29.03.2024
Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

Итак, мы дошли до четвёртого основания.
 
Четвертое основание:
 
Аллах не является субстанцией (джавхар), занимающей пространство, Он чист от пространственных ограничений.
 
Отсюда мы понимаем, что «истава» в отношении Аллаха нельзя понимать как «утвердился, уселся», поскольку это означает движение в пространстве.
 
Доказательство этого: всякая субстанция занимает некое место в пространстве и должна либо находиться в покое, либо двигаться, удаляясь от этого места. Субстанция описана движением или покоем, а они сотворены…
 
То есть движение и покой нуждаются в том, кто их создал. Поэтому Всевышний не может описываться тем, что указывает на качества созданного.
 
…а всё то, что не лишено качеств творения, само является творением. И если бы можно было представить в воображении предвечную занимающую место субстанцию, то можно было бы вообразить и предвечность мира, ведь мир – это субстанция.
 
Так говорят материалисты: «Материя первична».
 
И если мусульманин назовет Аллаха субстанцией и под этим не будет подразумевать, что Он занимает место, то это будет ошибкой в выражении, а не в отношении смысла.
 
Потому что он под эти словом не подразумевает занятие места. Но говорить так всё равно нельзя, потому что могут понять неправильно.
 
Пятое основание:
 
Аллах не является телом, состоящим из субстанций.
 
Если мы отвергаем утверждение, что Аллах является субстанцией, то, естественно, мы отвергнем и то, что Аллах является телом, поскольку тело состоит из субстанций.
 
Мы выяснили, что Аллах – не субстанция, описанная занимаемым ею пространством, следовательно, невозможно, чтобы Он был телом, так как каждое тело описано пространством, [которое оно занимает] и состоит из субстанций.
 
Субстанции обязательно присущи деление и соединение, движение и покой, форма и размер, а это признаки сотворённого.
 
И если бы допускалось верить в то, что Создатель мира является телом, то допускалось бы верить и в божественность солнца и луны или какой-либо другой части телесного, материального мира.
 
То есть, если бы Аллах был телом, тогда между Ним и этими вещами, которые являются телами, было бы что-то общее.
 
Если кто-то назовет Аллаха телом, не имея при этом в виду, что Он состоит из субстанций, то это будет ошибкой из-за названия Его [телом], несмотря на правильный смысл.
 
Нельзя называть Аллаха всем, что придёт в голову, даже вкладывая в это правильный смысл. В отношении Аллаха нужно употреблять те слова, которые пришли от алимов.
 
Шестое основание:
 
Аллах – это не акциденция (‘арад), свойственная телу, которое описано местом…
 
То есть Аллах не является свойством, поскольку свойство, чтобы существовать, нуждается в неком теле.
 
…потому что акциденция есть то, чем описано тело, а каждое тело является, несомненно, сотворённым, а его создатель существовал до него. И как же Он может быть тем, чем описано тело, если Он существовал один в предвечности (азаль) и наряду с Ним не существовало ничего, а затем Он создал тела вместе с их акциденциями (их характеристиками)?
 
Также [Он не может быть акциденцией], потому что Он – Всезнающий, Всемогущий, Имеющий волю на все существующее и Творец, как будет разъяснено ниже, а эти [божественные] атрибуты (качества) невозможно отнести к акциденциям (характеристикам) [тел].
 
Так, качество не может обладать, скажем, знанием или мощью, ими может характеризоваться только сущность.
 
 
Напротив, эти атрибуты можно применить только к бытию, существующему благодаря самому себе, независимому в своей сущности (зат). Из этих [вышеперечисленных] оснований следует, что Аллах – это самостоятельное бытие, которое не является ни субстанцией (джавхар), ни телом (джисм) ни акциденцией (‘арад), и что весь мир, [кроме Аллаха], – это субстанции, акциденции и тела.
 
И следовательно, Он не похож ни на что, и ничто не похоже на Него, напротив, Он Живой, в Своем Существовании не нуждающийся ни в ком и ни в чём и благодаря Которому существует всё сущее, нет ничего, подобного Ему. Разве может творение быть похожим на Творца, предопределённое равняться с Определившим его, а имеющее форму уподобиться Придавшему ему вид и форму?! Тела и их акциденции (характеристики) все вместе – творения Аллаха, и потому немыслимо все это наделять подобием и сходством с Ним.
 
Седьмое основание:
 
Аллах – это сущность (зат), к которой неприменимы пространственные характеристики (джиха)…
 
Так, нельзя Аллаху приписывать какое-либо направление.
 
Сторона (джиха) – это верх-низ, справа-слева, спереди-сзади. Все эти стороны Аллах создал вместе с созданием человека. Он сотворил для человека две стороны, одна из которых опирается на землю и называется ногами, а другая, противоположная первой, называется головой. Аллах назвал «верхом» то, что со стороны головы, и назвал «низом» то, что со стороны ног. И для жука, ползущего вниз головой по потолку, верх становится низом, хотя для нас эта сторона является верхом. Аллах создал человеку руки, одна из которых обычно бывает сильнее другой, назвав «правой» более сильную руку, а другую – «левой».
 
И сторона, где находится правая рука, называется «правой», а другая сторона – «левой». Также Аллах создал в человеке две стороны, с одной из которых человек видит и в эту же сторону двигается.
 
Аллах назвал «передом» эту сотворенную Им сторону, в направлении которой человек движется, и также Он создал наименование «назад» для противоположного направления. Стороны сотворены вместе с сотворением человека, и если бы человек не был создан в виде такого творения, а был бы сотворён круглым, как шар, то этих сторон, безусловно, не было бы. Как же тогда Аллах в предвечности мог характеризоваться наличием какой-либо стороны, если сторона является сотворённой?
 
И как же Он стал занимающим место после того, как не занимал – создав мир над Собой?! Но Аллах чист от того, чтобы иметь «верхнюю» сторону, поскольку Он превыше наличия головы, а «верхняя» сторона обозначает всё то, что находится в направлении головы.
 
Также Он чист от того, чтобы для Него был «низ», так как Он превыше того, чтобы иметь ноги, а «низ» соответствует той стороне, что «в ногах». Всё это невозможно с точки зрения разума, потому что из допущения, что Аллах описан направлением, следует, что Он занимает место, как субстанция, или характеризуется субстанциями, как акциденции. Но уже была доказана невозможность Его бытия как субстанции или акциденции, следовательно, невозможно, чтобы Аллах имел направление.
 
Если же под понятием «сторона» будут подразумеваться не эти значения, то это будет ошибкой в названии, несмотря на правильный смысл.
 
И если бы Аллах находился выше созданного Им мира, то Он находился бы напротив мира. А всё, что находится противоположно телу, или равно ему, или меньше него, или больше него. И всё это – размер, и он нуждается в определяющем. Но Творец, Единственный, Устроитель (аль-Мудаббир) – превыше подобного.
 
Что же касается поднятия рук в сторону неба при совершении дуа, то это [делается] потому, что небо является кибла для ду‘а. В поднятии рук в сторону неба содержится также указание на такие атрибуты Того, к Кому обращаются с мольбой, как Величие и Гордость, и Его высокое положение. Воистину, Аллах превыше всего существующего.
 
Может возникнуть такой вопрос: является ли кяфиром тот, кто придаёт Аллаху направление?
Ответ на этот вопрос можно найти в книге «Тухфатуль-мюрид». Шейх Ибрахим аль-Баджури говорит: «Придающий Аллаху направление не является кяфиром, о чём сказал Иззуддин ибн АбдиСалям. Имам ан-Навави уточнил, что этот человек должен быть простолюдином. Ибн Аби Джамра сказал, что отрицание направления –  это сложно для простых людей. Некоторые учёные сделали дополнение: если человек будет придавать Аллаху направление «вверху», то не впадёт в неверие, потому что в этом направлении есть величие, а если скажет, что внизу, то впадет в неверие.
Тут не имеется в виду, что мы можем говорить, что Аллах над Аршем или на небесах, так говорить нельзя. Но если кто-то из простых людей так скажет, мы не должны спешить называть его кяфиром.
 
Восьмое основание:
 
Аллах проявил истива’ по отношению к ‘Аршу в том смысле, в каком Он пожелал. И это тот смысл, который не противоречит Его Величию, на которое не распространяются признаки возникновения и исчезновения, – и который подразумевается под словом «аль-истива’» в словах Всевышнего:
 
 «Потом Он проявил «истива’» по отношению к небесам – а они были подобны дыму» (Коран, 41:11).
 
И такой смысл невозможно выразить иначе, чем через принуждение и властвование над Аршем так, как написал поэт [аль-Джавхари касательно Бишра ибн Марвана]:
 
Поистине, Бишр совершил «истива’» над Ираком
Без меча и пролития крови [т. е. получил власть, стал править].
 
Люди истины (ахлюль-хакк) были вынуждены прибегнуть к этому толкованию так же, как обладатели сокровенных знаний (ахл аль-батин) были вынуждены прибегнуть к толкованию слов Всевышнего:
 
 «И Он – с вами, где бы вы ни были» (Коран, 57:4),
 
– единодушно истолковав эти слова как знание Аллаха [обо всём].
 
Аллах везде Знанием, но не Сущностью. Поэтому, как нельзя говорить, что Аллах занимает место, так и нельзя говорить, что Аллах везде.
 
Так же истолковали слова Пророка Мухаммада, алейхи ссоляту ва ссалям:
 
[Истинный смысл хадиса] «Сердце верующего – во власти могущества Милосердного Аллаха»,
 
– как мощь и принуждение,
 
а другой хадис: «Чёрный Камень пред Аллахом как правая рука земного царя», – истолковали как почтение и уважение к нему [то есть к Чёрному Камню]. Ведь, если оставить буквальный смысл, то получится невозможное. Так же и со словом «истива’». Если понять это слово буквально как «утверждение» или «расположение», то получится, что Аллах – тело, касающееся Арша, равное ему, или большее, или меньшее по размеру, а это абсурд. А всё, что ведёт к абсурду, само абсурдно.
 
Девятое основание:
 
Аллах, несмотря на то, что Он лишен образа и размера и не имеет сторон, будет виден людям воочию на том свете, в Раю, в силу Его слов:
 
 «Лица в тот день сияющие, на Господа своего взирающие» (Коран, 75:22 – 23).
 
В хадисе от Бухари и Муслима приводится: «Вы увидите своего Господа, как видите эту луну». Имеется в виду, что будет видение, а не то, что это видение будет подобно видению творений. Также это не означает, что мы увидим Аллаха в неком образе и в неком направлении. Как Аллах не имеет образа и направления в этом мире, так и не будет иметь их в ахирате. Просто Аллах создаст в нас способность его увидеть.
 
И Он не виден людям на этом свете в подтверждение Его слов:
 
«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры» (Коран, 6:103),
 
– а также Его слов в обращении к пророку Мусе, алейхи ссалям:
 
«Ты Меня не увидишь!» (Коран, 7:143)
 
О, если бы мне знать, как му‘тазилит, [отрицающий допустимость видения Его], сумел узнать об атрибутах Аллаха то, что не знал пророк Муса, алейхи ссалям!
 
Пророки знают, что не присуще Аллаху. Если бы Аллаха нельзя было увидеть, то как Мусса, алейхи ссалям, мог попросить об этом? Пророки не могут быть невеждами в вопросах акыды.
 
И как тогда пророк Муса стал просить [Аллаха] дозволения увидеть [Его], если видение [Его] невозможно? Более вероятно, что сторонники вредных новшеств (бид‘а) и страстей (ахлю ль-ахва’) являются глупыми невеждами, нежели пророки, да благословит их Аллах!
 
Кого мы будем невеждами считать? Пророков или мутазилитов? Конечно, мутазилитов!
Мутазилиты отрицают видение Аллаха, говоря, что это невозможно. Мы же, Ахлю-с-Сунна, говорим, что верующие увидят Аллаха в ахирате. Но в этом мире Аллаха видел только Пророк Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям.
Некоторые невежды видят проблему в словах устаза: «Тот, который видел Аллах без завес, о Пророк, не оставляй меня». Некоторые глупцы начинают думать, что «завесы» надо буквально понимать и спрашивают, что за завеса, занавески, что ли?
Это стихи, поэтому нельзя понимать всё настолько буквально. Под завесой имеется в виду наша неспособность увидеть Аллаха, а Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, такая возможность была дана.
 
Что касается толкования коранического аята о видении Аллаха в буквальном смысле, то это не ведёт к противоречию и абсурду…
 
Это абсурд – приписывать Аллаху то, что недостойно Его Величия. В том, что Аллах может наделить своего раба способностью увидеть своего Господа, нет ничего абсурдного.
 
…так как видение (ру’я) – это вид познания. Только видение совершеннее и точнее, чем знание. И если допустимо познание Его, лишенного сторон, то возможно и видение Его таким же.
 
И так как Аллах может видеть Свои создания, не находясь перед ними, вполне допустимо, чтобы создания видели Его не перед собой. И так же, как стало возможным познание Аллаха без вида и образа, стало допустимым и видение Его без вида и образа.
 
Десятое основание:
 
Аллах – Один, нет у Него сотоварищей, Единственен, нет Ему подобного, Единственен в Своем творении и абсолютно независим. Нет подобного и равного Ему. Нет противостоящего Ему, чтобы соперничать с Ним и противоречить Ему. Доказательством служат Его слова:
 
«Если бы были там (на небесах и на земле) боги, кроме Аллаха, то нарушился бы порядок» (Коран, 21:22).
 
Смысл этого состоит в следующем: если бы их [то есть божеств] было два и одно из них пожелало бы осуществить что-нибудь, то второе, если бы было вынуждено оказывать первому помощь, было бы слабым, принуждаемым, бессильным и не было бы всемогущим божеством. А если бы это второе божество было способно противоречить и оказать противодействие первому божеству, то второе божество было бы сильным, способным к принуждению, а первое божество – слабым и немощным и не было бы всемогущим божеством.
 
И из-за этого противостояния не существовало бы в мире такого совершенного порядка, который есть сейчас. А окружающая нас гармония вещей указывает на то, что творец у всего сущего один – это Аллах.
Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

2 thoughts on “УРОК 17 (для 3 курса)

  1. Я хочу вырозить огромные слова благодарности создателям этого сайта и авторам этих бесценных сокровишниц знаний, которые благодоря милости Всевышнего открывают мне глаза на незапачканую истину дошедшую до нас оберегающими ее хранителями от самого Пророка Мухаммада(с.а.с)И пожелать вам милости Всевышнего и Его довольства

    1. Да благословит вас Аллаh за добрые слова,брат. И вам Милости, Довольства и Любви Всевышнего Аллаhа! Аминь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *