22.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВЕРА И ЕЕ ОСНОВЫ

1 – Определение и содержание Имана
А. Точки зрения на определение и содержание Имана
Лексическое значение слова «вера» (иман) – подтверждение и принятие слов, сказанных неким человеком, твердая убежденность в них всем сердцем, без малейшего колебания и сомнения, усвоение их с душевным спокойствием и доверием.Терминологическое значение слова «иман» – верить всем сердцем в Религиозные предписания, переданные Всевышним Аллаhом через своего Пророка Мухаммада (салпаллаху алейхи ва саллям) и иметь глубокую убежденность в них, а также принимать без колебаний сообщения Пророка Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) и искренне верить в их истинность, подлинность и справедливость.

Уверовавшего человека называют «му’мин». Это определение ученых Ахли Сунна (Ахли Сунна валь-джамаа – последователи Кур`ана, Сунны Пророка Мухаммада, саллялаху аляйхи ва саллям, и Иджмы – единогласного мнения суннитских ученых-муджтахтдов.) . Согласно их мнению:

1.  Вера – это утверждение ее сердцем

 

Согласно мнению богословов школ аш’ария и матуридия, вера – это уверждение сердцем вопросов, в которые следует верить. Этой точки зрения придерживались акие суннитские богословы, как имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.), Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.), Бакилани (умер в 403 г. Хиджры/1013 г. н.э.),

 

Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), Газзали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г. н.э.), Абу’ль-Муин Насафи (умер в 508 г. Хиджры/1115 г. н.э.), Шахристани (умер в 548 г. Хиджры/1153 г. н.э.), Амиди (умер в 631 г. Хиджры/1233 г. н.э.). Существуют Аяты и Хадисы, доказывающие то, что вера заключается в подтверждении и одобрении сердцем.

Аяты

 

* В Суре «Юсуф» 12/17 братья Пророка Юсуфа (алейхис салям) обратившись к Пророку Якубу (алейхис салям), сказали: (смысл)
«Ты не поверишь нам». Этот Аят имеет следующий смысл: «Твое сердце не подтвердит (не примет) наш рассказ (о Юсуфе)». Священный Кур`ан был ниспослан на арабском языке (Суры «Юсуф»12/2, «Ибрахим» 14/4. «Аш-Шуара» 26/195). И на этом языке, слово «иман» используется в значении «подтверждать, принимать сердцем». Все языковеды арабского единогласны в этом.

* Всевышний Аллаh, говоря о лицемерах в Суре «Аль-Маида» 5/41 сообщает, что вера заключена в утверждении сердцем:  (смысл)
«О, Посланник! Пусть тебя не огорчают те, которые усердствуют в неверии, из числа тех, чьи уста говорят: «Мы уверовали», в то время как сердца их не уверовали (не подтверждают это); а также из числа иудеев, которые (охотно) прислушиваются ко лжи».
В Суре «Аль-Ан’ам» 6/125 говорится следующее: (смысл)
«Кого Аллаh желает вести по истинному пути, тому Он раскрывает грудь (сердце) для Ислама…».
В Кур`ане сообщается о том, что если человек по принуждению (под страхом смерти), произнесет слова неверия, то это не нанесет вреда вере, находящейся в его сердце: (cмысл) «Наказание Аллаhа падет на тех, кто отрекся от Аллаhа, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но[сам сохранял] в сердце приверженность к вере. [Но наказание падет на того], кто раскрыл неверию сердце.Таким и уготовано великое наказание». (Сура«Ан-Нахль» 16/106).

В Суре «Аль-Худжурат» 49/14 так сказано о неграмотных бедуинах, которые не уверовали сердцем, но вера которых, была на словах: (смысл)
«Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи им: «Нет, вы не уверовали. Лучше скажите:«Мы на словах приняли ислам». Ведь вера еще не вошла в ваши сердца».* В Суре «Аль-Муджадаля» 58/22 идет речь о вечных обитателях Рая, которыми будет доволен Аллаh, и которые будут довольны Аллаhом:  (смысл)
«Это те, в сердца которых Аллаh утвердил веру, оказал им Свою поддержку и введет Он их в сады с текущими реками, где они вечно будут пребывать. Аллаh доволен ими, а они довольны Аллаhом…»

Хадисы

 

* Как передается в одном Хадисе, сподвижник Пророка – сахаб Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) (умер в 54 г. Хиджры/674 г. н.э.) во время битвы убил схваченного им врага, несмотря на то, что тот сказал: «Нет Бога, кроме Аллаhа».

Когда Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) рассказал об этом нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), то он очень расстроился и сказал: «Как ты мог узнать, произнес ли убитый тобой человек правду или ложь? Разве ты рассек ему сердце и заглянул в него?!»( передал Муслим) Эти слова, сказанные Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), подтверждают то, что вера человека утверждается сердцем.
* Как передает Абу Хурайра (радыйалпаху анху), группа сахабов, придя к Посланнику Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала следующее: «Мы ощущаем внутри себя такое, что каждый из нас счел бы большим грехом даже говорить об этом». Пророк Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил им так: «Вы и вправду ощутили это?». «Да, это так! О, наш Пророк», – подтвердили они. Посланник Аллаhа (саллаллахy алейхи ва саллям) произнес: «Это и есть настоящая вера». ( Муслим)

Так Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркнул, что вера – это деяние сердца.
* Пророк Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) в очень многих своих Хадисах утверждал, что если в сердце человека есть вера, пусть даже в самой малой стелени, равная горчичному зернышку или зернышку пшеницы, то такой человек, в конечном счете, поладет в Рай.( Бухари) А в одном из своих Хадисов Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил следующее. «Когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада отправятся в Ад, Аллаh Всевышний скажет: «Выведите из Ада того, у кого в сердце была вера хотя бы на вес горчичного зерна».( Бухари).
Исходя из вышеупомянутых Хадисов и Аятов, суннитские богословы сказали, что вера – это утверждение сердцем, и человек уверовавший сердцем считается перед Аллаhом истинно верующим, даже если он не заявляет о своей вере вслух.

Однако, человек должен заявить о своей вере вслух для выполнения мирских религиозных предписаний. Это – обязательное условие.
Ученые, не относящиеся к Ахли Сунна, высказали иные, ошибочные мнения. Мы можем перечислить их в следующей последовательности:

2. Вера – это знание в сердце

 

Согласно учению течения джахмия, основателем которой был Джахм бин Сафван (умер в 128 г. Хиджры/745 г. н.э.), вера – это знание о существовании Аллаhа и знание переданных Посланником Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщений без утверждения их сердцем».
Несмотря на то, что утверждение истины и ее знание имеют общий источник – сердце, между ними существует большая разница.

Принятие и утверждение истины сердцем, является приобретением души и возникает как результат волевого усердия, добровольного выбора и соглашения. Способность к познанию также находится в сердце, однако не является его приобретением и выбором. Человек может стать обладателем знаний самыми разными способами. Для того чтобы их можно было бы назвать верой, необходимо добровольное признание этих знаний сердцем. Вера – это не абстрактные знания. Не на их долю, а на долю волевого усердия, добровольного выбора и соглашения выпадают воздаяние и наказание. Имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.) опровергая это утверждение, говорил: «Вера – не есть абстрактные знания сердца.

Знание – есть антипод невежества. Между тем антиподом веры является неверие. Если бы знание было верой, а отсутствие знания неверием,то соответственно каждый невежда был бы – неверующим (кяфиром), а каждый ученый -верующим, но это не так».
Захири ибн Хазм (умер в 456 г. Хиджры/1064 г. н.э.) по этому поводу сказал следующее: «Если бы вера была знанием, то тогда иудеи и христиане, знающие о Пророке Мухаммаде, так же, как и шайтан, знающий об Аллаhе считались бы мусульманами, но это противоречит Аятам Священного Кур`ана».

3. Вера – это заявление о ней на словах

«Икрар» означает открытое заявление о своей вере вслух. Последователи течений мурджия и каррамия дали следующее определение: вера – это признание на словах понятий, в которые следует верить, без утверждения их сердцем.

Эти течения использовали, как аргумент для доказательства своих убеждений Хадис, в котором наш Пророк (саллаллаxy алейхи ва саллям) сказал:
«Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога, кроме Аллаhа, и что Мухаммад – Его Посланник. И если они сделают это, то защитят от меня свою жизнь и имущество, а за то, что у них внутри они отчитаются перед Аллаhом».»( Бухари).
Но этот Хадис вовсе не является доказательством того, что вера заключается лишь в ее утверждении на словах. Если бы вера состояла только из заявления о своей вере, то тогда лицемеры были бы настоящими верующими. На самом же деле это не так.
«Среди людей есть такие, которые говорят (утверждают языком,но не сердцем): «Мы уверовали в Аллаhа и в Судный день». Но они – неверующие»(смысл). (Сура «Аль-Бакара» 2/8).

«Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи им: «Нет, вы не уверовали. Лучше скажите:«Мы с виду (на словах) приняли Ислам». Ведь вера еще не вошла в ваши сердца»(смысл). (Сура «Аль-Худжурат» 49/14).«Они полагают, что оказали тебе милость, приняв Ислам. Скажи: «Не думайте, что оказали мне милость, обратившись в Ислам. Напротив, это Аллаh оказал вам милость тем, что наставил на путь веры, если вы честны»(смысл). (Сура «Аль-Худжурат» 49/17).
«Когда лицемеры (мунафики) приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты истинно – Посланник Аллаhа». Аллаh знает, что ты Его посланник, и Аллаh свидетельствует, что лицемеры-лжецы». (Сура «Аль-Мунафикун» 63/1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *