26.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

Третий раздел из книги «Основы вероучения» о некоторых доказательствах исламского вероучения, изложенных в нашем сочинении, составленном в Иерусалиме.
 
И мы говорим:
 
Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим.
 
Хвала Аллаху, Который выделил светом достоверного знания (якин) людей, придерживающихся Сунны, привёл последователей истины к соблюдению предписаний Ислама, отдалил их от заблуждений вводящих недозволенные новшества и заблуждений отклонившихся от [верного пути], дал тауфик в следовании господину посланников Аллаха, [Пророку Мухаммаду, солляллаху алейхи ва саллям] и наставил на подражание его благородным сподвижникам, облегчил следование по стопам праведных предшественников, благодаря чему они из того, что познается благодаря одному разуму [без доказательств Шариата], ухватились за [самое достоверное], а из образа жизни саляфов и их вероучения – [держатся] ясного, самого верного пути. И тем самым они соединили выводы разума и переданные установления Шариата. Они убедились, что одно произнесение слов «ля иляха илляЛлах» не приносит никакой пользы…
 
Простые слова шахады без понимания не принесут пользы.
 
…если не будут полностью познаны основы, на которых зиждется это свидетельствование. Они также удостоверились, что слова шахады, несмотря на их краткость и лаконичность, содержат в себе подтверждение существования Сущности Аллаха, Его атрибутов и действий, [а также] подтверждение правдивости Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, и поняли, что вера (иман) основывается на этих четырёх столпах, и каждый из них, в свою очередь, опирается на десять оснований.
 
Слова шахады включают в себя 4 основы, и эти 4 основы опираются на 10 положений.
 
Первый столп – о познании Сущности Аллаха, и этот столп зиждется на десяти основаниях: знание о Существовании (Вуджуд) Всевышнего Аллаха, о Его Предвечности, Безначальности (Кидам) и Его вечности (бака’), знание о том, что Он – не субстанция (джавхар)…
 
Как сказано в книгах по акыде, «джавхар» – это неделимая частица, основа материи, то есть то, из чего состоит тело.
…не тело (джисм)…
 
Быть телом или похожим на тело – значит быть похожим на творения. Аллах не имеет начала и ни на что не похож. В Коране сказано: «Не рождает и не был рождён».
 
…и не акциденция (‘арад)…
 
Акциденция — это те качества, которые принимает тело.
 
…знание о том, что к Нему не применимы пространственные характеристики (джиха)…
 
Это характеристики творений: один находится в Ираке, другой – в Мекке. Аллах же чист от этих качеств. Ведь Он сказал: «Нет ничего, Ему подобного».
 
…что Он не занимает место, что Его увидят [верующие в Ахирате] и что Он – Один.
 
Второй столп – о Его атрибутах (качествах) и этот столп зиждется на десяти основаниях: знание о том, что Он – Живой (аль-Хайй), Всезнающий (аль-’алим), Всемогущий (аль-Кадир), по воле Которого свершается все (аль-Мурид), Всеслышащий (ас-Сами‘), Всевидящий (аль-Басир), Говорящий (аль-Мутакаллим), что Он пречист от пребывания в чем-либо, что присуще творениям…
 
Он чист от качеств и характеристик, которые присущи творениями, а главная характеристика творений – это изменяемость. Поэтому ни Сущность Аллаха, ни Его качества не претерпевают изменений.
 
…и что Его Речь, Знание и Воля – предвечны.
 
Третий столп – о действиях Всевышнего Аллаха, и этот столп основывается на десяти основаниях:
 
Имам аль-Газали кратко перечисляет нам то, что дальше будет подробно разъяснять.
 
…[вера в то, что] действия рабов сотворены Аллахом…
 
То есть что Аллах является Творцом как человека, так и его деяний.
 
…и что они, даже если и приобретаются рабами…
 
Рабы своим желанием приобретают деяния, но творит эти деяния Аллах на основе Своей Силы и Могущества.
 
…совершаются в согласии с Его волей, что Он облагодетельствовал созданием и творением [всего сущего, а не создал его из обязанности], что Он может возложить на людей то, что не под силу им…
Может с точки зрения разума, но не делает этого. Поэтому мы читаем в дуа: «О Аллах, не возлагай на нас то, что нам не под силу вынести».
 
…что Он волен обрекать на страдания и муки невиновного, что Он не обязан выбирать лучшее для рабов…
 
Здесь этот момент имам аль-Газали лишь упоминает. Имам Лакани в «Джавхарату товхид» говорит: «Их мнение о том, что он должен соблюдать лучшее для рабов, – это ложь, ибо нет на Аллахе ничего из обязанностей».
Имам аль-Баджури пишет, толкуя эти строки: «Оставь споры и пререкания, нет у тебя в этом деле никаких прав, так же, как нет у тебя никакого влияния на движения небесных тел по орбите. Не спрашивай о деяниях Аллаха, ибо любой, кто вошел в этот океан, утонул».
Также в «Тухфатуль-мурид» написано: «Не знает Аллаха никто, кроме Аллаха. Оставление стремления познать –  это познание. А стремление изучить сущность Аллаха – это язычество».
Поэтому нам надо изучать те сифаты, которые выделяются в книгах по акыде, и не углубляться в эти вопросы слишком серьёзно. Нам нельзя забывать, что мы творения, а творения не могут познать полностью своего Творца.
Также в «Тухфатуль-мурид» сказано, что само по себе поклонение или ослушание, на основе разума, не указывают на воздаяние или наказание. Это Шариат говорит нам, что Аллах даёт награду поклоняющемуся и наказывает грешника, но если бы Аллах сделал бы наоборот, то есть наказывал бы праведника и давал воздаяние грешнику, то в этом не было бы никакого умаления величия Аллаха. Ведь у Аллаха никто не спрашивает, почему Он делает так или иначе.
Ещё раз скажем, что всё это основано на разуме. Шариат же нам говорит, что если Аллах в Коране что-то обещал, то Он не нарушает обещание. Если Аллах обещает в Коране награду, то Он даст её. Но если в Коране есть обещание наказания, то Он может оставить его, и это не будет нарушением обещания, наоборот, это указывает на Его величие.
У мутазилитов же была позиция «ас-салах валь-аслах», то есть что Аллах обязан для раба делать наилучшее. Это из тех вопросов, в которых имам аль-Ашари разошелся со своим учителем кади аль-Джабаи.
Рассказывают, что Абуль-Хасан аль-Ашари на одном из уроков спросил Абу Ханифа аль-Джабаи: «Что ты скажешь о трёх братьях? Один из них умер в старости, совершая поклонение, второй брат умер в таком же возрасте, совершая грехи, а третий брат умер маленьким. И каково решение?»
Аль-Джабаи отвечает: «Первый, который занимался поклонением, будет в Раю. Второй же, который грешил, попадет в Ад. Третьему же, который умер маленьким, не будет ни наказания, ни награды».
Тогда имам аль-Ашари спросил его: «А если ребёнок спросит: «О Аллах, почему ты меня умертвил маленьким, почему ты не дал мне вырасти, чтобы я, совершая поклонение, удостоился Твоей награды?» Что же скажет ему Аллах?»
Тогда аль-Джабаи сказал: «Аллах скажет ему: «Я знал, что ты вырастешь и станешь грешником, поэтому Я умертвил тебя». Он так сказал, потому что мутазилиты считали, что Аллах обязан делать рабам наилучшее. 
Тогда имам аль-Ашари сказал ему: «А если второй, который попал в Ад, спросит Аллаха: «О Аллах, почему ты не умертвил меня маленьким, чтобы я не попал в Ад?» Что же Аллах ответит ему?»
И на это аль-Джабаи не смог ничего сказать. И после этого имам аль-Ашари перестал быть мутазилитом и начал разоблачать это течение.
 
…что обязательное [для Его рабов] определяется только требованиями Шариата…
 
В «Тухфатуль-мурид» сказано, что в этом вопросе существует три точки зрения.
Первая (это мазхаб ашаритов) заключается в том, что все положения Шариата вытекают из Шариата, а не разума.
Второе мнение матуридитов, которые говорят, что хукмы Шариата вытекают только из Шариата, но к пониманию, что Аллах существует, можно прийти и через разум, поэтому вера является обязанностью для человека, если даже до него не дошёл Шариат.
Третье мнение – это мнение мутазилитов, которое заключалось в том, что хукмы Шариата человек способен вывести и на основе разума, поэтому и до прихода пророков на человеке лежала обязанность вывести требования религии на основе своего разума.
 
…что послание Им в этот мир пророков, мир им, допустимо и что пророчество нашего Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, достоверно и подтверждено неповторимыми чудесами (му‘джизат).
 
Четвертый столп – о том, что вероучение основывается на том, что было передано Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, [то есть на Коране и Сунне, а не на доводах разума], и этот столп зиждется на десяти основаниях: подтверждение (признание) воскрешения из мёртвых и сбора для отчёта в Судный день, допроса Мункара и Накира, наказания в могиле, Весов Правосудия (Мизан), Моста (Сират), Рая и Ада, установлений, связанных с избранием руководителя (имам, халиф) мусульманской общины, что сподвижники Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, обладают достоинством в соответствии с порядком их правления, и [подтверждение] условий, обязательных для [избрания кого-либо] имамом (халифом) мусульманской общины.
 
Далее имам Газали приступает к разбору каждого рукна.
 
Первый столп веры (иман).
 
Что касается первого столпа веры (иман), то это познание Сущности Всевышнего Аллаха и того, что Он Один, и этот столп зиждется на десяти основаниях.
 
Первое основание:
 
Познание Существования Аллаха. Самое лучшее из того, что освещается знанием и познается умом, – это то, на что указывает Коран. И нет разъяснений лучше, чем разъяснения Аллаха. Всевышний говорит:
 «Разве они не видят доказательств Нашего могущества: не видят, что Мы расстелили землю, чтобы они жили на ней и передвигались по ней в разных направлениях, и что Мы воздвигли горы опорами для укрепления земли, и что Мы сотворили вас парами: мужчинами и женщинами?! Мы сделали сон, чтобы вы отдыхали от трудов, и сделали ночь для вас покровом. И сделали день временем для трудов и добывания насущных благ. И Мы воздвигли над вами семь прочных, совершенных небес. И создали ярко пылающий светильник. И Мы низвели из туч, готовых пролить дождь, сильную, обильную воду, чтобы взрастить ею злаки и растения, служащие пропитанием для людей и животных, и сады с густыми ветвистыми деревьями» (Св. Коран, 78:6 – 16).
 
Всевышний говорит:
 
 «Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после её смерти, и рассеял на ней из всех животных, и в смене ветров, и в облаке, принужденном носиться между небом и землей, – знамения, [указывающие на существование Аллаха], людям размышляющим!» (Коран, 2:164)
 
Если же человек не обладает разумом, то будет всякие сказки рассказывать про природу!
 
– и так далее до Его слов:
 
«…[Мы сделали его для напоминания об адском огне и припасом] для людей, находящихся в пути» (Коран, 56:73).
 
И если каждый человек, обладающий хотя бы каплей ума, поразмыслит хотя бы самую малость, над значениями этих аятов Корана, проведёт своим взглядом по чудесным творениям Всевышнего на земле и небесах, поразмыслит над восхитительными природными явлениями и свойствами животных и растений, то от него не скроется, что эти чудесные вещи и их мудрое устроение нуждаются в Создателе, устраивающем всё это, в Творце, распоряжающемся [всем] и предопределяющем судьбу всего. Более того, сама природа человеческой души готова свидетельствовать о своей подчинённости Божественной воле и покорности Его порядку.
 
Поэтому Всевышний говорит:
 
 «Нет сомнения в Аллахе, Творце небес и земли!» (Коран 14:10).
 
И потому Он послал Своих пророков, да благословит Он их, призывать людей к Единобожию (таухид), чтобы они сказали: «Ля иляха илляЛлах» (Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха), и не было им велено говорить: «У нас – [свой] Бог и у миров [других] – [свой] Бог».
 
Это [чувство Единобожия] было вложено в природу их разума, с начала их роста и в расцвете молодости. И поэтому Аллах говорит:
 
 «А если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” – они, обязательно, скажут: “Аллах”» (Коран 31:25).
 
Всевышний также говорит:
 
 «Обрати же [ты, Пророк, и те, которые последовали за тобой], всё свое устремление к религии и следуй исповеданию, с которым Аллах сотворил всех людей, [то есть Единобожию]. Не перемените религию Аллаха приданием Ему сотоварища. Оно [то есть Единобожие] – это истинная вера» (Коран 30:30).
 
Пока естество человека чистое, он многие вещи понимает без лишних слов, но когда он погружается в пучину греха, тогда многое становится для него неясным и скрытым. И лишь во время трудностей такие люди вспоминают Аллаха.
Мухаммад Рамазан аль-Бути рассказывал, что однажды в Дамаске ехал в автобусе с группой коммунистов, которые были явными атеистами, но когда вдруг автобус сошёл с дороги и была опасность, что он перевернётся, все эти коммунисты во главе с их вожаком стали делать дуа, чтобы Аллах их защитил и помог им.
Но потом, когда они спаслись и вернулись домой, каждый из них продолжил заниматься своим плохим делом.
Страсти и грехи человека скрывают его естество, и лишь в критических ситуациях это естество проявляется.
 
Следовательно, в природе человека и доводах Корана есть то, что избавляет [нас] от нужды приводить рациональные доводы [в пользу существования Аллаха]. Но мы, в качестве подтверждения и следуя ученым-богословам, [приведём доводы и] скажем:
 
С точки зрения разума очевидным и бесспорным является то, что сотворённое (хадис) нуждается в Творце, Который творит его. Этот мир – сотворенный, следовательно, он в своем возникновении, бесспорно, нуждается в Создателе.
 
Что касается нашего высказывания: «Сотворённый (хадис) в своем возникновении, бесспорно, нуждается в Создателе», – то это ясно и очевидно, ибо всё возникшее отличается определённым временем
[возникновения], наступление которого допустимо и раньше этого времени, и позже него. И тогда определение его возникновения именно этим временем, [в котором оно возникло], а не тем, что было до
него или после него, с необходимостью вызывает потребность в том, кто определяет [это время].
 
Что же касается нашего высказывания: «Этот мир, [имеется в виду всё, что помимо Аллаха], – сотворённый», то доказательством этого утверждения служит то, что материальные тела не лишены движения и покоя, а они сотворены, и всё, что не лишено свойств творения, само – творение.
 Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *