04.10.2024

 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
(4) АТРИБУТЫ БОЖЕСТВЕННЫХ ДЕЯНИЙ

(Аль-Джаизи или Аль-Фи’ли)

Атрибуты Божественных Деяний — это Атрибуты Действий Аллаха, которые необязательны для Него, а возможны, то есть они могут как быть, так и не быть у Аллаха. Эти Атрибуты являются несамостоятельными Атрибутами и возникают благодаря Его Могущественности и Воле. А Атрибут Создание является источником их возникновения. Эти Атрибуты можно рассматривать, разделив их на пять частей.

1 Создание (Ат-Тахлик)

Всевышний Аллах — Создатель всего, что есть на земле и на небесах. Аллах волен создавать все, что хочет. Если он хочет, то создает это, если же не хочет, то не создает. Он создал и добро, и зло. Однако Он доволен нашим выбором добра, и не одобряет наш выбор зла. Все, что бы Он ни создавал, есть результат Его Знания, Мудрости и Справедливости. Во всякой созданной Им вещи есть своя мудрость и свой сокровенный смысл. Только мы не всегда воспринимаем и осознаем этисокровенные смыслы и причины. Создавать явные вещи (с очевидной целью) не является обязанностью Аллаха. Если бы это было Его обязанностью, то Он не был бы Тем, Кому дозволенно создавать все, что Он пожелает. В Священном Коране есть следующий аят:

«Аллах создает все, что хочет». (Сура «Али Имран» 3/47).

2 Выведение на путь истины (Апь-Хидая) и введение на путь заблуждения (Ад-Даляля)

Аллах по Своему желанию устремляет на путь истины или напротив направляет на путь заблуждений и ошибок всякого, кого Он только пожелает. Никому, кроме Аллаха, не дано направить людей ни на истинный путь (правильная вера), ни на путь заблуждений (неправильная вера). И го, и другое — это Действие Аллаха. Однако введение раба Божьего на ошибочный путь означает не что иное, как неправильный выбор раба, использование им не во благо, а во зло своей личной воли. Воля и Могущество Аллаха не принуждает и не толкает раба на путь заблуждений и ошибок. Человек сам делает выбор и направляет свою личную волю на ложный путь.

«Воистину, Аллах сводит с верного пути того, кого пожелает и ведет верным путем, кого пожелает». (Сура «Фатыр» 35/8).

Согласно богословам-суннитам этот аят следует понимать так: «Аллах создает тому, кто пожелает — путь истины, и создает тому, кто пожелает — путь заблуждения».


3 Посылание пророков и ниспослание Книг

Поскольку Всевышний Аллах является Снисходительным, Охраняющим, Оберегающим и Защищающим Своих рабов, окружая их Своими милостями, Он направил к людям Своих Пророков, которые могли бы указать им правильный путь. Через Книги, которые ниспосылались вместе с Пророками, Он объяснял истину и правду. Все Действия Аллаха являются возможными, но не обязательными для Него. Если бы Он пожелал, то мог бы и не посылать Пророков и Священные Книги. Но Всевышний, будучи Милостивым к Своим рабам, ниспослал им Пророков и Писания.

«Мы послали тебя (о, Мухаммад!) только как милость для миров».(Сура «Аль-Анбийя» 21/107).

4 Воскрешение (Аль-Ба’с) и Сбор (Аль-Хашр)

Воскрешение означает повторное оживление рабов Аллаха после смерти. Сбор означает «собрание всех воскрешенных в одном месте для их отчета за содеянное». В Священном Коране есть такие слова:

«А потом, в Судный день вас воскресят». (Сура «Аль-Мумин» 23/16).

«Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз, а Он знает все творения». (Сура «Ясин» 36/79).

Также в Суре «Ясин» 36/51 говорится о том, что Аллах, воскресив заново Своих рабов, соберет их в одном месте.

«И протрубили в Сур. И вот — они из могил к (месту сбора для отчета) своему Господу устремляются».

Однако, для Аллаха воскрешать заново Своих рабов и собирать их в одном месте для призвания к отчету является не обязательным Действием, а допустимым.


5 Оказание милостей (Ат-Тан’им) и ниспослание мук и страданий (Ат-Та’зиб)

Всевышний Аллах кому желает, дает милости и блага, а кому желает — муки и страдания. Если Он хочет, то не оставит без наказания раба Своего даже за малое прегрешение, а если хочет, то может простить даже большой грех, за исключением неверия и многобожия. (См. Суру «Ан-Ниса» 4/48).

Оказывать благодеяния рабам, а также подвергать их мукам и страданиям является не обязательным Действием Аллаха. В одном из аятов юворится следующее:

«Он прощает, кого хочет, и наказывает, кого хочет. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему — возвращение». (Сура «Аль-Маида»5/18).

(5) Атрибуты информирующие (Аль-Хабари)

 

Так называются Атрибуты, о которых сообщается в Коране и хадисах. Часть информирующих Атрибутов присутствует лишь в Священном Коране, а часть, как в Коране, так и в достоверных хадисах (мутаватир). Атрибуты Аллаха не схожи с качествами других созданий, несмотря на их одинаковое произношение (название). Если эти Атрибуты будут все же восприняты со смыслом, лежащим на поверхности, то это приведет к уподоблению Аллаха созданным (ташбих) или преданию Ему тела, находящегося в пространстве (таджсим).

Рассмотрим подход к вопросу о том, как следует воспринимать информирующие Атрибуты в иносказательных хадисах и аятах-муташабихат с четырех позиций.

1. Согласно точке зрения течений мушабиххитов, муджассимитов и хашевитов, упомянутые в текстах Корана информирующие Атрибуты воспринимаются ими по внешнему смыслу. Эти Атрибуты они понимают и переводят буквально и этим уподобляют их качествам созданных существ. Они строят свои суждения, не взяв за основу (первичное условие) ясные аяты-мухкамат, которые приводят только в качестве дополнения (вторичные поправки), оговариваясь, что они понимают это в достойном Величия Аллаха виде. Однако эти поправки не соответствуют Атрибутам Сущности — отрицания недостойного и не уподобления созданным, потому что Аллах представляется ими объектом (имеющим тело, место и свойства тел, такие как перемещение, деление на органы).

Например:

«Йяд» — рука, десница.

«Ваджх» — лик, лицо.

«Айн» — око, глаз.

«Истива» — утверждение, вознесение.

«Маджи» — приход.

«Итьян» — явление, приход.

«Нузуль» — нисхождение.

Эти течения впали в заблуждение, так как не приняли во внимание принцип отрицания недостойного Аллаха и не уподобления Его созданным, основывающемся на ясных аятах-мухкамат, являющихся отправной точкой для вынесения суждения по хадисам и аятам-муташабихат.

В Священном Коране, в ясном аяте-мухкамат сказано:

«Нет ничего подобного Ему». (Сура «Аш-Шура» 42/11). (отдельно см. Суры «Ан-Нахль»16/17 и «Марьям» 19/65).

2.  Согласно мнениям таких течений, как джахмия, кадария и мутазилия иносказательные аяты Корана, буквально выражающие сравнение или уподобление, нельзя воспринимать по их внешнему смыслу. Поэтому, по возможности, требуется толкование смысла. Однако если это окажется не под силу, то в этом случае они ориентируются на отрицание. К примеру, когда мутазилиты интерпретируют Атрибуты «Йяд» или «Истива», то они доходят до отрицания возможности лицезрения Аллаха (Руй-ятуллах) в последующей вечной жизни.

3.  Салафиты верили в информирующие Атрибуты, не представляя их никак, чтобы не впасть в уподобление, и никак не истолковывая. Лишь иногда они давали толкование аятов в целом. Согласно их точке зрения, суть Атрибутов, соотносящихся с Величием Всевышнего Аллаха, их истина, известна лишь Самому Аллаху. Разум же человека не в состоянии воспринять их. В Суре «Али Имран» 3/7 сказано:

«Мы уверовали в это, — это все от нашего Господа».

Согласно мнению салафитов: «У Аллаха есть Атрибут  — «Йяд». Мы не понимаем его буквально, не переводим и не толкуем. Мы просто верим в него». Систему взглядов салафитов в вопросе об информирующих атрибутах можно резюмировать следующим образом: утверждение (сердцем) без представления (разумом), буквального перевода и толкования, отрицая все недостойное Величия Аллаха.

4. Первые суннитские богословы, такие как имам Матуриди (умер в (33 г. Хиджры/944 г. н.э.) и Аш’ари (умер в 324 г Хиджры/936 г. н.э.) также последовали за салафитами и не истолковывали информирующие Атрибуты. Однако, начиная с Имама аль-Харамайн Абу’ль-Маали Аль-Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), толкование пришло и в богословие суннитов. Согласно мнению последующих богословов, эти Атрибуты должны толковаться в форме достойной Величия Создателя. Так 7-й аят Суры «Али Имран» был впоследствии истолкован учеными, являющимися авторитетами в науке и обладавшими знаниями и компетентностью. Однако, делая толкование, категорически нельзя делать заключение, что Аллах имел в виду именно это.

Исходя из этого, информирующие Атрибуты толкуются ими следующим образом:

• «Йяд» — Милость, Могущество Аллаха, властвовать.

• «Ваджх» — Сущность, Существование Аллаха.

• «Айн» — видение, наблюдение, присмотр.

• «Истива» — властвовать, Величие Аллаха, господствовать.

• «Маджи» — поступление приказов Аллаха, или появление знаков Его Могущества.

• «Итьян» — наступление наказания от Аллаха.

• «Нузуль» — нисхождение милостей Аллаха.

Приведем несколько аятов, содержащих информирующие Атрибуты и истолкованных учеными Ахли Сунна:

«(Йяд) — Властвует Аллах  над [ними]  их руками». (Сура «Аль-Фатх»48/10).

«Он сказал:«О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своим Могуществом — (Йяд)?» (Сура «Сад»38/75).

«И вечно только (Ваджх) — Существование твоего Господа, Обладателя истинного Величия и Почета!» (Сура «Ар-Рахман» 55/27).

«(О, Муса!) Я распростер на тебя Мою любовь, чтобы ты был выращен под Моим присмотром — (Айн)». (Сура «Та ха» 20/39).

«Милостивый ко всем на этом свете, Он (Истива) — властвует над Троном». (Сура «Та ха» 20/5).

«И когда (Маджи) — придет приказ твоего Господа, и придут ангелы рядами, один за другим». (Сура «Аль-Фаджр» 89/22).

«Неужели они ждут, пока к ним (Итьян) -явится наказание Аллаха под сенью облаков и Его ангелы?» (Сура «Аль-Бакара» 2/210).

«В последнюю треть ночи (Нузуль) — нисходит Милость нашего Господа на ближайшее небо».( Бухари «Тахаджуд», 14; Муслим «Салятуль-мусафирин», 24.)

Суннитские богословы отмечали, что есть два пути, которыми они следуют в вопросе восприятия информирующих Атрибутов. Один из них — это путь саляфитов. А второй — путь халяфитов( Халяфиты — это школы, основанные имамами Матуриди и Ашари.), более рациональный и разъясняющий.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий