22.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

3. ДРУГИЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕМОЙ «БОЖЕСТВЕННОСТЬ»

а.   Салах (аслах)

Слово «аслах (салах)» означает самое лучшее, самое подходящее и полезное.

По мнению ученых Ахли Сунна, Аллах обладает независимой Волей. Он вершит то, что хочет, и поэтому не обязан создавать «салах» для Своих рабов.

В противоположность этому, течение мутазилия, исходя из принципа справедливости Аллаха, сказали, что Аллах обязан создавать это для своих рабов. По их мнению, утверждение противоположного невозможно, т.к. по Своей Мудрости Он желает Своим рабам хорошего. Мутазилиты единогласно пришли к выводу, что создание «салах» является для Аллаха обязанностью (ваджибом). Однако их мнения разошлись относительно того, является ли это ваджибом для Аллаха только в этом мире, или в этом мире и в Судный день, или только в Судный день.

Ученые Ахли Сунна критиковали эту точку зрения, т.к. она ограничивает Волю Аллаха и приписывает Ему обязанность. В доказательство они приводили множество доводов. Вот некоторые из них:

1.Если Аллах был бы обязан создавать «салах», то Он бы не создал бедного неверующего, который страдает в этом мире и будет мучаться в Судный день в Аду.

2.Если бы Аллах был бы обязан создавать «салах», то Он не мог бы распоряжаться Своими возможностями и Его милость к Своим рабам была бы вынужденной. В таком случае от рабов не требовалась бы благодарность, потому что, одаривая Своих рабов милостями, Он выполнял бы Свою обязанность.

3.Если Аллах был бы обязан создавать «салах», то Он не одарил бы Пророка Мухаммада (салляллаху’аляйhи ва саллям) великими дарами, милостями и возможностями большими, чем у Абу Джахиля. В таком случае Аллах сделал для обоих все лучшее, что только смог, а это не так. Потому что в Священном Коране Всевышний Аллах сказал:

«Щедрость и милость Аллаха к тебе (о, Мухаммад!) велика». (Сура «Ан-Ниса» 4/113).

4.Исходя из этого принципа, было бы абсурдом просить у Аллаха, чтобы Он защитил нас от греховных действий, чтобы Он дал нам успех и счастье, и отвратил от нас беды и вред. Потому что Аллах и так создал для всех Своих рабов все самое лучшее.

5.В соответствии с этим принципом Аллах не может прекратить создавать «салах», а это означает слабость и вынужденность в Его Действиях. Если бы Он оставил свои обязанности, то это означало бы, что Он не делает того, что Он должен делать. Аллах превыше всего этого. Поэтому ученые Ахли Сунна сказали, что для Аллаха создание «салах» — это возможное (джаиз)(  Сабуни, тоже произведение, стр. 155-156. Тафтазани, тоже произведение, стр. 243-247.).


б. Хикмат-Иллят (мудрость и причина)

Эта тема тесно связана с «салах». Все исламские ученые принимают, что Аллах Хаким (Мудрый), но каждое течение понимает этот Атрибут Аллаха по-своему.

По мнению мутазилитов и школы матуридия во всех Действиях Всевышнего Аллаха есть мудрость, причина и польза. И их можно постичь человеческим разумом. Однако мутазилиты утверждают, что Аллах обязан в Своих созданиях соблюдать мудрость, причину и пользу для Своих рабов. А школа матуридия утверждает, что мудрость, причина и польза в Его Действиях является не обязанностью, а милостью Аллаха для своих рабов.

Течение джабрия и школа аш’ария отрицают мудрость и причину в Деяниях Всевышнего, говоря, что связь Действия Аллаха с какими-либо причинами не достойна Его Величия. Это означает ограничение Воли Аллаха. По мнению школы матуридия во Вселенной нет ничего, что было бы создано без мудрости и причины. Но не всегда человеческий разум может постичь это. Участие мудрости и причины в Деяниях Аллаха не является недостатком, а наоборот является совершенством. Потому что Аллах превыше того, чтобы создать что-либо попусту или как попало.


в.   Хусн-Кубх

Слово «хусн» означает прекрасное, красивое, хорошее. Слово «кубх» имеет противоположное значение, т.е. скверное, плохое. Существует 5 известных смыслов «хусн-кубх»:

1.Все, соответствующее своей цели, — хорошо, а то, что не соответствует, — плохо. Например, справедливость — это хорошо, а угнетение — это плохо.

2.То, что соответствует природе человека, — хорошо, а то, что не соответствует, — плохо. Например, сладость — хорошо, горечь — плохо.

3.Качество-достоинство —  прекрасно,   а  качество-недостаток -скверно. Например, знание — прекрасно, а невежество — скверно.

4.Действие, вызывающее одобрение людей, — это прекрасно, а то, что вызывает порицание, — скверно. Например, щедрость — это прекрасно, а скупость — это скверно.

Все эти четыре смысла можно свести к первому обобщающему.

5.Действие, вызывающее довольство и вознаграждение Аллаха — это прекрасно, а действие, вызывающее недовольство и наказание Аллаха — это скверно. Например, вера в Аллаха, поклонение Ему, справедливость — это прекрасно, а противоположное этому — скверно.

Если относительно первых четырех смыслов особых разногласий нет, то пятый смысл вызвал расхождение во мнениях: есть ли в самом действии человека понятие «прекрасное-скверное»? Может ли человеческий разум самостоятельно определить «прекрасное-скверное» без ниспосланного Шариата?

В понятиях «хусн-кубх», занимающих особое место в трудах ученых «каляма», «ахляка», «усуль аль-Фикха», есть три спорных аспекта:

1.Есть ли в действиях, которые совершаются свободной волей понятие «прекрасное-скверное»? То есть «прекрасное-скверное» определяется разумом или Шариатом?

2.Если принять, что «прекрасное-скверное» определяется логикой, возникает следующий вопрос: «До ниспослания Шариата люди были мукалляфами?»

3.Дает ли понятие «прекрасное-скверное» возможность вознаградить или наказать подчинявшихся или не подчинявшихся, или дает ли возможность приписать человеку те действия, которые он не в состоянии совершить. Этот третий аспект мы рассмотрим в следующей части «Таклифу ма ля ютак».

Школа аш’ария и течение мутазилия в этих вопросах прямо противоположны друг другу. Школа матуридия в первом и в третьих вопросах единогласны с течением мутазилия, а во втором вопросе частично с аш’аритами. Течение джабрия во всех трех вопросах единогласно с аш’аритами.

Продолжение следует, инша Аллах.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *