(к) РАЙ (ДЖАННАТ)
Лексическое значение слова «джаннат» — «сад», «место, окруженное растениями и деревьями». С точки зрения религии — это вечная обитель верующих, где их ждут самые разнообразные блага и милости Аллаха. Жизнь в Раю бесконечна. В Священном Коране приводятся самые различные названия Рая. Это: «Джаннату’ль-Мава» — Рай и обитель для шахидов и верующих, «Джаннату Адн» — вечный Рай, «Дару’ль-Хулуд» — обитель вечности, «Аль-Фирдаус» — Райский сад, в котором есть все, что душе угодно, «Дарус-Салям» — обитель благополучия и здравия, «Да-ру’ль-Мукама» — вечное место пребывания, «Джаннатун-Наим» — Рай полный изобилия, «Аль-Макаму’ль-Амин» — надежное место.
. Ширина Рая сравнима лишь с небесами. (Сура «Али Имран» 3/133).
. Это место, где нет ни палящего солнца, ни мороза. (Сура «Аль-Ин-сан» 76/13).
. Там текут реки с чистейшей водой, реки из молока, причем оно никогда не портится. Есть реки из не опьяняющего вина, приятного для пьющих. Есть реки из очищенного меда. (Сура «Мухаммад» 47/15).
. Там есть родник Сальсабиль, вода в котором имеет вкус имбиря. (Сура «Аль-Инсан» 76/18).
. Есть и чудесный напиток, пахнущий мускусом. (Сура «Аль-Мутаффифин» 83/25-26).
. В Райском саду много видов фруктовых плодов, пальмы и гранаты. (Сура «Ар-Рахман» 55/68).
. Виноградники. (Сура «Ан-Наба» 78/32).
. Обитатели Рая пребывают среди деревьев Сидр, лишенных шипов, и банановых деревьев, увешанных плодами. (Сура «Аль-Вакы’а» 56/28-29).
. Там будет много всякой дичи. (Сура «Аль-Вакы’а» 56/21).
. Всякий раз, как обитатели Рая вкушают плоды, они говорят: «Это похоже на то, что мы ели прежде (но прежние, были лишь подобием этим плодам)». (Сура «Аль-Бакара» 2/25).
. Обитатели Рая будут облачены в зеленые одежды из тонкого шелка, а также из атласа и парчи. (Суры «Аль-Кахф» 18/31, «Аль-Инсан» 76/21).
. У них будут золотые украшения. (Суры «Аль-Кахф» 18/31, «Аль-Хадж» 22/23, «Фатыр» 35/33).
. Прекрасные жилища. (Сура «Ат-Тауба» 9/72).
. Прислуживают им вечно-молодые отроки, которые кажутся подобными рассыпанным жемчужинам. (Сура «Аль-Инсан» 76/19).
. Они разносят золотые кубки и подносы. Исполняется все, что только захочет душа, пребывающего там. (Сура «Аз-Зухруф» 43/71).
. В Раю есть дворцы, сооруженные одни над другими, под которыми текут реки. (Сура «Аз-Зумар» 39/20).
. Обитатели Рая вместе со своими супругами возлежат на ложах в тени деревьев. (Сура «Ясин» 36/56).
. В Раю для тех, кому книги деяний были даны в правую руку, Аллах создаст особым творением сверстниц девственно чистых и любящих СВОИХ супругов. (Сура «Аль-Вакы’а» 56/35-38).
. Там будут полногрудые девы-сверстницы. (Сура «Ан-Наба» 78/33).
. У этих дев большие красивые глаза, они целомудренны, взоры их потуплены, и смотрят они только на своих супругов. (Сура «Ас-Саффат» 37/48-49).
. Всевышний Аллах освободил сердца обитателей Рая от зависти и ненависти. Они все будут братьями и будут восседать на ложах, обратившись друг к другу лицами. Там не испытывают они ни усталости, ни беспокойства, ни заботы, и не будут никогда оттуда выведены. (Сура «Аль-Хиджр» 15/46-48).
. Они пьют напиток, от которого не болит голова, который не опьяняет, а дает пьющим лишь усладу. Берут они его из белоснежного источника. (Сура «Ас-Саффат» 37/45-47).
. Выпив его, люди не ощущают головокружения, он не толкает их на греховные дела, не делает их неразумными. (Суры «Аль-Вакы’а» 56/19, «Ат-Тур» 52/23).
. В Раю не услышишь пустых и лживых слов. (Сура «Ан-Наба» 78/35).
. Райские блага не похожи ни на одно из мирских благ, они так прекрасны, что невозможно человеку даже и в мыслях представить себе, насколько они прекрасны.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хади-сов сказал следующее: «Господь Бог сказал: «Для благочестивых рабов Своих, Я приготовил целый ряд благ в Раю, которых никто не видел, о которых никто не слышал и которые никто не может себе представить».( Бухари «Тафсир», сура: 32, «Таухид», 35; Муслим «Джаннат», 1; Тирмизи «Тафсир», сура: 32.)
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) (умер в 59 г. Хиджры/679 г. н.э.), передавший этот хадис, велел прочитать Суру «Ас-Саджда» 32/17:
«Ни одна душа не ведает, какие сокрытые блага уготованы людям в награду за их добрые деяния».
Самое великое из благ Рая — это достигнуть благоволения Аллаха и лицезреть Его.
«А благоволение Аллаха еще большая услада. Это — величайшее благо и прекраснейшая удача. (Сура «Ат-Тауба» 9/72).
«В тот День лица, взирающие на своего Господа, будут излучать Свет». (Сура «Аль-Кыйама» 75/22-23).
(л) Видение глазами Всевышнего Аллаха в последующей вечной жизни (Руйатуллах)
Согласно точке зрения суннитов, лицезрение Аллаха правоверными мусульманами в последующей вечной жизни логически возможно и, согласно аятам и хадисам, обязательно. Человек может самостоятельно сделать вывод о возможности лицезрения Аллаха в последующей вечной жизни, если отмежуется от стереотипов и от воздействия окружающего. Аяты и хадисы доказывают эту возможность.
Наш разум не позволяет постичь то, каким именно образом это будет происходить. Поэтому суннитские богословы сказали: для лицезрения Аллаха не существует потребности ни в чем, что необходимо нам для видения в этом земном мире. Сунниты выдвинули следующие аргументы в пользу того, что можно будет видеть Аллаха в последующей вечной жизни:
. Сура «Аль-Кыйама» 75/22-23 гласит так:
«В тот День лица, взирающие на своего Господа, будут излучать свет».
Этот аят показывает нам то, что правоверные мусульмане, находясь в Раю, увидят Господа.
«Тем, кто творил благо воздастся благом и даже с придачей (видеть Аллаха)». (Сура «Юнус» 10/26).
Для совершавших прекрасные дела будут еще более прекрасные воздаяния и к тому же, сверх этого, возможность увидеть Аллаха. Так объяснял это наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).
Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал следующее: «Когда обитатели рая войдут в Рай, то Всевышний Аллах спросит у них: «Есть ли у вас нужда еще в чем-нибудь?» Они же скажут Ему в ответ: «Разве не Ты оправдал нас, признав невиновными? Разве не Ты избавил нас от пламени Ада, подарив нам Рай? Что же еще мы можем пожелать для себя?» Тогда, в ответ на эти слова Господь Бог уберет все препятствия, и для обитателей Рая нет уже ничего лучшего, чем смотреть на Своего Господа».(Муслим «Иман», 80; Тирмизи «Джаннат», 16, «Тафсир» сура: 10; Ахмад бин Ханбаль, то же произведение, IV, 322, VI, 16.)
Потом, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), продолжая беседу, прочел упомянутый аят. (Сура «Юнус» 10/26).
. Пророк Муса (алейхис салям)(библ. Моисей.) обратился к Всевышнему Аллаху, чтобы Он показался ему. Всевышний Аллах так передает известие об этом:
«Мой Господь покажись же мне, чтобы я мог увидеть Тебя». (Сура «Аль-Араф» 7/143).
Муса (алейхис салям) имея правильные знания о Всевышнем Аллахе, отвергал уподобление Его созданным. Вместе с этим он верил в то, что Аллаха можно видеть и поэтому он обратился к Господу с этой просьбой, желая видеть Его. Считать невероятной возможность лицезрения Аллаха, значит оспаривать то, что Пророк Муса (алейхис салям) знал Атрибуты Аллаха. Ибо невозможно предположить, что удостоившийся Божественного Откровения Пророк, не мог не знать Атрибуты Аллаха.
. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), в одном из своих хадисов сказал следующее:
«Непременно вы увидите Своего Господа также, как вы видите сейчас эту луну. И в этом лицезрении вы не почувствуете несправедливости (никто не будет мешать, толкать или загораживать) и не будете стиснуты толпой».(Бухари «Мавакит», 16, 26, «Тафсир» сура: 4, «Тавхид», 24; Муслим «Иман», 81, «Зухд», 1; Абу Дауд «Сунна»,19; Тирмизи «Джаннат», 15-17.)
. Большинство суннитских богословов, принимая во внимание аргумент, называемый «аргументом бытия», говорят о возможности видеть Аллаха. Согласно этому аргументу, если что-то существует, то по логике это можно увидеть. Поскольку Всевышний Аллах существует, то возможность видеть Его является истиной.
Однако имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.) не принимает «аргумент бытия», считая достаточными аяты и хадисы, касающиеся этой темы. Он говорит, что возможность видеть Аллаха в последующей вечной жизни, а также понять сущность Его видения непостижимо для нашего состояния.(См. Матуриди «Тавхид», стр. 77.)
Последователи течений мутазилия и джахмия, исходя из опасения, что Аллаха могут уподобить, сравнить с созданиями, не принимают возможность видения Аллаха в последующей вечной жизни. В качестве доказательства они используют аят, который гласит:
«Ни один взор не постигает Его, а Он постигает все взоры (и всякую вещь)». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/103).
Еще они в качестве аргумента приводят ответ Всевышнего Аллаха на обращение Мусы (алейхис салям):
«Ты вообще не увидишь Меня». (Сура «Аль-Араф» 7/143).
А между тем, согласно точке зрения суннитов, первый аят отрицает не возможность видеть Аллаха, а отрицает Его постижение — полное знание о Нем. То есть аят сообщает нам о том, что Аллаха никогда невозможно постичь и познать. Выражение «лян тарани», имеющееся во втором аяте означает, что Муса (алейхис салям), лишь находясь в земном мире «вообще не сможет увидеть» Аллаха, но увидеть Аллаха в последующем вечном мире не является невозможным для него.(См. Матуриди для более полной информации о лицезрении Аллаха в последующем вечном мире, то же произведение, стр. 77-85; Сабуни «Аль-Бидайя», стр. 97-102; Тафтазани «Шархуль-Акаид», стр. 183-189.) Содержащееся в выражении «лян тарани» слово «лян» не означает «вечно» (т.е. никогда), а лишь усиливает отрицание.
в. Душа (Рух)
Человек состоит из тела и души. Мы, мусульмане, верим в существование души. Ибо Священный Коран в своих аятах доказывает ее существование и сообщает о том, что душа — это одно из созданий нашего Господа, которая после смерти переходит в другой вечный мир. Среди исламских ученых существуют различные взгляды на сущность души, ее связи с телом и т.д. Однако эти темы, связанные с сущностью души или тем, является она материальной или нет, с точки зрения религии, являются вторичными. Поэтому, какова бы не была вера в душу, она не противоречит вере в Единого Бога. В Священном Коране слово «рух» (душа или дух), используется в трех значениях:
. Используется как имя Джибриля (Суры «Аль-Бакара» 2/87, «Марьям» 19/17, «Аш-Шуара» 26/193, «Аль-Мааридж» 70/4, «Аль-Кадр» 97/4).
. Иногда используется в смысле Божественного Откровения. (Суры «Ан-Нахль» 16/2, «Аль-Му’мин» 40/15, «Аш-Шура» 42/52).
. Используется в значении силы, как источника жизни одушевленных существ. (Суры «Аль-Исра» 17/85, «Аль-Анбийя» 21/91, «Ат-Тахрим» 66/12).
Мы употребляем слово «рух» именно в этом смысле.
Наряду с аятами Корана есть и другие свидетельства существования души.
. Человек состоит не только из материального физического тела и видимых нами органов, которые постоянно подвергаются изменениям, то укрепляются, то слабеют. А между тем, личность человека свободна от такого рода недостатков. Личность человека, не изменяясь, сохраняется и через 30-40 лет. Даже если человек лишится каких-либо частей своего тела личность его сохраняется прежней. Следовательно, помимо физического тела человек обладает чем-то еще. Это-то и есть душа.
Свидетельством существования души является также наша моральная ответственность. Если бы не было души, то не было бы и речи о моральной ответственности человека. Поскольку тело всегда подвергается изменениям, то применение наказания за прошлое преступление к уже полностью изменившемуся, фактически другому телу, противоречило бы принципу справедливости. Но никому не придет в голову, что применение наказания к личности, в прошлом совершившей преступление, которая всегда остается одной и той же, является несправедливостью. Это доказывает нам, что кроме физического тела у человека есть еще нечто, называемое душой.
Присутствующие у человека воля, выбор и разум свидетельствуют о том, что он состоит не только из материального тела. Ибо, тело само по себе не может совершать никаких действий, и оно лишено разума. Л между тем, человек обладает возможностью совершать действия и обладает выбором, у него также есть и разум, познающий окружающий мир Нет никаких сомнений в том, что все эти состояния связаны с наличием в человеке души.
Человек слаб телом и находится на более низкой ступени, чем многие живые существа. Наряду с этим человек обладает разумом, а также различными способностями как врожденными, так и приобретенными. Научные и производственные успехи людей свидетельствуют об этих способностях. Эта особенность, присущая людям, происходит от наличия у них духовной силы, которая по-другому называется душой.
Представим гипотетически: практически здоровый человек, только что бывший живым, через минуту умирает. Разве состояния человека, бывшего живым, и умершего минуту спустя одинаковы? Нет. Значит, в человеке присутствует некая сила, некая сущность называемая душой, которая является источником жизни. Когда же она отделяется от тела, то это влечет за собой смерть.(См. Омар Насухи Бильман «Муваззах Ильм-и Калям», стр. 265-266.)
Сущность души
Исламские ученые имеют различные взгляды на такие вопросы, как сущность души, возможность или невозможность постижения ее разумом:
Салафиты считали, что душа — это Божественная тайна, и сущность ее человек не в состоянии постичь разумом. Ибо Аллах повелел следующее:
«(О, Мухаммад!) У тебя спрашивают о сути души?» Скажи: «Душа — от веления Господа моего. Вам же дано очень мало знаний об этом». (Сура «Аль-Исра» 17/85).
Согласно точке зрения халяфитов, упомянутый аят не свидетельствует о том, что душу невозможно полностью осознать и постичь, а наоборот, исходя из него, можно предположить, что в некоторой степени человек все же может постичь ее сущность. Ведь сказано: «Вам же дано весьма мало знаний об этом». Взгляды исламских ученых, за исключением взгляда салафитов, связанные с душой и с ее сущностью таковы:
. Человеческая душа — это субстанция, не являющаяся физическим телом, не имеющая телесную оболочку и не занимающая какое-либо место. Она постоянна и существует бесконечно. Она не соединена с телом, но и не отделена от него. Таковы взгляды исламских философов, а также имама Газали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г н.э.), Рагиба Исфаха-ни (умер в 502 г. Хиджры/1108 г. н.э.), Шиадана Шейха Муфида (умер в 413 г. хиджры/1022 г. н.э.).
. Душа — это тонкое тело, вошедшее в физическое тело. Она не растягивается, она неизменна, неделима и не распадается на фрагменты. Точно так же, как вода, постепенно распространяясь, передается цветку розы, точно также и душа распространяется на все тело человека и проникает в каждую его клетку. Так возникает жизнь. Отделение этого тонкого тела от физического приводит к смерти физического тела. Такова точка зрения ранних богословов и таких богословов, как Наззам (умер в 231 г. Хиджры/845 г. н.э.), Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), Фахруддин Рази (умер в 606 г. Хиджры/1210 г. н.э.), Ибн Кайим Аль-Джав-зийя (умер в 751 г. Хиджры/1350 г. н.э.).
. Душа — это свойство материальной субстанции. Такого взгляда придерживаются Абу’ль Хузайл Апь-Аллаф (умер в 235 г. Хиджры/850 г. н.э.), Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) и Бакиллани (умер в 403 г. Хиджры/1013 г. н.э.). Согласно их точке зрения мир состоит из субстанций и их постоянно изменяющимися свойствами. Душа подобна клеткам, которые создаются каждое мгновение и затем исчезают, затем вновь создаются, и этот процесс происходит непрерывно. Всевышний Аллах создавая физические тела, создает души в качестве их свойств.
. Душа — это «скульптура» в образе человека.
. Душа — это сила разума, инициатор действий, источник действий, жизни и разума.
. Душа-духовный свет…(См. Асым Эфенди «Камус терджемеси», I, 885-886; Таханави «Кашшаф», «Рух»; Измирли «Йени ильми калям», I, 298-299; Ирфан АбдульХамид «Ислам Тефеккюриндэ Рух меселеси» (перевел М. Саим Йепрем), журнал «Насиль», II, №7, стр. 18-25 (Апрель 1978 г.).)
Согласно точке зрения богословов, душа — это «хадис», то есть возникшая, не являющаяся вечной без начала. Однако, вопрос о том, когда была создана душа, вызывает разногласия. Часть богословов считает, что душа была создана до создания тела, опираясь на следующий и подобный этому аяты:
«В начале Мы создали вас (т.е. души), а после придали вам форму (т.е. тела)». (Сура «Аль-Араф»» 7/11).
Другая часть богословов считает, что душа создается после создания тела, опираясь на аят, который гласит:
«Мы уже создали человека из эссенции глины, затем поместили его каплей в надежное место. Затем Мы превратили эту каплю в сгусток крови, который обратили в кости и облекли кости мясом. Затем Мы завершили творение человека, вдохнув в него душу». (Сура «Аль Му’минун» 23/12-14).(См. Харпути «Танкихуль-Калям».)
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит в следующем хадисе о том, что души были созданы после создания тел: «Основа, начало создания каждого из вас в течение 40 дней сосредоточена в чреве матери. Затем она принимает вид сгустка крови. Затем этот сгусток крови через определенное время превращается в кусочек плоти. Потом Всевышний Аллах посылает ангела. Тот ангел и вдувает душу…»(Бухари «Бад’уль-Халк», 6; «Анбийя», 1, «Кадар», 1, «Тавхид», 28; Муслим «Кадар», 1; Абу Дауд «Сунна», 16; Тирмизи «Кадар», 4; Ибн Маджа «Мукаддима», 16.)
Поскольку душа является созданной, то по логике вещей она может исчезнуть. Однако Всевышний Аллах сохранил души от исчезновения, проявив Свою Божественную Волю в том, что обеспечил душе бесконечное существование. Поэтому душа не умирает вместе с телом человека и при воскрешении тела она возвращается в него.(Для более обширных сведений о душе см. Аш’ари «Макаляту’ль-Исламийин»,II, 333-337; Ибн Каййим Аль-Джавзийя «Китабу’р-Рух», (Египет 1966 г.); Измирли, то же произведение, I, 288-300; Языр, то же произведение, IV, 3197-3205; Исламская Энциклопедия «Нафс» (статья), IX, стр. 178-183; Омар Насухи Бильмен, то же произведение, I, стр. 262-274.)
Наша книга закончилась, уважаемые учащиеся. Это был последний урок.