ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ
На прошлом уроке мы закончили рассматривать сифаты Аллаха и Его действия и перешли к вопросам, касающимся веры в пророков. Ещё мы коснулись веры в загробную жизнь, а именно, веры в могильные муки. Могила будет сжимать человека после смерти. В книгах пишут, что она может сжимать двумя способами: праведники почувствуют себя в материнских объятиях, а грешники и неверные испытают боль и мучения, как об этом сообщается в хадисах Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В одном из хадисов говорится, что особенно сильное наказание в могиле получат два типа людей: те, кто распространяет сплетни про своих братьев и таким образом сеет смуту, и те, кто не очищается тщательно от мочи. В наши дни молодежь не придаёт этому значения, особенно тому, где нужно справлять нужду стоя. Этот животный способ нынче распространился… Ислам требует от мусульманина чистоты, ведь 5 раз в день тот встаёт перед своим Творцом. Поэтому говорят, что Ислам – это религия чистоты. Также мы сказали, что нужно верить в Весы, поскольку об этом сообщается в хадисах Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Это большое тело из света, которому Аллах дал силу взвешивать деяния творений. Более подробно об этом можно прочитать в книге Джалялуддина ас-Суюти «Шарху ссудур». Там подробно рассказывается, как забирают душу и что происходит в могиле.
Итак, теперь мы будем говорить про Сират. Что же это такое? Это мост, по которому нужно пройти, чтобы добраться до Рая. Мост пролегает над Адом. Мы будем краткими и просто попытаемся дать общее представление. После смерти человек находится в могиле до воскрешения. Это состояние между дуньялом и ахиратом называется аль-Барзах. Затем люди будут воскрешены и собраны на махшаре. Там состоится отчёт. Хорошие люди пойдут в хорошую сторону, а плохие – в плохую. В книгах сообщатся, что то, как ты будешь идти по Сирату, зависит от твоих деяний. Некоторые идут по Сирату невероятно быстро, некоторые бегут, некоторые идут медленно, есть и те, кто ползёт. И никто не войдет в Рай, пока Аллах не очистит от грехов. Лишь потом будет разрешено войти в Рай.
Мы знаем, что золото очищают огнем от примесей. Так же очищаются и грехи. Но, если золото само по себе чистое, огонь не требуется, так что, если хочешь избежать наказания, то в этом мире надо всё делать по Шариату. А, если вдруг совершаешь грех, нужно сделать таубу, и, если грех касается другого человека, следует возместить ущерб. Если вести себя таким образом, Аллах не накажет в ахирате. Если в этом мире проявлять истикамат, то есть соблюдать Шариат, то пройдёшь по Сирату без колебаний.
пока не уверует в то, что Сират – истина, а это – мост, протянутый над преисподней, острее меча…
Он острее меча для тех, кто вёл грешный образ жизни. Для верующих же он будет широким.
…а это – мост, протянутый над преисподней, острее меча и тоньше волоска, ноги неверующих по приговору Аллаха, хвала Ему, соскальзывают с него, и неверующие низвергаются в Ад, ноги же верующих по милости Аллаха твёрдо держатся на нём, и верующие отправляются в Рай;
В «Итхафе» написано, что длина моста равна длине пути в 3 000 лет. Сначала мост поднимается, потом идёт ровный участок, а потом – спуск. Подъём занимает 1000 лет, ровный участок – ещё тысячу, спуск – тоже тысячу. В начале моста стоит Джибриль, алейхи ссалям, а в середине – Микаиль, алейхи ссалям. На мосту встречаются огненные псы, которые забирают в Ад грешников. Навсегда в Аду останутся только неверующие. Пусть Аллах сохранит нас от их зла. Тех же, у кого в сердце была вера хотя бы весом в пылинку, выведут из Ада после того, как они искупят свои грехи. В тюрьмах есть те, кому нужно отсидеть 10 или 15 лет, а есть те, кто сидит пожизненно. Так и в Аду: есть те, кто выйдет оттуда, а есть те, кто останется там навсегда. Пусть Аллах убережёт от этого нас и тех, кого мы любим.
Тут же сделаем небольшое примечание о философах. Есть два вида философов: исламские и не исламские. К исламским философам можно отнести имама Газали, Фахруддина Рази. Они выше всего ценили слово Аллаха и лишь затем – разум. Почему? Потому что разум подобен лампе, которая освещает ограниченное пространство, больше которого не может осветить. Чтобы узнать, что за пределами нашего разума, мы нуждаемся в Творце всего сущего. Мы уважаем разум, поскольку это милость от Аллаха, равной которой нет. Но также мы верим, что Аллах посылал к нам людей, отвечавших на вопросы, на которые наш разум не может дать ответ. И по определённым признакам можно было судить, что эти люди – именно от Господа. Об этом свидетельствовали муджизаты. И, в первую очередь, мы должны опираться на то, что наш Господь передал нам через пророков, а именно, на Коран. Не исламские же философы впадают в куфр, отвергая три вещи. Во-первых, они считают, что Аллах не знает деталей. Во-вторых, они отрицают, что мир творений имеет начало. Они, как коммунисты и материалисты, говорят, что материя первична. И, в-третьих, они не верят в воскрешение человека после смерти. Таким образом, они отрицают Рай, Ад, махшар, воздаяние, и считают, что со смертью всё заканчивается. Мухаммад Рамазан аль-Бути, когда речь зашла о тех, кто отрицает существование Судного Дня, сказал следующее: «Представьте: приходим мы в театр и видим, как на сцене один убивает, другой крадёт, третий проявляет доблесть и милость. Затем занавес опускается, и объявляют, что пьеса закончилась. Зрители стали бы возмущаться и говорить, что это бессмыслица. Судный День – это своего рода второй акт пьесы, где показывают, что каждый заслужил своими деяниями».
…пока не уверует в Хавз…
Это пруд, который Всевышний дал Пророку, солляллаху алейхи ва саллям. Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что в аяте: «Поистине, мы дали тебе кавсар», – говорится о пруде, водой которого в Судный день верующие утолят жажду. Рядом будут лежать черпаки, и их будет больше, чем звёзд на небе.
…пока не уверует в Хавз, из которого пьют после Сирата перед входом в Рай:
В это время жажда будет особенно сильной. Даже в этом мире мы говорим, что путешествие – это вид наказания. А теперь представьте длину пути по Сирату! Пусть Аллах сделает так, чтобы мы испили из Хавза и чтобы из него испили все мусульмане, которые любят Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и его сподвижников.
…тот, кто выпьет из него глоток, никогда больше не испытает жажды, его ширина – пространство, преодолеваемое за месяц, его вода
– белее молока, слаще меда, вокруг него – кувшины, количество которых равно числу звезд на небе, в водоёме – два сточных желоба, по которым в него вливается вода из райской реки (аль-Кавсар); пока не уверует в отчёт (аль-Хисаб) и в то, что люди по-разному пройдут его. Есть те, к кому снисхождения не будет, есть те, к кому будет снисхождение, и есть те, кто войдёт в Рай без отчёта, и это – приближенные (мукаррабун) [к Аллаху]
Первый из них – это Абу Бакр, разыАллаху анху, ведь он самый лучший после Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В одном из хадисов сказано, что 70 000 людей войдёт в рай без отчёта. Мы надеемся, что Аллах удостоит нас их заступничества и причислит нас к тем, кто следует за ними.
…и [уверует в то, что] затем Всевышний Аллах спрашивает кого пожелает из пророков о том, как они довели [до людей] Послания, и кого пожелает из неуверовавших…
У Бухари приводится хадис о том, что Аллах спросит Нуха, алейхи ссалям, довел ли он послание до своего народа. Он ответит, что довёл. Затем Аллах спросит о том же у его общины, но они скажут, что к ним никто не приходил. Тогда Аллах спросит Нуха, алейхи ссалям: «Кто будет свидетельствовать в твою пользу?» И Нух, алейхи ссалям, ответит: «Мухаммад и его община». Мы читаем в Коране о том, что Нух, алейхи ссалям, призывал свой народ, но большая его часть не ответила на призыв. Имам Газали часто пишет о том, что тяжелее всего приходится пророкам, а потом – тем, кто ближе всех к ним по уровню. Подумайте, сколько им пришлось пройти испытаний, пока они призывали свой народ! Одного пытались сжечь, другой был вынужден уплыть на ковчеге, многих убивали. А всё потому, что они призывали людей к Исламу! Больше всех пострадал наш Пророк, солляллаху алейхи ва саллям. Если мы будет изучать сиру Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, от его сорока лет до шестидесяти трёх, когда ему ниспосылалось Откровение, мы увидим, что каждый год на его долю выпадало множество испытаний. Также это относится и к истинным алимам. Посмотрите на Абу Ханифу, Малика, Шафии, Ахмада, сколько им пришлось испытать! Посмотрите на истинных устазов, таких, как Махмуд-Афанди, куддисса сирруху! Он сделал хиджру из Алмало в Астрахань. Почитайте «Мактубат» Сайфулла-кади, куддисса сирруху. Сколько они прошли, сколько всего они вынесли! Вспомним, как Зейнуллу Шарифи, куддисса сирруху, отправили в ссылку в Троицк. Хасан-устара, куддисса сирруху, посадили – и так он пропал без вести. Во все времена были такие алимы, они вынесли много испытаний, распространяя истинное знание об Исламе. Так пожелал Аллах, поэтому мы должны терпеливо переносить тяготы. Они всё это вынесли благодаря сабру. Если бы они проводили жизнь в беспечности и утопали в роскоши, как правители тех дней, разве смогли бы они вынести такие испытания? У алимов ахирата есть свои весы: если мы будем мерить ими свои поступки ещё в этой жизни, то в ахирате нам будет намного легче пройти отчёт.
…и [уверует в то, что] затем Всевышний Аллах спрашивает кого пожелает из пророков о том, как они довели [до людей] Послания, и кого пожелает из неуверовавших о том, как они обвиняли посланников во лжи, спросит тех, кто вводил недозволенные новшества, о Сунне…
Это очень больной вопрос в наши дни. Нынче мусульмане стремятся подогнать Ислам под европейскую моду. Так, они хотят построить Ислам на основе своих представлений, своих вкусов, не обращая внимание на то, соответствует это Сунне Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, или нет. Так поступают и мужчины, и женщины. Мы хотим затащить в исламский мир ветви дерева, чьи корни находятся в Европе, и радостно срывать фрукты! А ведь надо собирать плоды с деревьев, которые оставили нам сподвижники, алимы, праведные правители Ислама. Вот в чём мы нуждаемся! Если каждый будет делать всё, что пожелает, следуя своему нафсу и растягивая Ислам, как резину, что же останется от нашей религии?
…спросит мусульман о деяниях;
Первое, о чём верующего спросит Всевышний, – это намаз. Совершался ли он вовремя, со всеми шурутами и рукнами, с адабом? Если же нет, то за такой намаз накажут, а не наградят. Таким намазом нам ударят по лицу, как тряпкой. Сегодня нашими молитвами только и можно, что бить нас по лицу! Мусульмане совершают миллионы намазов в день, но ни помощи, ни силы мы не получаем от Аллаха. А всё потому, что мы не уделяем должного внимания шурутам, рукнам и суннатам намаза. Все это понимают, но, находясь в плену нафса, не способны совершить намаз так, чтобы Всевышний был доволен.
…пока не уверует в то, что те, кто исповедует Единобожие (муваххидун), будут выведены из Ада после наказания, так что в преисподней по милости Всевышнего Аллаха не останется ни одного единобожника, поскольку ни один единобожник не будет вечно пребывать в Аду;
Вместе с таухидом обязательно должно идти признание пророчества Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям. Мы знаем, что люди, не приняв Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, стали говорить, что Аллах – один из трёх, что у Аллаха есть сын и жена. Люди строят свою религию на мифах, которые давно уже опровергнуты разумом.
…пока не уверует в заступничество (шафа‘а) пророков, затем – учёных, затем – шахидов…
Шахиды – это люди, умершие во время истинного джихада. Здесь не имеются в виду те, кто погиб за власть, за различные идеологии, за должность. Шахид – это тот, кто умер, доводя истинную религию до людей. Сегодня есть телефоны, телевидение, интернет, и можно перемещаться куда угодно. Из-за того, что мы не делаем то, что следует, и делаем то, что не следует, образ Ислама стал таким уродливым. Так, в одном из хадисов говорится, что в Судный день придёт один человек и будет говорить: «О Аллах, я умер ради тебя». А Всевышний скажет: «Нет, ты умер, чтобы люди сказали, что ты мужественный». Другой придёт и тоже скажет: «О Аллах, я умер ради тебя». Аллах скажет: «Нет, ты умер ради добычи». Тогда придёт третий человек, и Всевышний скажет: «Вот он действительно умер ради религии». Также говорится, что чернила, которые расходуют алимы, распространяя религию, более величественны, чем кровь шахидов. Но мало кто из сегодняшних алимов оживляет мечети уроками или пишет книги, как подобает алимам. Более того, многие из них ищут мирских удовольствий и думают только об этом мире. Когда Всевышний в Судный день спросит про те самые чернила, такие алимы не смогут показать ни книг, ни учеников. Им придётся со своим барахлом и грязными политическими играми предстать перед Всевышним. Именно такие игры и разрушили халифат. Умар-асхаб, разыАллаху анху, в одиночку управлял огромным халифатом согласно Шариату, потому что боялся Аллаха, потому что был искренним. А сейчас есть масса мусульманских стран, куча руководителей, муфтиев и исламских партий, но толку никакого, потому что в наших действиях нет искренности. Если бы мы использовали все современные технологии для распространения Ислама и распространяли бы его, как сподвижники, то все бы в этом мире приняли Ислам. Но мы забыли слова, которые Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, произнёс во время прощального хаджа: «Донесите от меня хотя бы один аят».
…пока не уверует в заступничество (шафа‘а) пророков, затем – учёных, затем – шахидов, затем – всех мусульман в соответствии с их достоинством и степенью перед Всевышним Аллахом. А тот из верующих, кто останется без заступника, будет выведен [из Ада] по милости Аллаха, и ни один верующий не будет вечно пребывать в Аду, нет, тот, в чьем сердце была вера весом хотя бы в пылинку, будет выведен из него;
Теперь поговорим о сподвижниках. Это крайне важно. Хасан-устар, куддисса сирруху, уделяет этой теме целую главу в книге «Аль-Бурудж».
…пока он не признает достоинство сподвижников в порядке их [заслуг], не признает, что самый достойный из людей после Пророка – Абу Бакр ас-Сиддик, затем – ‘Умар ибн аль-Хаттаб, затем – ‘Усман ибн ‘Аффан, затем – ‘Али ибн Аби Талиб;
Мы должны знать, что неверно говорить о превосходстве Али над Абу Бакром, разыАллаху анхума, Так считают некоторые заблудшие, но это всё – ложь. Али, разыАллаху анху, после смерти Фатимы женился еще раз и своим детям от неё дал имена Абу Бакр, Умар, Усман. Если бы Али, разыАллаху анху, враждовал с ними или они – с Али, разве он дал бы своим детям такие имена? Али-асхаб, разыАллаху анху, отдал в жёны Умар-асхабу, разыАллаху анху, свою дочку Умм Кулсум. Тот сказал, что женился на ней не из-за страсти, а из-за того, что она из потомков Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Усман-асхаб, разыАллаху анху, женился на двух дочерях Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: Умм Кулсум и Рукият. И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал, что отдал бы и третью свою дочь за Усмана, разыАллаху анху. А Абу Бакр, разыАллаху анху, был рядом с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, с самого начала и отдал Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, в жёны свою дочь. Это была одна семья. А в ахир замане люди, как черви, копошатся там, где нечего искать, вместо того чтобы взглянуть на свои грязные сердца! Кто, кроме сахабов, призывал к Исламу? Разве не сподвижники распространили Ислам за пределы Медины? Кто донёс Ислам до Ирана и до Дагестана? При Умар-асхабе, разыАллаху анху, Ислам распространился повсеместно, а мы хотим назвать его заблудшим?! Именно сподвижники приложили усилия, чтобы сохранить Книгу Аллаха. Разве не при Абу Бакре, разыАллаху анху, начали собирать Коран? Имам Раббани говорит, что человека, который говорит дурное про сподвижников, никогда не наставят на истинный путь.
…пока раб Аллаха не будет иметь хорошего мнения обо всех сподвижниках…
Речь идёт и про Муавию, разыАллаху анху, и про других сподвижников. Однажды у ибн Мубарака спросили, кто лучше: «Умар ибн Абдуль-азиз или Муавия?» Ибн Мубарак сказал, что пыль в ноздрях лошади Муавия лучше, чем сотня таких, как Умар ибн Абдуль-Азиз, потому что Муавия был сахабом. Никто не сможет сравниться со сподвижниками. Это надо нам усвоить. Если вы хотите изучить этот вопрос подробнее, обратитесь к книге «Саваикуль-Мухрика» ибну Хаджара аль-Хайтами.
…пока раб Аллаха не будет иметь хорошего мнения обо всех сподвижниках и восхвалять их, как восхвалил их всех Аллах и Его Посланник.
Обо всём этом сообщают рассказы [выдающихся имамов] и свидетельствуют предания [праведных предшественников]. Тот, кто с убеждённостью признает всё это, является одним из людей истины (ахл аль-хак) и приверженцев Сунны и отстраняется от
толпы заблудших (далал) и сторонников недозволенных новшеств [в религии]. И мы просим Аллаха Его милостью одарить нас и всех мусульман совершенным якином и твёрдостью в вере, ведь Он – самый милостивый из милостивых, и да благословит Аллах нашего
предводителя Мухаммада и каждого избранного раба!
Автор: Имам аль-Газали
Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru