25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

Что же касается нашего высказывания: «Этот мир, [имеется в виду всё, что помимо Аллаха], – сотворённый», – то доказательством этого утверждения служит то, что материальные тела описаны движением и покоем…
 
Вся материя характеризуется двумя основными качествами: движением или покоем.
 
…а они сотворены, и всё, что описано сотворёнными качествами, само сотворено.
 
И это доказательство содержит три утверждения:
 
Первое: 
 
Наше утверждение: «Материальные тела описаны движением и покоем». [Это понятно] и постигается с очевидностью, без размышлений, и здесь нет нужды в размышлении и логическом исследовании, поскольку тот, кто считает, что тело одновременно не находится ни в движении, ни в покое, впал в невежество и сошёл с разумного пути.
 
В «Итхафе» написано что эти слова имам аль-Газали взял из книги своего учителя имама Джувейни «Ар-Рисаля ан-Низамийя».
 
Второе:
 
Наше утверждение: «Они [движение и покой] сотворены». На это указывает их следование друг за другом и существование каждого из них после другого.
Чтобы понять эти вещи, можно привести несколько правил из книг по акыде: «Выбор одного из двух равнозначных вариантов без выбирающего – абсурд». То есть, чтобы выбрать между двумя одинаковыми вещами, обязательно нужен тот, кто сделает это выбор 
И это касается всех материальных тел, вне зависимости от того, попали они в наше поле зрения или нет. Нет [материального тела], находящегося в покое, возможности движения которого бы не требовал разум. А также нет и движущегося тела, возможности обретения покоя которым бы не допустил разум. Наступившее состояние [покой или движение] сотворено, поскольку оно наступило, а прежнее – [также] сотворено, поскольку сейчас оно отсутствует, так как, если бы подтвердилась предвечность прежнего [ушедшего состояния], то было бы невозможным его исчезновение, что ниже будет разъяснено и подтверждено, в части, где приводятся доказательства вечности Создателя.
 
Третье:
 
Наше утверждение «Всё, что описано сотворёнными качествами, само сотворено» (хадис).
 
В книгах по акыде приводится такое правило:
«Этот мир всегда находится в изменении. Всё, что изменяется, имеет начало, а всё, что имеет начало, сотворено. И поэтому этот мир сотворён».
 
А доказательство тому [следующее]: если бы это не было так, то каждой сотворённой вещи предшествовали бы множество сотворённых вещей, не имеющих начала, то есть самой первой [по порядку вещи].
 
Получилась бы непрерывная цепь творений, не имеющая начала, а это явный абсурд.
 
И если бы не завершились все эти сотворённые [вещи], то до того, что сотворено сейчас, не дошла бы очередь для обретения бытия. А завершение того, что не имеет конца, невозможно.
 
И [ещё], если бы круги, которые небесные тела совершили [вокруг своих осей], не имели конца и предела, то число их непременно было бы: 1) чётным или нечётным; 2) чётным и нечётным одновременно, или не чётным и не нечётным [одновременно].
 
Но невозможно, чтобы это число было чётным и нечётным одновременно или не было чётным и не было нечётным. Ибо это соединение отрицания и утверждения, так как в утверждении одного из них содержится отрицание другого и в отрицании одного из них – утверждение другого. И [также] невозможно, чтобы [это число] было [только] чётным, поскольку чётное становится нечётным прибавлением одного. А как же может завершиться на одном то, что не имеет конца и предела?! И невозможно, чтобы оно (число этих кругов) было нечётным, так как нечётное становится чётным прибавлением единицы, а как может дополнить [это число] единица, когда это число бесконечно? И невозможно, чтобы их число было и не чётным и не нечётным, так как в таком случае это число не будет бесконечным. Из этого следует [вывод], что мир описан сотворёнными качествами, а то, что описано сотворёнными качествами, само является сотворённым. А когда возникновение [этого] подтверждено, то потребность этого в Создателе является аксиомой.
 
Итак, мы разобрали первую часть основы о Сущности Аллаха, которая заключается в познании существования Аллаха. Главное доказательство этого раздела: любое изменение нуждается в Творце, который осуществил эти изменения.
 
Вторая основа:
 
Знание о том, что Всевышний Аллах – Предвечный (кадим), Не прекращавший существования, Извечный, Не Имеющий начала существования…
 
В отличие от творений, у которых есть начало. А существование Аллаха не имеет начала.
 
…напротив, Он прежде всего и раньше всего живого и мёртвого.
 
Доказательством этому служит то, что если бы Он был сотворённым, а не предвечным, то Он также нуждался бы в создателе, а этот Его создатель, в свою очередь, – в другом создателе. И эта цепочка продолжалась бы до бесконечности. А из того, что превратилось в такую цепочку, не возникает ничего вообще, или же она заканчивается Предвечным Создателем, Который и есть Начало. А это – то искомое, что мы называем Создателем мира, его Созидателем и Основателем, Изобретателем и Творцом.
 
Третье основание:
 
Знание о том, что, наряду с тем, что Аллах Безначальный и Вечный, Его бытие не имеет конца, – Он Первый, [не имея при этом начала,] и Последний, [Остающийся после исчезновения всего сущего,] Явный,
 [благодаря знамениям, указывающим на Его существование,] и Тайный, Сокровенный [для постижения органами чувств], – потому что [когда] предвечность чего-то подтверждается, то исключается его исчезновение.
 
Доказательством этому служит то, что, если бы Он исчезал и превращался в небытие, то Он должен был бы исчезнуть или сам по себе, или в результате усилий сводящего Его на нет чего-то другого, противостоящего Ему.
 
А если бы допускалось исчезновение само собой чего-то, чья вечность представима, то допускалось бы и бытие того, что может исчезнуть само собой. Как наступление бытия нуждается в причине, так и наступление небытия должно иметь причину. Но также невозможным является и исчезновение [Аллаха] в результате действий сводящего Его на нет [существа], противостоящего Ему, потому что, если бы этот сводящий на нет был предвечным, то тогда было не представимо существование Бога наряду с его бытием, а [нам], благодаря двум предыдущим основам, выявились Его [самодостаточное] бытие и Его предвечность.
 
И как же тогда Он существовал в предвечности наряду с бытием, противоположным Ему? А если это противоположное, сводящее Его на нет, сотворено, то это [также] невозможно, так как противодействие сотворённого предвечному с тем, чтобы прервать его существование, не превосходит противодействия предвечного сотворённому, с тем чтобы отклонить его, наоборот, отклонение значительно легче прерывания, и предвечный сильнее и превосходит сотворённого.
 
Чтобы понять эти вещи, можно привести несколько правил из книг по акыде: «Выбор одного из двух равнозначных вариантов без выбирающего – абсурд». То есть, чтобы выбрать между двумя одинаковыми вещами, обязательно нужен тот, кто сделает это выбор.
Следующее правило: «Бесконечная цепь творения ложна». Абсурдно утверждать, что одно творение появилось из-за другого творения, а то – из-за ещё одного, предыдущего, и так до бесконечности в прошлом. У творения всегда есть точка отсчёта.
Также надо знать о ложности дурной бесконечности (даур), то есть идеи о том, что творение А сотворило творение Б, творение Б сотворило С, а С сотворило А.
Также ложно утверждение о «тавафууль затии», то есть когда вещь творит саму себя из ничего. Это убеждение материалистов, они верят, что мир появился сам по себе. Поэтому немецкий философ Гегель сказал: «Материя развивается сама по себе, но силу для такого развития она получила извне». Потом его убеждения были изменены коммунистами, и они оставили только то, что соответствовало их убеждениям.
Также нам надо знать, что в сотворении мира творений Аллах не преследовал никакой цели, потому что Аллах ни в чём не нуждается.
Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *