24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

Третий столп – знание о действиях (аф‘аль) Всевышнего Аллаха, и основывается сей столп на десяти основаниях.
 
Первое основание:
Знание о том, что всё возникшее в мире – это Его (Аллаха)] действие, творение и изобретение, нет творца у мира, кроме Него, и только Он – его Создатель. Аллах создал людей и их ремесла, наделил их силой и действиями.
Все действия, которые мы видим в этом мире, будь то действия людей, животных и вообще всего существующего, – это действия Аллаха.
Все действия Его рабов творятся Им и зависят от Его Силы и Могущества (Кудра), подтверждая правоту Его слов:
 
«Аллах – творец всякой вещи» (Коран, 39:62).
 
Аллах – Творец всего, и хорошего и плохого, и красивого, и некрасивого. Все хорошее мы относим к Аллаху, а плохое, соблюдая адаб к Аллаху, относим к своему нафсу.
А словами:
 
«А Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Коран, 37:96),
– и:
«Таите свои слова или произносите их вслух, поистине, Он знает про то, что в груди (в сердцах)! Разве же не знает Тот, Кто сотворил, а Он –Проникающий, Сведущий?» (Коран, 67:13 –14) –
 
Он повелевает Своим рабам быть осторожными в словах и поступках, ибо Он знает даже о тех их словах и поступках, которые они скрывают. И Он указывает на Своё знание посредством творения [в словах: «Разве же не знает Тот, Кто сотворил»]. И как же можно сказать, что Аллах не творит действие раба, если Его Могущество (Кудра) – совершенно, нет в нём недостатков, и движения Его рабов осуществляются только благодаря Его Могуществу?! Все эти движения подобны друг другу, и осуществляются они благодаря Его могуществу.
 
Что же тогда может помешать осуществлению некоторых движений рабов благодаря Его могуществу?! Разве животное может быть независимо в творении?! Как пауки, пчёлы и все другие насекомые и животные создают столь изящные конструкции, при виде которых обладатели мудрости и разума впадают в изумление?! Разве они обходятся в этом без Аллаха, если они сами не знают, как они это делают?! Нет!
 
Ничтожны создания, и лишь Аллах обладает властью над [видимым] (аль-Мульк) и невидимым (аль-Малакут) мирами, и лишь Его воля осуществляется на небесах и на земле.
 
Второе основание:
 
[Знание о том, что] создание Аллахом действий Его рабов не меняет природу этих действий, они доступны для рабов через приобретение (касб). Напротив, Аллах создал способность (кудра) и то, в чьих руках осуществляется эта способность (макдур) вместе, как создал вместе и чистую свободу выбора [совершения какого-либо действия] (ихтияр) и того, в чьих руках осуществляется эта свобода выбора (мухтар).
 
Мы приводили на прошлом уроке аят: «И вы хотите лишь того, что захотел для вас Аллах». Мы говорили, что это не означает, что Аллах проявляет насилие над нами или заставляет нас что-то делать. Смысл этого аята – в том, что Аллах пожелал для нас выбор и, согласно нашему выбору, мы будем вознаграждены или наказаны в ахирате.
 
Что касается способности (кудра) совершить какое-либо действие, то она – свойство раба и творение Аллаха, но не Его приобретение.
 
То есть не приобретение Аллаха, а приобретение человека, поскольку человеку дан выбор совершить хорошее или плохое. Аллах не выбирает за человека, Он лишь творит то действие, которое человек выбрал.
А что касается действия, то оно – творение Аллаха и приобретается рабом через его способность (кудра), которая является свойством раба.
 
Следовательно, действия имеют отношение к способности (кудра), и с учетом этого отношения действие [раба] называется приобретением (касб).
Как мы уже говорили, есть два вида человеческих действий: действия, которые человек совершает по своему выбору (например, ходить или стоять), и действия, которые он не может выбирать (например, рождение, смерть, сердцебиение и другие естественные процессы организма).
Требования Шариата распространяются лишь на те действия, где есть выбор человека. За непроизвольные действия человек ответственности не несёт.
И как же действие [раба] может быть чистым принуждением (джабр махд), если он понимает различие между [свободным] действием, определяемым [им самим], и невольной дрожью?
 
Мы прекрасно знаем различие между этими видами действий. Например, дату рождения мы выбрать не можем, а вот выбор – пойти в мечеть или нет – делаем мы, нас же ноги сами по себе без нашего желания туда не ведут!
Так, один человек спросил у нас: «Почему Аллах сотворил меня таким грешным?» Мы ему ответили: «Аллах дал тебе зрение, слух, здоровье, выбор для хорошего и плохого, ты выбрал плохое и еще смеешь обвинять Аллаха в чем-то?!»
Или же как может действие быть творением раба, если он не в состоянии во всех подробностях постигнуть все фазы приобретаемых (совершаемых им) действий и их число?
 
Мы выяснили, что человека, с одной стороны, не заставляют что-то делать, то есть нет насилия на ним, с другой стороны, он не является творцом своих деяний, а лишь приобретает их.
И когда выявляется ложность обоих позиций, то остаётся только придерживаться умеренности в веровании, которое сводится к тому, что оно (действие раба) творится силой Аллаха как Им творимое и посредством способности раба Аллаха в ином отношении, которое называется приобретением (иктисаб).
 
Аллах творит, а человек выбирает – вот что мы должны понять. Творение каждой вещи – от Аллаха, а выбор хорошего или плохого – от человека.
И не обязательно, чтобы связь Силы [Аллаха, благодаря которой осуществляются действия] с тем, на чём осуществляется эта Сила (макдур), была только осуществлением [данного действия], так как у Аллаха Сила была уже в предвечности (азаль) связана с миром…
 
Например, Аллах пожелал ещё в предвечности, чтобы некий человек родился в 1983-м году, но Сила Аллаха распространилась на это именно в этот момент времени.
…а самого осуществления [то есть творения мира] [ещё] не было наряду с этой силой, ведь последняя связана [с миром] при осуществлении [действия] иным видом связи.
 
Так выясняется, что сотворение какого-либо действия благодаря Могуществу [Аллаха] не обусловливается его непосредственным осуществлением.
 
Третье основание:
 
[Знание о том, что] хотя действие раба Аллаха и является его приобретением, оно не перестаёт быть совершенным по Воле и Желанию Аллаха. Ничто – ни проблеск мысли, ни движение ресниц – не совершается ни в наблюдаемом мире [аль-Мульк], ни в сокрытом [аль-Малакут], кроме как по Воле, Силе, Желанию и Решению Аллаха; Он сотворил зло и добро, пользу и вред, веру [в Него] (Ислам) и неверие (куфр), познание [Его] (‘ирфан) и отрицание (нукр), успех и потерю, заблуждение и наставление на правильный путь, повиновение и ослушание, многобожие (ширк) и веру (иман) [в Единого Бога]. Нет [существа], отвергающего Его решения, как нет и не повинующегося Его воле. Он сбивает с правильного пути того, кого пожелает…
 
При этом Он дал человеку разум, отправил посланников. И если человек не выбирает истину, то он сбиваем с истинного пути.
 
…и наставляет на него того, кого пожелает.
Того, кто выбирает истину.
«Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их [людей] спросят (Коран, 21:23)».
 
На это указывают передаваемые [из уст в уста] всей уммой слова: «Все то, на что есть воля Аллаха, сбудется, а то, на что нет Его воли, – не сбудется», – а также слова Всевышнего:
 
«Если бы Аллах пожелал, то наставил бы на правильный путь всех людей» (Коран, 13:31), –
 
и:
 
«Если бы Мы пожелали, Мы бы всякую душу наставили на правильный путь» (Коран, 32:13).
 
На это с точки зрения разума указывает то, что если бы ослушания и преступления [людей] происходили вопреки Желанию и Воле Аллаха, то они бы происходили в согласии с желанием и волей иблиса, будь он проклят Аллахом, несмотря на то, что иблис – враг Аллаха, и следовательно, происходящего в согласии с желанием и волей врага Аллаха было бы больше, чем происходящего в согласии с Желанием и Волей Аллаха.
 
Ведь зла очень много!
О, если бы мне знать, как может [здравомыслящий] мусульманин допустить такое умаление власти Владыки, Который не нуждается ни в ком и ни в чём и в Котором нуждается все сущее, Обладателя величия, щедрости и благородства?! [Как можно допустить низведение этой власти] к [такому] положению, что если бы власть старосты деревни была низведена до такого положения, то он пренебрежительно отверг бы её! Ведь если то, что творится в деревне по произволу и самоуправству его противника, превзойдет всё то, что подчиняется старосте, то этот староста возненавидит свою должность и откажется от своей власти! Ослушание же [Аллаха] в большей степени присуще людям [чем покорность Ему], а всё подобное, по мнению сторонников вредных и непозволительных новшеств [в религии], происходит вопреки желанию и воле Аллаха.
 
Все эти слова имама аль-Газали обращены к мутазилитам. Они говорили, что благое от Аллаха, а зло – не от Аллаха, тогда получается, что того, что от Аллаха, намного меньше, чем того, что не от Аллаха.
А это предел слабости и бессилия. Аллах превыше [подобных] слов и утверждений притеснителей [истины]! И затем, всякий раз, как будет выясняться, что действия рабов Аллаха творимы Аллахом, так же будет подтверждаться и то, что они совершаются по Его Воле и Желанию.
 
И если будет сказано: «Как же тогда Аллах запрещает то, чего Он желает, и повелевает [совершать] то, чего Он не желает?» – мы ответим:
 
«Повеление не есть желание. Поэтому, когда некий господин ударит своего раба, и султан осудит его за это, и он приведёт в своё оправдание неповиновение раба, и султан сочтёт его слова ложными, и хозяин раба захочет оправдаться тем, что велит рабу исполнить что-нибудь, желая чтобы тот ослушался, стоя перед ним, и отказался ему повиноваться, и хозяин велит рабу на виду у султана: «Оседлай эту лошадь!», – то он [на самом деле] приказывает выполнить то, исполнения чего не желает. Если бы он не сделал такой приказ [своему рабу], то султан не принял бы его оправдание. А если бы хозяин раба желал повиновения раба
своему приказу [на глазах султана], то он желал бы своей погибели [от рук султана]. Но это абсурдно.
Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *