24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

Б. ПРОРОЧЕСТВО

 1. Вера в Пророков

Одной из основ религии Ислам является вера в Пророков. Пророк – это человек, посланный Аллахом для осуществления связи между Всевышним Аллахом и Его рабами. Аллах оповестил Своих рабов о необходимых предписаниях и запретах через целый ряд личностей, которых Он избрал среди простых смертных людей, возложив на них обязанность по осуществлению связи со Своими рабами. В таком случае, вера в Пророков означает веру в то, что Всевышний Аллах послал избранные Им личности для указания истинного пути людям, веру в то, что их, действительно, послал Аллах, веру в истинность того, что они сообщили людям от Аллаха и признание особенностей, которые присущи, и которые не присущи Пророкам.

Пророчество – это дар Божий. Человек, трудясь, может достигнуть больших высот, однако, самостоятельно стать Пророком он не может. Всеведущий Творец знает о тех, кто достоин быть Пророком, и возлагает эту миссию на самых лучших людей. Через них Он сообщил Своим рабам о религии и Своих законах (Шариате). В одном из аятов говорится:

«Это – милость Аллаха, которую Он может оказать тому, кому пожелает». (Сура «Аль-Джума» 62/4).

Всевышний Аллах повелел всем мусульманам верить во всех Пророков, не делая между ними различий.

«Скажите (о, мусульмане!): «Мы веруем в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Ис-хаку, Якубу и их потомкам, в то, что было даровано Мусе и Исе, в то, что было даровано Пророкам от их Господа. Мы не делаем между ними никакого различия, и мы покорные Ему (т.е. мусульмане)».

В Суре «Аль-Бакара» 2/285 также говорится следующее:

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его Ангелов, Его Писания, Его Посланников, не делая различия между Его Посланниками».

Если человек верит в одних Пророков и не верит в других, то становится неверующим.

В одном из аятов так и говорится:

«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его Посланников, хотят сделать различие между [верой в] Аллаха и [верой в] Его Посланников, говоря при этом: «Мы веруем в одних [Посланников] и не веруем в других», хотят избрать [средний] путь между [верой и неверием], – они и есть подлинно неверующие». (Сура «Ан-Ниса» 4/150-151).

Всевышний Аллах в течение многих веков посылал Пророков, призывая людей через них к праведному пути и истинной вере. Не существовало ни одного народа или сообщества, к которому не был бы послан Пророк, призывающий к постижению истинной веры.

В Священном Коране, в связи с этим, говорится так:

«Клянемся Аллахом в том, что Мы посылали Пророков в общины И до тебя». (Сура «Ан-Нахль» 16/63).

«В каждой общине, не исключая ни одной, был Пророк, предупреждавший (людей о муках Ада)». (Сура «Фатыр» 35/24).

«У каждой общины есть свой Пророк». (Сура «Юнус» 10/47).

 

а. Сокровенный смысл ниспослания Пророков и потребность людей в них

 

Ниспослание Пророков является Действием Всевышнего Аллаха из разряда возможных для Него (джаиз), и оно не является для Него обязательным. Ниспослание Пророков, есть величайшая милость Аллаха, и в ней много мудрости и пользы для людей. Ибо в людях существует потребность в Пророках, указывающих путь постижения истинной веры.

Хотя люди и способны своим разумом осознать существование Аллаха и то, что Он является Одним Единственным Богом, но все же есть целый ряд великих Атрибутов Аллаха, которые людям не под силу понять самостоятельно. Кроме того, людям неизвестно, как следует совершать богослужения, они не знают ничего о будущей вечной жизни (Ахыра), о Рае и об Аде, о видах милостей и мук, не знают о том, каким образом можно удостоиться Рая или как избавиться от мук Ада. Духовное и морально-нравственное возвышение человека, достижение им счастья и в земной, и в будущей вечной жизни, возможно, только если он будет следовать

прямым, безупречным путем, предписанным Всевышним Аллахом, выполняя все Его повеления и избегая запретов, сообщенных Пророками.

Для удовлетворения этих потребностей человека Всевышний Аллах послал Пророков, сообщив им обо всем, возложил на них обязанность указывать людям путь истины и справедливости. Кроме того, если бы Пророки не были бы посланы к людям, то они были бы вынуждены подолгу задумываться о том, какие вещи являются полезными, а какие – вредными, и тогда они потратили бы на это слишком много времени, пренебрегая выполнением других дел. Или же тогда люди стали бы экспериментировать, чтобы на своем опыте узнать, что является полезным, а что вредным, на что у них ушла бы вся жизнь до тех пор, пока они не столкнулись бы лицом к лицу со смертью. Поэтому Всевышний Аллах послал Пророков, что является проявлением Его милости к людям».(Сабуни «Аль-Бидайя», стр.109-110; Тафтазани «Шархуль-Акаид», стр.293-295.)

«Мы направили тебя [о, Мухаммад!] только как милость для обитателей миров». (Сура «Аль-Анбийя» 21/107).

Одной из мудростей ниспослания Пророков является следующее:

«[Мы послали] Пророков благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] Посланники. Воистину, Аллах Велик, Мудр». (Сура «Ан-Ниса» 4/165).

Если бы Пророки не были посланы, то тогда у людей нашлась бы масса оправданий и уважительных причин, а при виде адских мук, они бы воскликнули: «Ах, если бы Ты, наш Господь, ниспослал к нам Своего Посланника, который поведал бы нам о предписаниях и запретах Твоих, о Шариате. Тогда мы подчинялись бы Твоим законам, остерегались бы Твоих запретов, и нас не ждали бы эти муки Ада из-за нашей невежественности».(Языр «Хак дини Коран дили», II, 1531 (Стамбул 1936 г.))

Таким образом, Господь Бог, послав Своих Пророков, упредил все эти оправдания…

 

б. Качества Пророков

 

У каждого Пророка, сверх тех качеств, которыми обладает обычный человек, есть целый ряд качеств, обязательных для них.

1 • Правдивость (Сыдк)

Пророки правдивы во всем. Каждый Пророк правдив, чистосердечен и порядочен. Пророк никогда не говорит неправду. Если бы они говорили неправду, то тогда они потеряли бы доверие людей к себе, и тогда цель их послания не осуществилась бы. Слово «ложь», являющееся антонимом слова «истина», не подходит для Пророков. Все Пророки за всю свою жизнь, до начала осуществления своей пророческой миссии и во время нее не сказали ни слова неправды. В Священном Коране есть аяты, подтверждающие их правдивость. В аяте из Суры «Марьям» 19/41 говорится следующее:

«Напомни [о, Мухаммад!] то, что [сказано] в Писании об Ибрахи-ме. Поистине, он был правдивейшим человеком, Пророком».

2 • Надежность (Аманат)

Все Пророки – люди надежные. Они никогда не предают. В аяте Суры «Али Имран» 3/161 говорится:

«Не может Пророк обманывать».

Надежность – обязательное качество Пророков, а предательство им не присуще.

3 • Безгрешность (Исмят)

Пророки никогда не совершают грехов, ни до пророчества, ни во время него. Даже если они по причине того, что являются людьми и совершают ряд ошибок, не являющихся грехами, они непременно исправляют их, благодаря предупреждению от Аллаха.

Такого рода мелкие ошибки Пророков носят название «залля». Существуют аяты, свидетельствующие о том, что Пророки остерегаются грехов и о том, что они воспитываются под присмотром Аллаха:

«Я устремил на тебя [Муса] Свою любовь, чтобы тебя взрастили ПОД Моим присмотром». (Сура «Та ха» 20/39).

«Мы поставили их вождями, которые по Нашему велению ведут [людей] на прямой путь. Мы также внушили им через откровение, чтобы они вершили добрые дела, совершали обрядовую молитву, давали закят. И они поклонялись только Нам». (Сура «Аль-Анбийя» 21/73).

Существуют следующие мнения богословов Ахли Сунна (   Ахли сунна валь-джама’а – община мусульман, следующая Корану, Сунне Пророка Мухаммада

(салляллаhу’аляйhи ва саллям) и Иджме (единогласным заключениям исламских ученых-муджтахидов на основе Корана, Сунны и аналогии по ним).) по поводу, безгрешности Пророков.:

A) Пророки защищены ото лжи в вопросах, связанных с сообщением религиозных предписаний и с наставлением рабов Божьих на путь истины. Все ученые Ахли Сунна единогласны в этом (иджма).

Б) Пророки никогда не совершали неверия (куфр) и многобожия (ширк), как до, так и во время пророчества. Это принято единогласно.

B) До пророчества Пророки, могли бы совершать большие грехи, но они сознательно не совершали их, а после получения Божественного Откровения все Пророки были защищены от совершения больших грехов.

Г) Как до, так и после пророчества возможно совершение Пророками большого греха по недоразумению или по ошибке, и это не принижало бы качество безгрешности Пророков (но они никогда не совершали больших грехов)(  Данное высказывание ученых направлено на то, чтобы показать, что и Пророки являются   простыми людьми, но так  как Всевышний  предопределил им пророческую миссию, то Он очистил их дела и помыслы от всего скверного, чтобы люди уверовали в них и пошли за ними.)

Д) В течение всей жизни Пророков, возможно совершение ими малых грехов, как умышленно, так и по недоразумению (но они не совершали их).( См. Тафтазани, то же произведение, стр. 302-304.)

4 • Проницательность (Фатанат)

Пророкам обязательно присуща рассудительность, понятливость и проницательность. Глупость, как антоним вышеуказанных качеств, не присуща Пророкам. Если Пророки не были бы умными и проницательными, то тогда они не смогли бы добиться успеха в убеждении людей, к которым они обращались с проповедями.

5 • Призыв (Таблиг)

Лексическое значение слова «таблиг» – сообщать, оповещать. В терминологии же оно означает доведение Пророками до сведения людей

всех предписаний и запретов Аллаха. Антонимом слова «таблиг» является слово «катм», означающее «скрывать», и оно не может являться характеристикой Пророков, оно просто абсурдно в применении к ним. Каждый Пророк донес до своей общины полученные им сведения дословно, без каких-либо изменений. В противном случае они не выполнили бы свою пророческую миссию.

Один из аятов гласит следующее:

«О, Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты [тем самым] не передашь [людям] Его послания». (Сура «Аль-Маида» 5/67).

Сообщая о религии, Пророки одновременно выполняют обязанности, которые заключаются в раскрытии людям религиозных основ, в обучении их этим основам, а также нравственно воспитывают свою общину, очищая их от всего плохого и злого.( Харпути «Танкихуль – Калям», стр. 282-284.)

Существуют разные мнения исламских ученых по вопросу о том, должен ли Пророк быть непременно представителем мужского пола. Согласно точке зрения последователей школы аш’ария и течению захирия, женщина также может быть Пророком. Ибо в Священном Коране в Суре «Аль-Касас» 28/7 сказано о том, что матери Пророка Мусы (алейхис са-лям) было дано Откровение от Аллаха. Кроме того, существуют аяты, в которых указывается, что наша госпожа Марьям была избранной, как и Пророки. (Суры «Али Имран» 3/42, «Марьям» 19/17).

Согласно же точке зрения школы матуридия, Пророк непременно должен быть представителем мужского пола. Ибо Пророк обязан быть среди людей, постоянно призывая их к вступлению на путь истинной веры. Женщина же обычно находится в кругу семьи, кроме того, существуют особые состояния, когда женщина не может читать Коран, выполнять намаз, находиться в мечети. Согласно точке зрения школы матуридия вышеупомянутые аяты не указывают на то, что Пророками могут быть представительницы женского пола. Ибо, по их мнению, откровение, о котором идет речь в этих аятах не является Вахий (  Представители школы матуридия считают, что вид Божественного откровения

— вахий ниспосылался только Пророкам, а богобоязненным праведникам Всевышний Аллах передавал откровение посредством «ильхама». См. также тему данной книги «Божественное откровение и пути прихода Божественных откровений».)- религиозным Откровением, посылаемом только Пророкам. Они говорят, что, к примеру, в Суре «Ан-Нахль» 16/68 говорится:

«Твой Господь дал откровение (внушил) пчеле:«Устраивай в горах дома, и на деревьях…»

Здесь речь идет об инстинкте, внутреннем чутье, но не о Религиозном откровении.81 (Сура «Марьям» 19/17). А в Суре «Аль-Анбийя» 21/7 сказано о том, что Пророком может быть только представитель мужского пола:

«Мы и до тебя (о, Мухаммад!) посылали к народам лишь только мужчин, которым Мы внушали Откровения…»

Продолжение следует, инша Аллах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *