13.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
2. ВЕРА В СУДЬБУ (ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)

а. Действия человека

Действия человека делятся на два вида:

1.Добровольные действия, совершаемые человеком согласно его воле и выбору (например: чтение, письмо, сидение и т.п.).

2.Непроизвольные действия, возникающие помимо его воли (например: вдохи, биение сердца, работа желудочно-кишечного тракта и т.п.).

Все исламские богословско-правовые школы придерживаются единого мнения о том, что при возникновении создаваемых Аллахом непроизвольных (рефлекторных) действий воля человека вообще не участвует. Но добровольные действия возникают согласно нашей воле — нашему желанию. Мы приобретаем свое право на получение воздаяния — наказания или вознаграждения — именно через эти добровольные действия.

Согласно мнению суннитов Всевышний Аллах создал и нас, и оба вида наших действий. Однако действия, которые мы совершаем осознанно, используя свою волю и силу, принадлежат нам, из-за того что мы предпочли их. Именно поэтому мы и несем ответственность. За непроизвольные же действия ответственности мы не несем, так как они совершаются без участия нашей воли и выбора.

б. Воля и ее роль в поступках человека

Люди в своих поступках обладают возможностью свободного выбора. Человек может наблюдать эту истину на своем примере и убедиться, что он свободен в совершаемых им действиях. Когда мы говорим «человек свободен», это означает осознание этой свободы самим человеком и его веру в нее.

Всевышний Аллах предопределил людям быть существами, обладающими возможностью свободного выбора, которые могут поступать coгласно ему, а также создал им волю и силу для этого. Поэтому люди свободны совершать или не совершать что-либо согласно своему выбору. Они могут выбрать одно из двух направлений, отдав ему предпочтение. Ответственность за совершение добровольных действий, как и право на воздаяние (наказание или вознаграждение), дается именно по причине возможности свободного выбора. Однако Создателем действий является Всевышний Аллах, который изначально знал поступки и устремления своих рабов и предопределил их.

Всевышний Аллах Сам создает добровольные действия Своих рабов согласно их выбору. Это не означает, что создание действий людей является Его обязанностью. Таковы естественные законы природы, установленные Аллахом, называемые нами «адатуллах» или «суннатуллах», установленные Аллахом. Следовательно, на долю человека выпадают выбор и приобретение действий (кясб), а Всевышний Аллах, зная изначально поступки и стремления Своих рабов, предопределил их и создает (халк) их, т.е. человек — приобретающий, а Всевышний Аллах — Создающий.

За совершенное добро человек будет вознагражден, а за совершенное им зло он будет отвечать: или будет подвергнут наказанию или же будет прощен Всевышним Аллахом. Существуют аяты, свидетельствующие о наличии у человека возможности свободного выбора, а также об ответственности за совершенные им дела, согласно своему выбору.

«Клянусь душой [человеческой] и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто дал возможность выбрать ей и ее грехи, и ее благочестие». (Сура «Аш-Шамс» 91/7-8).

«Воистину, Мы наставили его на путь [истины], хочет, будет благодарным (верующим), хочет — неблагодарным (неверующим)». (Сура «Аль-Инсан» 76/3).

«Разве Мы не повели его по двум путям [добра и зла]?» (Сура «Аль-Баляд» 90/10).

«Преуспел тот, кто очистил (от грехов) душу. Понес урон тот, кто укрыл (грехи) в душе». (Сура «Аш-Шамс» 91/9-10).

«Каждый человек — в ответе за свои деяния». (Сура «Аль-Мудцассир» 74/38).

«Тот, кто совершает добро, [поступает] лишь на пользу себе. Тот, кто совершает зло, [поступает] во вред себе. А Господь твой не притесняет [Своих] рабов». (Сура «Фуссылят» 41/46).

Таким образом, по мнению богословов-суннитов, Аллах изначально зная действия своих рабов, предопределил их, и создает. Раб же, только выбирает, и данной ему волей и силой приобретает действия. Подтверждением этому служат следующие аяты Священного Корана:

«Аллах — Создатель всего». (Сура «Аз-Зумар» 39/62).

«Разве можно сравнить (уподобить) Создающего и не создающего?» (Сура «Ан-Нахль» 16/17).

Здесь Всевышний Аллах говорит о том, что именно Он является Создателем всего. Если бы Создание не было Атрибутом Аллаха, то Он не сообщал бы о нем.

«Аллах создал вас, и ваши поступки». (Сура «Ас-Саффат» 37/96). В этом аяте подчеркивается, что Аллах — Создатель действий человека.

«Неужели не ведает Тот, Кто создал, ведь Он — Сведущий обо всех тонкостях и сути созданного Им?!» (Сура «Аль-Мульк» 67/14).

Всемогущий Аллах является Единственным Творцом и знает обо всех тонкостях создаваемых вещей еще до их создания. Человеку же неведомы все тонкости и детали совершаемых им действий. В таком случае человек, обладая возможностью свободного выбора (из имеющегося), совершает свой выбор и приобретает действие. Аллах же, зная о ныборе человека ещё до создания, согласно Своему извечному Знанию, предопределил выбранное действие, и создает его.

В истории Ислама определились четыре точки зрения по поводу воли человека и ее роли в формировании добровольных действий.

Джабрия (полная зависимость)

Согласно точке зрения течения джабрия (джахмия), основателем которого был Джахм бин Сафван (умер 128г. Хиджры/745г. н.э.), человек не свободен, потому что абсолютно лишен возможности свободного выбора, воли и силы.

Человек вынужден совершать действия, которые Всевышний Аллах определил для него заранее. Он играет роль марионетки, не совершая никаких, исходящих лично от него, действий. Он влачится, точно лист дерева под порывами ветра, завися от его направления.

Согласно точке зрения джабритов, все действия, возникающие у человека, полностью создаются Всевышним Аллахом, а у человека есть лишь кажущаяся ему возможность свободного выбора, у него нет ни воли, ни силы. Существует лишь формальная связь между рабом и его действием, в действительности же это действие Аллаха.

Течение джабрия в качестве аргументов для доказательства своей точки зрения использовало следующие аяты, превратно их истолковав:

«Аллах — Создатель всего». (Сура «Аз-Зумар» 39/62).

«И все сущее имеет у Аллаха свою меру». (Сура «Ар-Рад» 13/8).

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению».(Сура «Аль-Камар» 54/49).

«И они жертвуют только вынужденно». (Сура «Ат-Тауба» 9/54).

«Тот, кому указывает путь Аллах, идет истинным путем. Те же, кого Аллах сбивает с пути, становятся заблудшими». (Сура «Аль-Араф» 7/178).

«Но вы не захотите этого, если этого не хочет Аллах». (Сура «Аль-Инсан» 76/30).

На самом же деле эти аяты доказывают наличие у человека возможности свободного выбора и воли. Богословы-сунниты и мутазилиты подвергли критике точку зрения течения джабрия, которые видели в человеке безвольного, бессильного, немощного и вынужденного исполнителя Божественного Предопределения.

Если бы человек был бы принужден лишь исполнять определенные действия, как об этом говорят джабриты, это означало бы, что он не несет ответственности за свои поступки и не имеет права на воздаяние (вознаграждение или наказание). В действительности же Аллах повелел людям совершать определенные поступки и действия, а также сообщил им о том, что в случае нарушения запретов они понесут наказание. Если бы раб Божий нес ответственность за действия, возникающие у него вне зависимости от его устремлений, воли и силы, то это было бы жестоко и несправедливо, что абсолютно не присуще Всевышнему Аллаху. И об этом гласит аят из Суры «Фуссылят» 41/46:

«Тот, кто совершает добро, [поступает] лишь на пользу себе. Тот, кто совершает зло, [поступает] во вред себе. А Господь твой не притесняет [Своих] рабов». Продолжение следует, инша Аллаh.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *