ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ
Итак, мы продолжаем изучение сифатов Аллаха.
Следующий сифат, который мы будем рассматривать, – это Калам, Речь Аллаха.
Аль-Калам (Речь)
Он Всевышний – говорящий, повелевающий, запрещающий, обещающий, грозящий посредством безначальной…
Иными, словами, предвечной, не имеющей начала.
…посредством безначальной Речи, которой описана Его сущность, не похожа на речь творений…
Аллах повелевает подчиняться Ему и запрещает ослушиваться, обещает верующим Рай, а грешникам и неверным – Ад. Мы привыкли, что речь состоит из звуков и букв, которые образуются у нас в гортани. Но Речь Аллаха не такая и не состоит из звуков и букв. Вспомним аят:
«Нет ничего, подобного Ему».
…и не является ни звуком, который возникает от извлечения воздуха или стука тел, ни звуком, который прерывается смыканием губ или движением языка; что Коран, Таурат, Инджиль, Забур…
Аллах сохранит от искажения Писание, которое было ниспослано нашему Пророку, солляллаху алейхи ва саллям. Ни одна буква не будет ни добавлена, ни убавлена. Также нам точно известно, где похоронен наш Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, а где могилы других пророков – непонятно, существуют различные версии.
Уточним, что речь Аллаха – это не буквы на листках бумаги. Речь Аллаха – это смысл, который мы извлекаем при чтении букв. Это мнение Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а. Мутазилиты же считают, что речь Аллаха – это звуки и буквы, которые сотворены вне Его сущности. В их понимании, Речь обязательно должна состоять из звуков и букв. В «Итхафе» говорится: «Буквы Корана имеют начало, однако они указывают на смысл, которым описана Сущность Аллаха и который не имеет ни начала, ни конца. То, что читается, пишется и запоминается, – имеет начало, но смысл, на который всё это указывает, предвечен».
Здесь можно привести пример, который мы найдём у аль-Газали далее. Когда мы хотим, чтобы домашнее животное выполнило наш приказ, мы произносим слова и используем жесты, которые они понимают. Но это отнюдь не наш язык. Также и Аллах обращается к нам понятным нам языком. Если бы Аллах обратился к нам Своей несотворённой Речью, то всё окружающее уничтожилось бы.
Когда Муса, алейхи ссалям, сказал Всевышнему, что хочет Его увидеть, то Аллах велел ему посмотреть на гору – и гора уничтожилась. Случилось бы нечто похожее, если бы Речь Аллаха проявилась такой, какая она есть на самом деле.
Когда мы читаем в Коране:
«Алиф, Лям, Мим», –
это не Речь Аллаха. Но то, что мы понимаем из этого, является Его Речью.
…что Коран, Таурат, Инджиль, Забур – Его Священные Писания, ниспосланные Его посланникам, мир им, что Коран мы читаем вслух, он записан в книгах, храним в сердцах…
И в наши дни в исламском мире много тех, кто знает Коран наизусть. Иногда даже шестилетние дети, которые больше ничего не знают по-арабски, знают Коран полностью. А в других религиях даже высокопоставленные особы не знают наизусть свои Писания…
…и что вместе с тем Коран предвечен, Cущность Всевышнего Аллаха описана им, не отделим от Сущности и не переходит в сердца и на листы бумаги; что Муса, алейхи ссалям, слышал речь Аллаха не посредством звуков и букв, подобно тому, как праведники в Ахирате видят сущность Всевышнего Аллаха без субстанции (джавхар) и акциденции (‘арад);
Увидеть Его можно будет не так, как мы видим друг друга. Как Аллах дал нам способность познать, что Он существует, так же Он может дать нам способность увидеть Его. Вокруг этого – много споров. Так же Аллаха видел Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, без направления и места, а остальные верующие увидят Аллаха в Раю.
Некоторые не поняли слова устаза: «Тот, кто увидел Аллаха без занавеса». «Занавес» не надо понимать буквально, как в театре, речь идёт о духовной преграде. В стихах часто используют маджаз.
…и что, поскольку у Него есть эти атрибуты, Он – Живой, Всеведущий, Могущественный, Волеизъявляющий, Всеслышащий, Всевидящий, Говорящий посредством предвечных качеств, таких, как Жизнь, Могущество, Знание, Воля, Слух, Зрение, Речь, а не посредством одной лишь Сущности (зат);
Аль-аф‘аль (Действия)
Всё, кроме Него, возникло благодаря Его действию…
Поэтому мы говорим, что необходимо существующим является только Аллах, который сотворил все остальное и всё нуждается в Нём.
…и проистекло из Его справедливости наилучшим, самым совершенным, самым законченным и самым справедливым образом; что Он –мудрый в Своих действиях, справедливый в Своих приговорах, Его справедливость не сравнивается со справедливостью рабов, поскольку раб может быть несправедлив, так как он распоряжается во власти другого…
Так как вся власть и всё сотворённое принадлежит Аллаху, Он не может быть несправедлив. А вот творения могут! Люди могу присвоить себе то, что им не принадлежит.
…нельзя представить себе, что Всевышний Аллах несправедлив, ведь Он не сталкивается с властью другого, чтобы Его распоряжение ею обернулось несправедливостью; что всё, кроме Него: люди и джинны, ангелы и шайтаны, небо и земля, животные, растения и минералы, субстанция и акциденция, постигаемое разумом и познаваемое чувством, – Он сотворил – после небытия – на основе Своего Могущества, поскольку в предвечности существовал Он один и ничего другого не было вместе с Ним; что после этого Он создал всё тварное, проявив Своё Могущество и осуществив Свою Волю и приговор, который был вынесен в предвечности…
Как мы уже говорили, есть воля сулухи и воля танджизи.
…что после этого Он создал всё тварное, проявив Своё Могущество и осуществив Свою Волю и приговор, который был вынесен в предвечности, но не из-за того, что Он нуждался в этом; что Он проявляет милость творением, и вменением в обязанность не из-за того, что это обязательно для Него …
Почему уточняется: «не по обязательсву»? Потому что мутазилиты считали, что на Аллахе лежат определённые обязанности.
…что Он проявляет милость творением, и вменением в
обязанность не из-за того, что это обязательно для Него и проявляет милость и благо не по обязанности, – Ему принадлежит милость и благодеяние и поскольку Он мог бы излить на Своих рабов различного рода наказания и испытать их разными видами страданий и болезней, и если бы Он сделал это, то это было бы справедливо с Его стороны…
Всё в этом мире принадлежит Аллаху, поэтому, что бы Он ни совершил, это не может быть несправедливым.
…и не было бы несправедливо; что Он вознаграждает Своих верующих рабов за поклонение в силу [Своей] щедрости и [предвечного] обещания [воздаяния], а не потому что [рабы] заслужили [это] и Он обязан…
Так считают мутазилиты.
…поскольку Он никому не обязан, невозможно представить, чтобы Он был несправедлив, и Он ни перед кем не в долгу; что люди обязаны поклоняться [Ему], поскольку Он вменил им это в обязанность через Своих пророков, мир им, а не в силу исключительно [доводов] разума…
Мутазилиты считали, что, если бы даже Аллах не послал пророков, алейхим ссалям, достаточно было бы одного того, что у нас есть разум, чтобы поклонение Аллаху стало обязательным. Ахлю-с-Сунна говорят, что этого не достаточно.
…но Он послал посланников и показал их правдивость явными чудесами (аль-му‘джиза), и они довели [до людей] Его требования и запреты, Его обещание [воздаяния] и угрозу [наказания], и тогда люди стали обязаны признать, что посланники говорят правду, сообщая об этом.
Ведь посланники от Аллаха пришли, чтобы научить людей поклоняться Всевышнему. И Аллах даровал им муд’жизаты, которые указывали на истинность их миссии.
Смысл второй (части) шахады,
Выше мы разъяснили смысл первой части шахады: «Ашхаду алля иляха иляЛЛах». Мы рассказали, какие есть атрибуты у Аллаха и как их понимать. Теперь мы переходим ко второй части шахады: «ва ашхаду анна Мухамада ррасулюЛЛах».
а это – свидетельствование посланнической миссии посланников и того, что Он послал Пророка…
В «Итхафе» говорится, что Таджуддин Субки приводит слова Шафии о том, что лучше говорить «Посланник Аллаха», а не просто «Посланник».
…что Он послал не обладающего грамотой Пророка курайшита Мухаммада с Писанием…
То есть с Кораном.
…со Своим посланием ко всем арабам и неарабам, джиннам и людям
Надо понять, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не умел ни читать, ни писать, чтобы никто не говорил, что он, солляллаху алейхи ва саллям, что-то где-то прочитал и использовал. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, был океаном знаний и заполнил весь мир сиянием своего знания. Вспомните жизнь Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: как он вёл себя с людьми, как решал чужие проблемы, как вёл себя с жёнами… Это самый лучший пример для подражания. Аллах сказал в Коране о Пророке, солляллаху алейхи ва саллям:
«Поистине, ты обладаешь величественным нравом».
…и отменил его Шариатом [прежние] шариаты, кроме тех, что [вновь] подтвердил.
Например, в Коране сказано:
«Вам предписан пост так же, как он был предписан тем, кто был до вас».
Он возвысил Мухаммада над всеми прочими пророками и сделал предводителем рода человеческого. Аллах сделал так, что признание Единобожия, то есть слова «Нет никого и ничего, что было бы достойно поклонения, кроме Аллаха» (Ла илаха илла Ллах), – не свидетельствует о полной вере, пока с ним не соединится признание Посланника: «Мухаммад – Посланник Аллаха» (Мухаммадун расулу Ллахи).
Всевышний сделал так, что одной части шахады: «Ля иляха иляЛЛах», – недостаточно для совершенной веры. Необходимо также признать Пророчество Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям.
Всевышний вменил людям в обязанность признать правдивость сообщений Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, о мирской жизни и жизни вечной. [Также Он возвещает о том,] что вера раба не принимается, пока он не уверует в то, [что последует] после смерти, о чём сообщил [Посланник].
Чтобы вера принималась, надо уверовать во всё, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сообщил о загробной жизни.
Во-первых, это допрос Мункара и Накира – двух внушающих страх ангелов, которые усаживают раба, у которого есть дух и тело, прямо в его могиле, и спрашивают его о Единобожии и посланниках. Они спрашивают: «Кто твой Господь, какова твоя вера, кто твой пророк?» Это два могильных мучителя, и их допрос – первая мука после смерти. [Также вера раба не принимается,] пока он не уверует в наказание в могиле: что это истина и что приговор Аллаха телу и духу раба справедливо осуществляется, как пожелает Всевышний;
Так говорят Ахлю-с-Сунна.
…пока не уверует в Весы (Мизан) с двумя чашами и стрелкой, – по величине они подобны ярусам небес и земли, – на них Могуществом Всевышнего Аллаха взвешиваются [людские] деяния, а разновесыв тот день – пылинка и горчичное семя, и [так] устанавливается полная справедливость. Прекрасные списки добрых дел кладут на чашу из света, и весы, по милости Аллаха отягощаются ими по их достоинствам перед Всевышним, а безобразные списки плохих деяний бросают на чашу из мрака, и весы облегчаются по справедливости Аллаха;
Во всё это мы должны верить. Но, так как в «Ихья» говорится не только про акыду, тонкости вероубеждения описаны в ней кратко, иначе не получится охватить остальные темы. Мы закончим на этом наш урок и следующий урок, ИншаАллах, начнём с рассказа про «Сират» – мост, по которому надо пройти в ахирате.
Автор: Имам аль-Газали
Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru