25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

2. ВЕРА В СУДЬБУ (ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)
(продолжение)

«Кадария – мутазилия» (абсолютная свобода)
Согласно мнению мутазилитов человек абсолютно свободен. Люди сами создают свои действия благодаря данной им Аллаhом и постоянно присутствующей у них воле и силе для создания. В дальнейшем в возникновении этих действий Аллаh не принимает никакого участия. Если иместо свободной воли раба действия выбраны и созданы Самим Аллаhом, то воздаяние за них будет несправедливостью и угнетением. А между тем, Аллаh – Справедлив и Ему не присуще угнетение.
Согласно мнению мутазилитов, действия человека возникают только по его воле и силе. Они пытались доказать свою точку зрения, опираясь на некоторые Суры Священного Кур`ана, такие как:

«Тому, кто совершит зло, воздастся тем же». (Сура «Ан-Ниса» 4/123).

«Они сказали: «Господи наш! Мы угнетали сами себя». (Сура «Аль-Араф» 7/23).

«Мы ничего не убавим из их деяний. Каждый муж в ответе за то,что он вершил». ( Сура «Ат-Тур» 52/21).

«Воистину, Мы наставили его на путь истины, хочет, будет благодарным (верующим), хочет – неблагодарным (неверующим)». (Сура «Аль-Инсан» 76/3).

Однако они, превратно истолковав эти Аяты, исказили их смысл. Ибо эти Аяты как раз сообщают о том, что все возникает только благодаря Воле Аллаhа. Утверждения мутазилитов, что раб, наделенный волей и силой для создания, есть инициатор и создатель собственных поступков, а также, что не существует никакой связи между Аллаhом и возникающими по воле людей действиями, были подвергнуты критике учеными Ахли Сунна. Ибо в Священном Кур`ане Сам Аллаh сообщает о том, что Он является Единственным Создателем:

«Аллаh – Создатель всего». (Сура «Аз-Зумар» 39/62).

«Разве есть другой Создатель кроме Аллаhа?!» (Сура «Фатыр»35/3).

«Нет Бога, кроме Него – Создателя всего». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/102).

А человек ответственен не за создание действия, а за его приобретение согласно своему выбору.

.Аш’ария

Согласно мнению школы Ахли Сунна – аш’ария, занимающей среднее положение между двумя крайними мнениями – полной зависимостью и абсолютной свободой, – у человека возникает воля и сила, которые создаются в момент их применения и абсолютно не влияют на создание действия. Аллаh создает действие человека согласно Своему вечному Знанию о его выборе, и создает ему волю и силу, для приобретения им этого действия (кясб). Таким образом, Аллаh создает действие, а человек приобретает выбранное им действие. Создание осуществляется без использования каких-либо средств, а приобретение же осуществляется именно посредством данных нам Создателем приспособлений и средств. Поэтому Аллаh – Создающий, а раб – приобретающий.

Связь между рабом и действием заключается в том, что раб является объектом действия. Поэтому точку зрения ашаритов, считающих, что в человеке воля и сила присутствуют непостоянно, появляясь и исчезая согласно Божественной Воле, называют «серединой, близкой к полной зависимости».

.Матуридия

Школе Ахли Сунна – матуридия присущ взгляд называемый «серединой, близкой к абсолютной свободе». Согласно этому взгляду Единственным Создателем является Аллаh, а раб же – лицо приобретающее. Однако по мнению школы матуридия, в человеке постоянно присутствуют потенциальные воля и сила, с помощью которых он сможет совершить возможные действия. Воля человека делится на два вида. Одна из них – Общая (потенциальная) воля, данная Аллаhом и постоянно присутствующая у Его раба, с помощью которой человек может выбрать из множества возможностей какое-либо действие, а какое-то отвергнуть (нозможность свободного выбора). Другая – это Частная воля, которая непосредственно направляется на то действие, которое человек выбрал через свою Общую волю. Частная воля – это состояние, которое не существует за границей разума, и не является чем-либо, т.е. объектом. Потому ее невозможно описать критериями созданных. Всемогущий Аллаh дает возможность Своему рабу действовать сообразно своей воле, чтобы он нес ответственность за содеянное, и поэтому Его Воля соблюдает нолю раба.

Как мы видим, в вопросе свободы воли школа матуридия ближе других к мнению течения мутазилия. Но в вопросе создания действий они кардинально разошлись во взглядах с мутазилитами, говоря, что Единственным Создателем всего является только Аллаh.(Для более полной информации о свободе воли и о вопросах, связанных с возникновением действий рабов Божьих см.: Сабуни «Аль-Бидайя»,стр.139-142; Тафтазани «Шархуль-Акаид», стр.190-201; Харпути «Танкихуль-Калям», стр.240-242; Измирли «Йени Ильм-и Калям», стр.202-203; Али Арслан Айдын «Ислам инанчлары ве фельсефеси», стр.231-244; Ирфан Абд-уль Хамид «Исламда итикади мэзхэплер ве акаид эсаспары», стр.267-303, Кемаль Ышык «Матуридинин келям системиндэ иман, Аллаh ве Пейгамберьлик анлайышы», стр.90-96 (Анкара 1980г.); М. Саим Йепрем «Ирадэ. Хюрриети вэ имам Матуриди, ильгили бёлюмлэр»;!Стамбул, 1980 г.); Шерасреттин Гольджюк «Келям ачисындан Инсан вэ фиильлери ильгили бёлюмлэр»(Стамбул, 1979 г.); Неджати Онер «Инсан хюрриэти, бильгили бёлюмлер»(Стамбул 1982г.).)
Мутазилиты, оправдывая себя, говорили что под словами: «раб – создатель своего действия», имеется в виду «создание из имеющегося, при помощи данной рабу Аллаhом силы». В то время как Аллаh создает из ничего. Они пришли к такому определению слова «создание», приняв и качестве довода следующие Аяты Священного Кур`ана из Суры «Аль-Маида» 5/110, который звучит так:

«По Моему соизволению ты создаешь подобие птицы».

Или же, Аят из Суры «Аль-Муминун» 23/14:

«Благословен Аллаh, наилучший из создателей!»

По их мнению, в этих Аятах создание приписывается рабу Божьему.

Богословы-сунниты же считают, что упомянутое в этих Аятах слово «создание», применительно к человеку имеет значение «приобретение действия, созданного Аллаhом», считая, что употребление слова «создание» по отношению к рабу вызывает ассоциации с существованием сотоварища Аллаhу, ибо Создателем является только Он.(Сабуни, то же произведение, стр. 142; Тафтазаш , то же произведение , стр. 193.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *