20.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

3. ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО (РИДДА)

Лексическое значение: «отступать, вернуться». Как термины «иртидад» и «ридда» означают «отступать, отходить от мусульманской веры или принять какую-либо другую веру». Отступившего же от веры человека называют вероотступником (муртадом). Хотя с точки зрения пребывания в неверии, неверующий и вероотступник имеют сходство, предписания
религии, относительно того, как поступать с вероотступником, отличаются от тех, что применяются к неверующему. Согласно точке зрения имама Маварди (умер в 450 г. Хиджры/1058 г. н.э.), эти отличия следующие:
— С вероотступниками непозволительно заключение мирного соглашения или заключение союза. Однако, это возможно с людьми, никогда не исповедовавшими Ислам (кяфир асли).
— Непозволительно относиться к вероотступнику, как к иноверцу (зиммий), которому гарантировано безопасное проживание в пределах исламского государства в обмен на уплату им подушного налога (джизьи).
— У вероотступника имеется альтернатива: заново принять Ислам или умереть.(Если вероотступник (муртад) отказывается заново принять веру, то только халиф в условиях правящего халифата может принять решение о смертной каани. Данное решение будет основываться на Хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи
ва саллям): «Того, кто изменяет своей религии (Ислам), убейте». (Аль-Бухари). Рабом стать он не может, его грех не прощается, и он не подлежит помилованию.
— Имущество вероотступника не может быть поделено, как военные трофеи. Оно отходит в государственную казну (ханафиты считают, что имущество, принадлежащее до вероотступления, может наследоваться).
Вероотступнику, побывавшему в плену или человеку, уличенному в вероотступничестве, предлагают вновь стать мусульманином, попытавшись предварительно устранить сомнения духовного порядка, если они существуют, или же причину, толкнувшую человека отступить от веры. При необходимости ему дается время для раздумий. Если же после всего вышеперечисленного человек будет упорствовать, то приводится в исполнение наказание в виде лишения жизни.( См. Маварди «Аль-Ахкамус-султания», стр. 57 (Египет 1380 г. Хиджры/1960 г. н.э.). Если же по каким-либо причинам это наказание не было совершено, то с таким человеком не здороваются, не дают разрешения жениться на мусульманке. Он не может стать наследником человека, исповедующего Ислам. После его смерти не совершается погребальная молитва (джаназа-намаз), и он не хоронится на мусульманском кладбище.

4. Лицемерие (Нифак)

Слово «нифак» означает «не приняв сердцем Аллаhа, Его Пророка и все то, что он (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил людям, внешне производить впечатление человека, исповедующего Ислам». Как уже упоминалось ранее – это разновидность неверия. Людей, не принявших веру сердцем, но создающих видимость уверовавших, называют «мунафиками» – лицемерами. Поскольку в жизни о человеке составляется мнение по его внешнему виду, то к такому лжемусульманину-лицемеру относятся, как к мусульманину. Так как эти люди в действительности являются неверующими, то в будущей вечной жизни они заслуживают вечных мук.
«И среди людей есть такие, которые утверждают (языком, но не сердцем):«Мы уверовали в Аллаhа и в Судный день». Но они не веруют». (Сура «Апь-Бакара» 2/8).
«Это потому, что они сначала уверовали, а потом стали неверующими. Положена на их сердца печать, и они уже не поймут». (Сура «Аль-Мунафикун» 63/3).
«Несомненно, лицемеры будут на самом нижнем слое Ада, и они не найдут там заступника». (Сура «Ан-Ниса» 4/145).
В заключение дадим пояснение нескольких слов, непосредственно связанных с темой. Людей, являющихся представителями таких религий, как христианство и иудаизм, законы, которых с приходом Ислама были отменены, называют «людьми Писания». Людей, утверждающих, что время и материя существовали вечно, а все происходящие события опираются на время, называют материалистами (неверующими в Конец Света). Людей, не признающих существование Аллаhа – атеистами. Тех, кто, говоря о пророчестве Благородного Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), вместе с тем скрывает свое неверие, называют лицемерами ( Тафтазани «Шархуль-макасыд», II, 268).

И. БОЛЬШОЙ ГРЕХ ( КАБИРА,ФИСК )

1. Определение
Большие грехи (кабаир) – это тяжкие проступки, об опасности которых предупреждают Аяты и Хадисы. Они являются причиной для наказания в земной и последующей вечной жизни тех, кто их совершил. Также к большим грехам относятся и другие, неупомянутые в Хадисах и Аятах Священного Кур`ана поступки и деяния, которые по своей тяжести подобны большим грехам, упомянутым в Хадисах и Аятах. Самые большие грехи, которые не прощаются Аллаhом, – это неверие и многобожие. Ибо Всевышний Аллаh – Единственный Бог и нет другого Бога, кроме Него. (Сура «Ан-Ниса» 4/48,116).

2.    Количество
Количество больших грехов оспаривалось. Причина этому – различные передачи Хадисов. В одном из своих Хадисов наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «Хотите, я сообщу вам о том, какие грехи являются наиболее тяжкими?… Это многобожие, непочтительное отношение к родителям и лжесвидетельство» (Бухари «Адаб», 6; Муслим «Иман», 38; Тирмизи «Тафсир», 5; Дарими «Дият», 9).
В другом же Хадисе говорится: «Остерегайтесь семи страшных, губительных грехов: придание сотоварища Аллаhу, колдовство, убийство невинного человека, неправомерное использование имущества сирот, занятие ростовщичеством, дезертирство с поля боя, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии» (Бухари «Васайя». 23; Муслим «Иман», 38; Абу Дауд «Васайя», 10).

Таким образом, было определено семь величайших грехов. Согласно передаче Абу Дауда (умер в 275 г. Хиджры/889 г. н.э.) количество больших грехов достигает девяти. К упомянутым выше семи грехам было добавлено еще два; непослушание родителей и совершение какого-либо запрещенного действия в главной Мечети «Аль-Харам» (Абу Дауд »Васайя», 10). В книге Хафиза Захаби (умер в 748 г. Хиджры/1347 г. н.э.) «Китабуль-Кабаир» количество упомянутых больших грехов достигает 70-ти, а в книге Хайтами (умер в 974 г. Хиджры/1566 г. н.э.) «Аз-Заваджир ан иктирафи’ль-кабаир» (Египет 1390 г. Хиджры/1970 г. н.э.) их насчитывается 467. Продолжение следует, инша Аллаh.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *