20.09.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВЕРА В СУДЬБУ

(Предопределение и его исполнение  – кадар и када)

Лексическое значение слова «кадар» – мера, количество, а также создание чего-либо согласно определенным критериям. Терминологическое же значение – извечное Знание Всевышнего Аллаhа обо всех тех вещах, которые будут созданы Им, их времени, месте, особенностях, свойствах (Предопределение). Как видно из этого определения, «Кадар» – это вопрос, напрямую имеющий отношение к Атрибуту Всевышнего Аллаhа Знание. «Кадар» – это Божественный закон, управляющий Вселенной, а также находящимися в ней всякого рода созданиями, согласно определенному порядку и критериям. В связи с этим в Священном Кур`ане сообщается:

«И все сущее имеет у Аллаhа свою меру». (Сура «Ар-Рад» 13/8).

«Нет Мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере». (Сура «Аль-Хиджр» 15/21).

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению».(Сура «Аль-Камар» 54/49).

«Он сотворил все сущее и придал ему [должную] меру». (Сура «Аль-Фуркан» 25/2).

Лексическое значение слова «када» – повеление, закон, создание. Терминологическое же значение – создание Аллаhом чего-либо, сообразно Своей извечной Воле и Могуществу в определенное Им время в соответствии со Своим извечным Знанием (Исполнение Предопределения). Таким образом «Када» является вопросом, напрямую имеющим отношение к Атрибуту Аллаhа Создание (Таквин). Эти объяснения принадлежат школе матуридия.

Согласно мнению аш’аритов, значения «Кадар» и «Када» имеют обратный смысл, т.е. Када – это извечное Знание Всевышнего Аллаhа времени, места, особенностей, свойств всех тех вещей, которые будут созданы Им (Предопределение). Кадар же, означает создание каждой вещи с наступлением ее срока, согласно извечному Знанию и Предопределению Аллаhа, в форме предопределенной, Самим Аллаhом (Исполнение Предопределения).

Вера в Предопределение и его Исполнение (Кадар и Када) означает перу во Всезнание Всевышнего Аллаhа, в то, что всё происходит по Его Воле и Могуществу, и в то, что Создателем всего является только Он. Выражаясь другими словами, тот, кто верит в эти Атрибуты Аллаhа, тот верует и в Судьбу (Кадар и Када).

В таком случае верить в Судьбу означает верить в то, что не существует никакого другого Создателя, кроме Творца – Аллаhа, а также в то, что все существующее: добро и зло, хорошее и плохое, сладость и горечь, одушевленное и неодушевленное, – все было создано Всевышним Аллаhом. Это еще и вера в то, что формы, виды, особенности и свойства, присущие вещам, были созданы Аллаhом по Его Знанию, Воле и Предопределению.

Вера в Судьбу не упоминается в Аятах Сур «Аль-Бакара» 2/177,285; «Ан-Ниса» 4/136, сообщающих нам о столпах веры. Но в упомянутых нами ранее Аятах сказано о том, что всё в этом мире связано с Предопределением. Наш Пророк Мухаммад (салляллаhу’аляйhи ва саллям) также в некоторых известных Хадисах объяснял, что вера в Судьбу является одним из столпов веры. В Хадисе известном, какХадис Джибриля, говорится о том, что Ангел Джабраиль (‘алейhи салям) спросил у нашего Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям): «Что такое вера?» На что Пророк (саллаллаhу’аляйhи ва саллям) ответил: «Верить в Аллаhа, в Его: Ангелов, Писания, Пророков, в Судный день, в Предопределение добра и зла».(Муслим «Иман»,1; Абу Дауд «Сунна», 15; Ибн Маджа «Мукаддима»)

Все, что существует в этом мире, было создано по Знанию, Воле и Предопределению Всевышнего Аллаhа, а значит у всякой вещи, у всего созданного есть своя судьба. То, что у всего есть своя судьба, и то, что все было создано Всевышним Аллаhом по Его Знанию и Воле, по мнению имама Матуриди (умер в 333г. Хиджры/944 г. н.э.) означает следующее:

«Знание Аллаhом всего того, что будет выбрано людьми, обладающими свободой воли, а также места и вида выбранных вещей, согласно этому Знанию, желание Аллаhом этого и, согласно этому желанию, предопределение судьбы этих вещей и создание их, когда наступит определённое им время, согласно выбору Его рабов».( Матуриди «Тавиляту’ль-Кур`ан», стр. 200; М. Саим Йепрем, то же произведение)

Следовательно, Знание Аллаhа о чем-либо в извечности не оказывает принудительного, насильственного влияния на волю и предпочтение раба, а только имеет связь с выбором раба. Иными словами Аллаh извечно знает о том, что мы будем совершать. В связи с этим можно привести различные примеры для объяснения изложенного:

Мы можем заранее узнать, когда состоится солнечное или лунное затмение благодаря ряду астрономических и метеорологических наблюдений. А теперь ответьте на такой вопрос: «Произойдет ли солнечное затмение лишь только потому, что мы знаем о нем?» Нет. Мы знаем о нем лишь потому, что затмение должно произойти.

Следующий пример:

Некий человек знает о том, что его сын умен, трудолюбив, относится ответственно к выполнению заданий, что он обладает способностью к запоминанию и сообразительностью. Однако в какой степени знание человека о том, каким является его сын, может повлиять на успехи сына? Сколько существует отцов, знающих своих сыновей такими, но, однако, они неуспешны в учебе?!

Следовательно, знание об объекте зависит от объекта (происходящего), а сам объект не зависит от информации о нем.

Как видно из сказанного выше, согласно системе взглядов школы матуридия: «Человек обладает судьбой, которую ему определил Аллаh согласно выбору самого человека».

Мутазилиты же считают, что «человек сам определяет себе судьбу». Поэтому некоторые суннитские учёные-богословы, обвиняли их в неверии или характеризовали их, как вносящих нововведения.

Однако не следует забывать о том, что суть Предопределения – есть тайна, которой владеет лишь Всевышний Аллаh. Беспомощный, ограниченный ум человека не способен разрешить эту проблему. Ибо мозг человека, основывающийся на неотделимом для него понятии «время», в состоянии воспринимать Божественное Знание, Волю и Могущество, но не обладает способностью и силой постижения и усвоения их вне зависимости от времени. Вот почему, наш Пророк (саллаллаhу’аляйhи ва саллям) сделал выговор своим сподвижникам, спорившим по поводу Судьбы. Он (саллаллаhу’аляйhи ва саллям) сказал им следующие слова:

«Разве вам было велено это? Или я был направлен к вам для этого? Жившие до вас были уничтожены, как только заспорили на эту тему. Остерегайтесь спорить на эту тему когда-либо».(Тирмизи «Кадар», 1.)

Верить в Судьбу (Кадар и Када) – есть обязанность каждого правоверного мусульманина. Однако людям не удастся избавиться от своей ответственности, сославшись на судьбу. Также как человек не совершает грехов, ссылаясь на то, что «так предопределил Аллаh», точно также и, согрешив, он не должен считать себя невинным и безгрешным, оправдываясь: «Что же я могу поделать? Такова моя судьба, так распорядился Аллаh». Ибо человек не освобождается от ответственности за действия, были ли они совершены им раньше или позже. Аллаh создал эти действия, извечно зная все о человеке и о его выборе.

Однажды наш Пророк (саллаллаhу’аляйhи ва саллям) вошел в комнату к Али (радыйаллаху анху) (умер 40г. Хиджры /661г.н.э.) после совершения им обязательного ночного намаза, и увидев, что тот готовится ко сну, спросил у него: «Разве ты не совершаешь намаз-тахаджуд?» (Этот добровольный ночной намаз считается очень похвальным и благим). Али (радыйаллаху анху) ответил Пророку (саллаллаhу’аляйhи ва саллям) так: «О, Посланник Аллаhа! Жизнь наша во власти Аллаhа. Если Он хочет, то даст, если не хочет, то не даст (Если Аллаh пожелает меня разбудить, то разбудит)». На что, Посланник Аллаhа (саллаллаhу’аляйhи ва саллям), хлопнув своей благословенной рукой по колену, сказал: «Насколько же человек бывает поспешным (в своих выводах)!»(См. Бухари «Тахаджуд», 5, «Тавхид», 31; Муслим «Мусафирун», 28.)

Он остался неудовлетворен ответом Али ибн Абу Талиба (радыйаллаху анху), который без действий уповал на судьбу и удалился из его комнаты.

А вот еще один случай:

Вора, совершившего кражу, привели к халифу Омару (радыйаллаху анху) (умер 23г. Хиджры/644г. н.э.). На вопрос халифа (радыйаллаху анху), почему он совершил кражу, вор ответил: «Так предопределил Аллаh». В ответ халиф Омар (радыйаллаху анху) сказал: «Тридцать ударов плетьми (камчой), а затем отрубить ему руку!» Когда же вор спросил о причине такого сурового наказания, Омар (радыйаллаху анху) ответил: «Тому, кто совершил воровство, отрубают руку. Того, кто лжет на Аллаhа, бьют плетьми». (За то, что вину, связанную с воровством, он хотел переложить на судьбу и этим снять с себя ответственность за совершенный грех).(  Сайид Сабык «Аль-Акаиду’ль-Исланиийя», стр. 98 (Бейрут).)

Как было сказано выше, сущность Предопределения – есть великая тайна. Никто, кроме Всевышнего Аллаhа точно не знает обо всех тонкостях Предопределения. За дело, совершенное нами согласно нашему выбору и желанию и которое извечно предопределено Аллаhом по Его Знанию, мы сами ответственны, так как направили свои выбор и волю в ту или иную сторону и явились причиной того, что судьба предстала перед нами в том или ином виде. Было бы неверно, уповая на судьбу, забросить работу вместо того, чтобы рьяно взяться за нее, используя ее, как причину дарованного нам успеха. Ибо, Всевышний Аллаh все связал с целым рядом причин.И если человек исполнит их,то Аллаh создаст следствие этих причин.Таков Божественный закон.

Добавить комментарий