г. ДЖИНН И ШАЙТАН
Слово «Джинн» является производным словом от арабского «джанна», которое имеет значение: спрятать, скрыть, сделать неясным. Во
множественном числе слово «джинн» имеет форму «джинна». (Сура «Ан-Нас» 114/6). «Джанн» является синонимом слова «джинн». На языке фарси «джинн» звучит, как «дэв» и «пэри».
Еще до ниспослания Корана арабы верили в существование невидимых и неосязаемых существ и называли их джиннами.
В терминологии существуют два значения слова «джинн»:
.Слово «джинн», обозначающее любые существа, скрытые, недоступные для восприятия органами чувств человека, употребляется в противовес слову «инс», обозначающему род человеческий. По этому обобщающему определению и ангелы, и шайтаны относятся к миру джиннов, т.е. к скрытому миру. Только слово «ангел» соотносится со словом «джинн», как частное с общим, т.е. любого ангела можно было бы назвать джинном (скрытым), но любого джинна ангелом назвать было бы нельзя. Однако перейдем к точному определению:
.Джиннами называется один из трех существующих видов не видимых глазу существ. Рассмотрим их:
1.Ангелы — добродетельные, не грешащие, не вводящие человека в заблуждение, подчиняющиеся повелениям Аллаха создания из света.
2.Шайтаны — вводящие человека в заблуждение и направляющие его к совершению зла существа, имеющие ту же природу, что и джинны.
3.Джинны — находящиеся между двумя вышеуказанными группами, со свойственными им как добродетельными, так и порочными чертами существа, созданные Аллахом из огня.( См. Рагиб Аль-Исфахани «Аль-Муфрадат», стр. 138-139; Асым Афанди «Камус Тарджамаси»,IV,581-582.)
Поскольку джинны невидимы и неосязаемы, то источником сведений о них служит Священный Коран и достоверные хадисы. А здравый рассудок не видит противоречащих этому доводов и находит их существование возможным. То, что мы не видим джиннов, говорит лишь о том, что наши глаза созданы неспособными их видеть. В Священном Коране есть отдельная Сура «Аль-Джинн», повествующая о джиннах и состоящая из 28-и аятов. Джинны были созданы из огня раньше людей.
В Суре «Ар-Рахман» 55/15 сказано:
«И создал джиннов из чистого огня».
«Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. А до того [Мы сотворили] джиннов из палящего огня». (Сура «Аль-Хиджр» 15/26-27).
Джинны подобно людям едят, пьют ( См. Муслим «Салят»,33;Тирмизи «Тафсир»,47.), сочетаются браком, размножаются, среди них есть представители мужского и женского пола, они рождаются, растут и умирают. Продолжительность их жизни гораздо длиннее человеческой. Джинны делятся на различные группы: некоторые из них праведные мусульмане, некоторые не достигли еще этого уровня, но подавляющее их большинство составляют неверующие.
«Среди нас есть и праведные и неправедные; и мы следовали разными путями. Мы знали, что мы не умалили силы Аллаха на земле и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали [призыв] к истинному пути (т.е. Коран), то уверовали в него. А тому, кто верует и Господа своего, нечего бояться ни ущерба [себе], ни притеснения. Среди нас есть и мусульмане, и отступившиеся [от Ислама]. Те, кто покорны [Аллаху], встали на прямой путь. А отступившиеся же [от Ислама], — они топливо для Ада». (Сура «Ад-Джинн» 72/11-15).
Джинны-мусульмане попадут в Рай вместе с правоверными людьми, и джинны не мусульмане, вместе с неверующими из числа людей угодят и Ад. Джинны созданы так, что могут принимать различные виды и формы, а также выполнять трудную физическую работу. Когда Пророк Сулейман (алейхис салям) повелел перевезти трон царицы Балкис из Йемена,то произошло следующее:
«Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия». (Сура «Ан-Намль» 27/39).
Пророк Сулейман (алейхис салям) в это время находился очень далеко от Йемена. Способность джинна в столь короткое время доставить трон издалека свидетельствует о наличии у них огромной силы и скорости. А то, что джинн беседовал с Пророком Сулейманом (алейхис салям), говорит о том, что они способны принимать облик, видимый человеком, Всевышний Аллах отдал джиннов в распоряжение Пророку Сулейману (алейхис салям). (Сура «Сад» 38/35-39; Сура «Саба» 34/12-13; Сура «Ан-Намль» 27/38-39).(Бухари «Салят»; «Анбийя», 40; Муслим «Масаджид»,8.) И Пророк Сулейман (алейхис салям) использовал их для выполнения сложных и тяжелых работ. (Сура «Саба» 34/12-13). Джинны не владеют знаниями о сокровенном. Однако так как они являются существами метафизическими, им доступно знать и видеть многое, конечно в той мере, которая позволена им Всевышним Аллахом.
В Коране говорится о том, что джиннам неизвестно сокровенное:
«Когда же Мы послали ему (т.е. Сулейману) смерть, то об этом догадался лишь древесный червь, который источил его посох. Когда же он свалился [с трона], уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях». (Сура «Саба» 34/14).
Джинны, как и люди, созданы для выполнения определенных для них Всевышним Аллахом дел.
«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура «Аз-Зарийят» 51/56).
«[Аллах скажет в Судный день]: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники [Аллаха] из ваших [братьев], которые пересказывали вам Мои аяты и предупреждали вас о наступлении Судного дня?» Они ответят: «Мы свидетельствуем против самих себя». Жизнь в этом мире обольстила их, и они признались в том, что были неверующими». (Сура « Аль-Ан’ам» 6/130).
«Скоро Мы займемся вами, о, вы, [люди и джинны], обремененные [грехами]!» (Сура «Ар-Рахман» 55/31).
Согласно мнению подавляющего большинства ученых-богословов, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был направлен с пророческой миссией не только к людям, но и к джиннам. Поэтому, нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) называют «Расулюс-Сакалейн». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал об Исламе джиннам, часть которых приняла его, и благодаря этому попадет в Рай, а часть отвергла, из-за чего попадет в Ад. (Сура «Аль-Ахкаф» 46/29-32). Священный Коран передает нам известие о том, что джинны слушали, как наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) читал Коран:
«Скажи [о, Мухаммад!]: «Дано мне в откровении, что сборище джиннов подслушивало [чтение Корана] и они сказали: «Воистину, мы слышали дивный Коран, который наставляет на истинный путь. Мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме Господа нашего». (Сура «Аль-Джинн» 72/1-2, отдельно см. Сура «Аль-Ахкаф» 46/29-30).
Сомнений в том, что джинны слушали Коран, читаемый нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), нет. Однако существуют разногласия по поводу того, видел или не видел джиннов собственными глазами наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Согласно передаче Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) (умер 68 г. Хиджры/687 г. н.э.), Благородный Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не видел воочию джиннов(Бухари «Тафсир», сура: 72; Муслим «Салят», 33; Ахмад бин Ханбаль, то же произведение, I, 252.), согласно же мнению Ибн Масуда (радыйаллаху анху) (умер 32 г. Хиджры/653 г. н.э.), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) их видел.(Муслим «Салят», 33; Тирмизи «Тафсир», 47.)
Многобожники из ассирийцев, греков, римлян и арабов периода джахилии (невежества), возведя метафизические создания в степень Божества, поклонялись дэву, пэри, шайтану и джиннам, т.е. приписывали сотоварищей Аллаху. Кроме того, они занимались колдовством и изготавливали различного рода талисманы и амулеты.
«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам, — а ведь [имен но] Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/100).
«Они устанавливают родство между Ним и джиннами. А ведь джинны знают, что они предстанут перед Аллахом». (Сура «Ас-Саффат» 37/158),
Принимающие существование джиннов делятся на две группы в отношении сущности этих созданий. Одна из этих групп считает джинном телесными существами, вторая же считает их самостоятельными субстанциями, не являющиеся объектами бестелесными существами, которые не могут воплощаться в телесную оболочку.(См. Языр, то же произведение, VII, 5381-5417.)