не появились новые термины ([так, они возникли] в хадисе, тафсире, фикхе).
 
В ильмуль-хадис есть своя терминология, касающаяся степеней достоверности хадисов. То же самое и в улум-Коран. Аналогично – в фикхе. У каждого мазхаба своя терминология: «сахих», «ассах», захир» – и так далее. В усуль аль-фикх тоже свои термины.
 
А если бы [сподвижникам] перечислили следующие термины: “накд”, “каср”, “таркиб”, “та‘дийа”, “фасад аль-вад‘”[и подобные им], – то они не поняли бы их.
 
Это терминология усуль аль-фикх касательно кияса.
 
Введение нового выражения для указания им на благую цель подобно созданию сосудов новой формы для использования их в дозволенных [Шариатом] целях».
 
Вспомним, например, выражение «достоверный хадис», то есть «хадис сахих» или «хадис хасан», или выражение «хукм азхар». Всё это – термины, которые указывают на различные аспекты Шариата. Это, безусловно, дозволено и похвально, потому что термины облегчают понимание Шариата.
 
А если [в каламе] запретен смысл [этих слов], то мы имеем в виду только познание доказательства возникновения мира и Единственности Творца и Его атрибутов, как сообщается [об этом] в Шариате. Разве может быть запретным познание Всевышнего Аллаха посредством доказательств? Если же запретны препирательство, упрямство, вражда, ненависть [к оппонентам] и всё то, к чему приводит калам, то, [да], это запрещено, и этого следует остерегаться, как и высокомерия, тщеславия, совершения деяний напоказ, стремления к власти. К таким [порокам] приводят хадисоведение, тафсир и фикх, и это также запрещено, и этого следует остерегаться, но [Шариат] не запрещает постигать науки…
 
Несмотря на то, что через фикх человек может просто добиваться славы и известности, наука не становится запретной.
 

Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий