29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ШАЙТАН

Шайтан — это взбунтовавшийся, заблудший и сбившийся с истинного пути джинн.
«И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался, возгордился и стал неверующим». (Сура «Аль-Бакара» 2/34).
Этот аят не свидетельствует о том, что Иблис — ангел. Он является одним из джиннов. Благодаря его поклонению Аллаху он был возвышен и находился среди ангелов. Всевышний Аллах обратился с повелением ко всем присутствующим, большинство из которых составляли ангелы. Иблис, основываясь на том, что он был создан из огня, а Адам (алейхис салям) из глины (Сура «Аль-Араф» 7/12), а также на том, что он служил Всевышнему Аллаху еще задолго до появления Адама (алейхис салям), возгордился.
Иблис долгое время беспрекословно исполнял повеления Аллаха, но из-за того, что он не поклонился Адаму (алейхис салям), подвергся проклятию Господа и стал неверующим (Сура «Аль-Бакара» 2/34). Шайтан видел преимущество огня перед глиной, хотя на самом деле этого
преимущества не существовало. Шайтан признавал, что и огонь, и глина были созданы Аллахом. Но он не хотел замечать, что Адам (алейхис салям) является наместником (халифом) Аллаха на земле, обладающим бпагородством, превосходством духа, различными талантами, способностями и другими добродетелями, дарованными ему Создателем.
Не истина двигала Иблисом, а его самолюбие. Поэтому он видел в Адаме (алейхис салям) лишь примитивный комочек глины, а себя — высоки взвивающимся пламенем. Таким образом, в нем проявилось высокомерие не только по отношению к Адаму (алейхис салям), но и к Самому Всевышнему Аллаху. Иблис превратился в непокорного, не выполняющего приказы Аллаха упрямца, претендующего на правоту в своих действиях и обладающего огромным самомнением. Так Иблис стал первым соизданием, чье собственное поведение привело к печальному концу. Аллах изгнал Иблиса из Рая, отсрочив его наказание до Судного дня. А Иблис взялся сбивать с пути истины непокорных слуг Аллаха, превратив это в свою обязанность.
«[Аллах] сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в Раю. Изыди, ибо ты — из числа презренных». Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен [род Адама]». [Аллах] сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку». |Иблис] сказал: «За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему истинному пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]». [Аллах] сказал: «Изыди из Рая униженным, обесславленным! А теми, кто последует за тобой, Я заполню до отказа геенну огненную». (Сура «Аль-Араф» 7/13-18).
Иблис, обманув Пророка Адама (алейхис салям) и его супругу Хаву, стал причиной того, что они совершили ошибку и были высланы из Рая (см. Суры «Аль-Араф» 7/19-24 и «Аль-Бакара» 2/35-38).
Шайтан на протяжении всей истории человечества показывал все дурное в приукрашенном виде и делал все, что только мог, для удаления людей от истинного пути.
«Клянусь Аллахом, Мы до тебя направляли [посланников] к народам, но шайтан заморочил [им голову] соблазном. Он — их покровитель сегодня, и им уготовано мучительное наказание». (Сура «Ан Нахль» 16/63).
Именно шайтаны раздувают пламя вражды и ненависти между людьми, между братьями, между мужем и женой, между индивидуумом и обществом. Их положение в глазах Иблиса тем выше, чем больше они способны на всякого рода козни и злодеяния.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Трон Иблиса стоит на воде… И, он посылает группами своих воинов. Самый приближенный по степени к нему тот, кто, больше других сеет вражду и ненависть, ссорит и клевещет. Вначале кто-то из его воинов подходит к Иблису и говорит о тех злодеяниях, которые он натворил. В ответ он слышит: «Ты не совершил ничего». Затем, подходит другой его воин и рассказывает ему о том, что он довел супругов до развода. Вот такого воина Иблис приближает к себе, одобряет его поступки и хвалит».
Когда человек нарушает запреты Аллаха, удаляясь от пути истины, указанного Им, он радует шайтанов и облегчает их задачу.
«К тем, кто отвращается от упоминания Милостивого, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями. И, воистину, они будут сбивать их с пути истины, хотя те и будут считать, что идут по истинному пути. Когда же они предстанут перед Нами, то [заблудший] скажет [шайтану]: «О, если бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Плохой ты друг!» [Аллах скажет им]: «Сегодня, поскольку вы творили беззаконие на земле, ничуть не поможет вам то, что вы разделяете наказание». (Сура «Аз-Зухруф» 43/36-39).
Продолжающие заблуждаться и упорствовать безоговорочно становятся пленниками шайтанов. В Суре «Аль-Муджадаля» 58/19 говорится следующее:
«Шайтан овладел их [душами] и заставил предать забвению память об Аллахе. Они — последователи шайтана. О, да! Воистину, сторонники шайтана, понесшие урон».
Всевышний Аллах предупредил нас о том, что шайтан — это враг человека, а также предупредил о его коварстве, кознях, хитростях и обмане. В Суре «Фатыр» 35/6 говорится следующее:
«Воистину, шайтан — ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня».
«О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас — явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (Сура «Аль-Бакара» 2/168-169).
«Шайтан обещает [людям] и соблазняет их. Но его обещания не что иное, как обольщение». (Сура «Ан-Ниса» 4/120).
«О, сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому, как он [совратил и стал причиной] высылки из Рая ваших родителей, лишив их одежд, чтобы представить им воочию их срамные части. Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите. Воистину, Мы делали шайтанов покровителями неверующих». (Сура «Аль-Араф» 7/27).
Шайтан, который в жизни отдаляет человека от истины и праведниц, пути, в Судный день оставляет человека наедине с его делами, говори, что его не следует обвинять в грехах человека:
«И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал [данного] вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как зазывать вас [обольщениями на путь лжи]. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти вам на помощь, а вы не можете помочь мне. Я непричастен к тому, что вы прежде поклонялись мне [наряду с Аллахом]». Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание». (Сура «Ибрахим» 14/22).
На каждого человека найдется один шайтан, пытающийся сбить его с праведного пути, подвигающий человека на нарушение запретов Аллаха. Для достижения своей коварной цели шайтан окутывает все злое, ложное и дурное пеленой таинственности и заманчивости.
«И вот назначили Мы каждому Пророку врагов-шайтанов из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с красивыми речами, обольщая [друг друга]. Если бы Господь твой захотел, они не стали бы так поступать. Так отвернись от них и не слушай их измышлений». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/112).
Благочестивая Айша (радыйаллаху анха) (умерла в 58 г. Хиджры/678 г. н.э.) в связи с этим, рассказала следующее: «Однажды, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поздно вечером вышел из дома. Я почувствовала ревность. Чуть позднее он (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся и, заметив мою ревность, спросил у меня:
— Что с тобой, Айша? Уж не приревновала ли ты меня?
Я ответила:
—  Разве я могу такого человека, как ты, не ревновать?
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
-Тебя, наверное, посетил твой шайтан.
Я спросила:
— О, Посланник Аллаха, разве рядом со мной присутствует шайтан?
Он (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
—  Да.
—  И что же, рядом с любым смертным находится шайтан?
—  Да, находится.
Я снова спросила:
— И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха?
И услышала следующий ответ:
— Да, но мне Мой Господь помог, и он покорился мне».
У людей искренне верующих, совершающих богослужения и не нарушающих запретов Аллаха, нет причины опасаться влияния шайтанов.
«Когда ты читаешь Коран, то ищи прибежища от побиваемого камнями шайтана у Аллаха. Воистину, ему (т.е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (т.е. шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками». (Сура «Ан-Нахль» 16/98-100).
«Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [его козни], и распознают его».
(Сура «Аль-Араф» 7/201).
Всевышний Аллах упомянул в Священном Коране лишь один раз о состояниях человека, когда он после совершения грехов, не испытывает
сожаления и угрызений совести (Нафс аммара), и когда после coвершения грехов он сожалеет о содеянном (Нафс лаввама) (Сура «Юсуф> Сура «Аль-Кыйама» 75/2). Однако Он многократно предупреждает о происках шайтана, призывает людей остерегаться его наущений и учит защите от него. Поэтому каждый, кто идет дорогой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имеет преимущество перед шайтаном. Ибо когда человек предупрежден и следует всем предписаниям Аллаха, он может достичь,  как и праведный халиф Омар (радыйаллаху анху) (умер в 23г. Хиджры/644 г. н.э.) такой степени благочестия и набожности, когда сам шайтан будет бояться встрече с ним.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следуют связи с этим: «О, сын Хаттаба Омар! Тебе не дано встретиться с шайтаном. Ибо когда ты идешь своей дорогой, он, увидев тебя, непременно свернет с твоего пути и пойдет другой дорогой».
Ученые-богословы усматривают сокровенный смысл создания шайтана Всевышним Аллахом:
.Аллах создал вещи вместе с их противоположностями, чтобы людям была заметнее разница между ними. Шайтан был создан, как противоположность чистому и почтенному созданию — ангелу, наставляющему рабов Божьих на совершение праведных и богоугодных дел.
.Чтобы Имена Всевышнего Аллаха Карающий, Побеждающий, Сокрушающий, Справедливый, Уничтожающий, Возвышающий и подобные им совершенные Имена стали очевидными, необходимо существо, через которое они проявятся. Если бы люди и джинны были по своей природе подобны ангелам, то тогда вышеперечисленные Имена не проявились бы.
.Если бы шайтан не был создан, то тогда такие совершенные Атрибуты Аллаха, как Прощение грехов, Снисходительность к Своим рабам, их сохранение и оберегание, не были бы проявлены и не стали бы очевидными. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) лаконично высказался об этом следующим образом: «Если бы вы не совершали грехов, то тогда Аллах, непременно, устранив вас, создал бы людей, которые, согрешив, просили бы у Него прощение своих грехов».
.Если бы шайтан не был создан, то не было бы того, кто сбивает людей с пути служения и послушания Аллаху, а, значит, не было бы экзамена для человека. Ибо совершение молитв, послушание, добро и  красота могут быть оценены по достоинству лишь в сравнении со злыми и мерзкими поступками людей, которым указывает путь шайтан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *