Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
3. МЕСТО ВЕРОУЧЕНИЯ В РЕЛИГИЯХ
Вероучение составляет основу, фундамент религии Начиная с первого человека и первого Пророка Адама (алейхис салям) и до последнего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саплям), эта основа – столпы веры – оставалась неизменной. Практические и морально-этические предписания (Шариат), доведенные до сведения людей Посланниками, время от времени подвергались изменениям Всевышним Аллаhом: какое-то из прежних практических предписаний утрачивало силу и устранялось, а что-то добавлялось последующим Посланником Всевышнего. Однако в вероучении такого рода изменений никогда не происходило, ничто не отменялось и не заменялось.
Сразу после периода пророчества Адама (алейхис салям), люди сбились с истинного пути, отдалились от религии Единобожия (Ислам) и стали поклоняться природным явлениям, звездам, духам, идолам и даже себе подобным. Именно в такие времена Всевышний Аллаh посылал одного из Пророков для того, чтобы вернуть людей к вере в Единого Бога (Ислам) и избавить их от ошибок и заблуждений. Вера у каждого из посланных Пророков, по сути, не имела различий. Вот что гласит Священный Кур`ан по этому поводу( смысл):«[Аллаh] предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе [о, Мухаммад!] в откровении, то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе:
«Соблюдайте религию и не впадайте в противоречия относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их зовешь. Аллаh избирает Себе [в Пророки], кого пожелает, и приближает (ведет) к Себе того, кто повинуется». (Сура «Аш-Шура» 42/13).
Упомянутая в Аяте «религия», предписанная Аллаhом, предшествующим Пророкам, Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и нам, – это столпы веры, т.е. вероучение, а не ритуальная практика, такая как пост, намаз, запрет на употребление вина и др., которая является действиями и вторичными нормами религии (после вероучения).
Ибо в другом Аяте Священного Кур`ана сказано( смысл):«(О люди!) Для каждой из ваших общин Мы определили свой Шариат И ясный путь». (Сура «Аль-Маида» 5/48).
Таким образом, Всевышний Аллаh поясняет, что Он посылал свой Шариат для каждой из общин, в соответствии с ее духовным, социальным и интеллектуальным уровнем. Но в каждом Шариате столпы вероучения — вера в существование Аллаhа и Его единственность, в ангелов, в Писания, в Пророков, в Судный День и в судьбу – оставались неизменными.
Говоря коротко, в «небесной» религии, т.е. религии, имеющей Божественнoe происхождение, не может быть и речи о какой-либо отмене или замене в вероучении.
И каждый из Пророков доносил до своей общины (уммы) одно и то же вероучение, без каких-либо изменений. Однако в наши дни иудеи и христиане отдалились от вероучения, переданного Пророком Мусой (Моисеем) и Пророком Исой (Иисусом) (алеихимас салям), и отошли от религии Единого Бога (Ислам).
4. Особенности Исламского вероучения
Особенности Исламского вероучения, являющегося единственным вероучением религии Единобожия, провозглашенной всеми Пророками, начиная с Пророка Адама (алейхис салям), можно охарактеризовать следующим образом:
a) Исламское вероучение является совершенно открытым, ясным и очевидным
Одной особенностью Исламского вероучения, не присущей другим системам мировоззрения, является его простота, ясность, очевидность и отсутствие в нем неопределенностей вроде дуализма, триединства и тому подобных неясностей, наблюдаемых в некоторых религиях. Суть Исламского вероучения можно коротко сформулировать так: у этого мира, устроенного и налаженного наипрекраснейшим образом, существует Бог, создавший его и управляющий всем согласно определенным Им критериям.
У Него нет подобия (аналога), нет детей и нет соучастника. «Все, что находится на небесах и на земле принадлежит Ему. Все повинуется Ему». (Сура «Аль-Бакара» 2/116).
б) Исламское вероучение – самая гармоничная и соответствующая человеческой натуре система мировоззрения
Исламское вероучение – не чуждо и не противоестественно природе и складу души человека, а, напротив, оно находится в гармонии с его натурой. По этому поводу сказано в Кур`ане: (Сура «Ар-Руми 30/30 см. стр. 8).
в) Исламское вероучение твердое и незыблемое
Исламское вероучение – это не принимающее ни преувеличений, ни преуменьшений, ни любых других изменений и искажений, твердое вероучение.
Невозможно и недопустимо, чтобы некий религиозный деятель, научный конгресс или духовный совет (как это происходит в христианстве) мог бы добавить к существующим столпам веры то, чего нет в вероучении, равно, как и сократить то, что в нем есть. Все, что добавляется к Исламскому вероучению или изымается из него, отвергается.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу:«Тот, кто станет измышлять о нас (о Пророке и о том. что он передал) то, чего не было на самом деле, тот будет отвергнут».3
А в Священном Кур`ане сказано( смысл):«Есть ли у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллаh? И если бы не [Наше] предопределение (об отсрочке) вынесения решения, то спор между ними был бы решен [уже в этом мире]. Воистину, угнетателям уготовано мучительное наказание». (Сура «Аш-Шура» 42/21).
Поэтому некоторые мифы, небылицы и нововведения, несоответствующие предписаниям Ислама, но распространенные в народе, являются пустыми и ложными, и Ислам их не приемлет.
г) Исламское вероучение опирается на неопровержимые доказательства
Исламское вероучение не ограничивается декларированием неких абстрактных положений, а опирается на неопровержимые доказательства. В нем нет места такому образу мыслей, как в некоторых других верованиях: «Закрой на все глаза и покорись». Или же: «Невежество— мать набожности». Напротив:«Они говорят: «Никто не войдет в Рай, кроме иудеев и христинан. Это – их мечты. Скажи: «Приведите ваши доводы, если вы говорите правду». (Сура «Аль-Бакара» 2/111).
Исламское вероучение не довольствуется обращением к душе и совести человека. В нем также есть место и для твердых, неопровержимых аргументов, и для приведения логических доводов. Священный Кур`ан в вопросах, касающихся существования Аллаhа, Его единственности и Его совершенных Атрибутов (сыфатов) приводит аргументы из истории, из окружающего нас мира, а также свидетельства, находящиеся в самом человеке. К примеру, повествуя о создании первого человека, создании земли и небес, ежегодно повторяющемся весеннем пробуждении природы, Священный Кур`ан постепенно приводит человека к мысли о воскрешении после смерти.
д) Исламское вероучение – это умеренная, далекая от крайностей и небрежностей система мировоззрения
1.Исламское вероучение – это умеренная система мировоззрения, занимающая среднее положение между отрицающими все сверхъестественное, как не воспринимаемое органами чувств, и теми кто, измыслив существование множества богов, верит в воплощение божьего духа в людях, в животных и даже в растениях.
Исламское вероучение отрицает многобожие и утверждает, что у этого мира существует Один Единый Бог, и кроме Него никаких других богов нет. Сура «Аль-Муминун»23/84-89, гласит следующее( смысл):«Спроси (о, Мухаммад!): «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они ответят: «Аллаhу». Спроси: «Неужели же вы не призадумаетесь?» Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь великого трона?» Они ответят: «Они принадлежат Аллаhу». Спроси: «Неужели же вы не страшитесь (Аллаhа)?» Спроси: «У кого власть над всем сущим? Кто защищает, и от кого нет защиты, если только вы знаете?» Они ответят: «Аллаh». Скажи: «До чего же вы околдованы!»
2. Исламское вероучение придерживается золотой середины и в вопросах, касающихся Атрибутов Аллаhа. Оно не впадает в крайности, присущие греческой философии, которая отрицает Божественные Атрибуты. В то же время оно не уподобляет Аллаhа созданным (ташбих), как иудаизм, не принимает Аллаhа за тело (таджсим) и не представляет Его какой-либо вещью. С одной стороны, оно отрицает уподобление Аллаhа созданным (танзих), с другой стороны утверждает, что Аллаh обладает совершенными Атрибутами. В Кур`ане сказано( смысл): «Нет ничего подобного Ему. Он Всевидящий, Всеслышащий».(Сура «Аш-шура» 42/11).
«Аллаh – нет Бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего, не нуждающегося ни в чем. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться [за кого бы то ни быпо] перед Ним? Он знает то, что быпо до них и что будет после них. Они же постигают из Его Знания лишь то, что Он желает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он Всевышний, Великий». (Смысл)(Сура «Аль-Бакара» 2/255).
3. Исламское вероучение является системой мировоззрения, занимающей среднее положение между теми, кто покорно следует совершенно непонятным идеям и теми, кто хочет знать абсолютно всё, даже Божественную Сущность.
4. Исламское вероучение в своих взаимоотношениях с другими вероисповеданиями держится золотой середины. В нем нет фанатизма и одержимости, однако оно не позволяет другим религиям растворить себя и свести на нет.«Уповай же на Аллаhа, ибо ты придерживаешься явной истины».( Смысл) (Сура «Ан-Намль» 27/79).«Так придерживайся стойко того, что дано тебе в откровении, ибо ты — на истинном пути».( смысл) (Сура «Аз-Зухруф» 43/43).Вышеупомянутые Аяты повелевают не растворяться среди прочих систем мировоззрения. Наряду с этим в Священном Кур`ане есть Аяты, отмечающие недопустимость проявления фанатизма и призывающие проявлять терпимость к последователям других религий, особенно «небесным», т.е. имевшим Божественное происхождение.
Вот, например, о чем говорится в Суре «Аш-Шура» 42/15( смысл):«Аллаh — наш Господь и ваш Господь. Нам (отвечать) за наши деяния, вам — за ваши деяния». Сура «Аль-Кяфирун» 109/6 же гласит( смысл):«Вам — ваша (ложная) вера (так как вы не хотите принять истину), мне же — моя (истинная) вера!» «Скажи: «Мне (воздастся) за мои деяния, вам — за ваши. Вы не в ответе за то, что я делаю, я не в ответе за то, что вы делаете». ( смысл))(Сура «Юнус» 10/41).Следующий Аят поощряет призывать к Исламу последователей других религий:«Чья речь (может быть) прекрасней, чем у того, кто призывает к Аллаhу?!»( смысл) (Сура «Фуссылят» 41/33).
А из Аята Суры «Аль-Бакара» 2/256 ясно видно недовольство принуждением:«Нет принуждения в вере (разумные сами уверуют в истину, так как давно), уже истинный путь отличили от ложного».
5. Кроме того, Исламское вероучение занимает умеренную позицию и по отношению к Пророкам. Их никогда не превозносят до уровня Бога и не принижают к самому порочному состоянию человека. Согласно Исламскому вероучению, Пророки – лишь создания. Однако Аллаh возвеличил их ниспосланием Божественных Откровений, защитил от совершения грехов и сделал для людей примером.