Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВЕРА И ЕЕ ОСНОВЫ
(продолжение)
Б. Связь между верой и деяниями с точки зрения суннитских богословов
1. Деяние не является составной частью веры
Согласно точке зрения богословско-правовых школ матуридия и аш’ария деяние не является частью веры. Утвердивший в своем сердце веру, заявляющий на словах о своей вере, но пренебрегающий одним или несколькими деяниями человек – это грешный мусульманин. Если Аллаh пожелает, то по милости Своей может простить его, а если нет, то может и наказать. Однако, поскольку вера этого человека утвердилась в его сердце, то, в конечном счете, Аллаh позволит ему войти в Рай.
Сунниты-богословы в качестве подтверждения того, что деяние и вера есть разные вещи, выдвигают следующие аргументы.
* В Священном Кур`ане есть весьма большое количество Аятов, начинающихся такими словами( смысл):«Те, которые уверовали (в Аллаhа) и совершали благие дела»(Суры «Аль-Бакара» 2/277; «Худ» 11/23; «Апь-Анкабут» 29/7, «Лукман» 31/8: «Фатыр» J5/7; «Фуссылят» 41/8; «Аш-Шура» 42/22; «Аль-Бурудж» 85/11; «Аль-Байина» 98/7].
В этих Аятах уверовавшие и совершающие благие дела упоминаются отдельно друг от друга. Если бы деяние было одной из составляющих частей веры, то при употреблении выражения «те, которые уверовали» не возникла бы надобность в употреблении еще и выражения «и творили благие дела». Ибо, когда мы говорим, что пришел Али, мы при этом не перечисляем отдельно его части тела и не говорим, что пришел Али, и его руки, и его ноги, и его голова и т.д.
Кроме того, слова, связанные друг с другом («Матуф-матуфун алейх») буквой «вав», согласно правилам арабской грамматики являются разными и по названию, и по сущности. Если бы деяние было бы частью веры, то тогда при помощи буквы «вав» с целым была бы связана его часть, что противоречило бы правилу арабской грамматики.
* В некоторых Аятах говорится, что вера – есть условие того, чтобы деяние было принято. Например, Аят Суры «Та ха» 20/112 звучит так( смысл):«А кто совершал благие дела и был верующим, тот не будет бояться ни угнетения, ни ущемления своих прав».
Из этого Аята ясно видно, что вера является условием принятия благих дел. В случае если бы вера и деяние были идентичны, или же если бы деяние было частью веры, то тогда они не упоминались бы отдельно друг от друга. И еще, согласно правилу грамматики арабского языка, условие и то, что им обусловлено, по сути, разные вещи.
* В некоторых Аятах упоминается о том, что рядом с верой может присутствовать большой грех. Так в Суре «Аль-Худжурат» 49/9 говорится( смысл):«И если два отряда верующих будут сражаться друг с другом, то примирите их».
В этом Аяте по отношению к людям, совершающим такой большой грех, как убийство, и которые с пренебрежением отнеслись к выполнению благих дел, было употреблено слово «верующие». Если бы деяния были частью веры, то этих людей невозможно было бы назвать верующими.
* Начиная с периода пророчества Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), великие религиозные деятели, ученые-богословы считали верующими людей, в чьих сердцах была вера, даже если они, заявляя на словах о своей вере, пренебрегали запретами и не совершали деяний, предписанных религией.
Религиозные деятели не выступали против того, чтобы эти люди жили согласно мусульманским обычаям. Богословы пришли к единому мнению по поводу того, что эти люди являются верующими.
2. Необходимость деяния
Уклонение от совершения богослужений и леность в выполнении благих дел не делает верующего человека неверующим. Однако чтобы достигнуть совершенства в вере и высокой духовной степени и, тем самым, удостоиться бесконечных милостей и благ, обещанных Аллаhом, необходимо выполнять богослужения и богоугодные дела. Вера, заключенная лишь в мыслях и сердце, но не нашедшая свое выражение в поступках и добрых делах, подобна дереву, не приносящему плодов. Для того чтобы свет веры, зажженный в наших сердцах, никогда не угасал, а лишь только усиливался, существует необходимость в выполнении религиозных обрядов.
Преданность и верность Аллаhу, связь между человеком и Всевышним, постепенно ослабевая, может исчезнуть совсем, если человек довольствуется лишь принятием сердцем положений, в которые следует верить, не выполняя при этом поклонения (ибады) и нарушая запреты Аллаhа. Таким образом, человек может навлечь на себя недовольство и наказание Аллаhа. Вот почему богослужения и благие дела усиливают веру человека и помогают ему избавиться от мук Ада и стать достойным благ, обещанных Аллаhом. Если человек твердо знает о том, что такие виды поклонения, как намаз, пост, являются долгом и обязанностью, а употребление спиртных напитков и прелюбодеяние являются греховными и запретными деяниями, и все же он не выполняет своих обязанностей и совершает прегрешения, то он не перестает быть верующим. Однако свет веры такого человека потускнел, а сама его вера еще недостаточно крепка и совершенна.
Человек, у которого отняли один или несколько пальцев, продолжает оставаться таковым, несмотря на изъян. Дерево, лишенное своих ветвей, все же остается деревом, но уже потерявшим свою красоту, и однажды оно может засохнуть из-за этого. Подобно этому и вера, не подкрепленная деяниями, является верой. Вот почему существует пословица: «Сохранить веру сложнее, чем ее обрести».
В. Вера в общем и вера в подробности
Вера в общем (иджмалы иман)
Это вера в то, что коротко и емко выражено в формулах Свидетельства Ислама (Шахаде) и признания Единобожия.
* Формула признания Единобожия: «Нет Бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – Посланник Аллаhа».
* Формула Свидетельства Ислама: «Свидетельствую, что нет никакого Бога, кроме Аллаhа. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник».
Это первая ступень веры и фундамент религии Ислам. Признание Аллаhа – Одним Единственным Богом, а Мухаммада – Его Посланником, означает веру также и во все то, что он принес с собой. Ибо эти знания деведены до нас Аллаhом именно через Своего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Но поскольку в вышеприведенных формулах не упоминаются отдельно все столпы веры, она называется верой в общем.
Для того чтобы человек являлся мусульманином, нужно чтобы он твердо верил в существование Одного Единого Бога, в Его бесконечные Могущество и Силу, а также в пророческую миссию благородного Посланника Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Это – первейшая обязанность человека. Затем следует изучить другие столпы веры и предписания религии, каждое по отдельности.