25.02.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА  ЕДИНСТВЕННОСТИ
(продолжение)

1. Жизнь (Аль-Хайят)

Означает «быть живым». Всевышний Аллаh Живой, и Он дарует жизнь всему, даже сухой, мертвой земле. Он – Обладатель вечной без начала и без конца Жизни. Жизнь – это Атрибут совершенства Всевышнего Аллаhа. Ибо совершенное существование возможно только Живым. Обладатель таких Атрибутов, как Знание, Воля, Могущество, должен быть Живым. Противоположность жизни – смерть. Абсурдно и невозможно применять это понятие по отношению к Аллаhу. Аят из Суры «Аль-Фуркан» 25/58 гласит:

«И полагайся на Вечно Живого, который не умирает, и воздавай Ему хвалу».

А аят Суры «Та ха» 20/111 гласит так:

«И поникнут лица людей (в Судный день) перед Вечно Живым, Сущим…»

2. Знание (Аль-’Ильм)

Означает «знать». Аллаh – это Тот, Кто ведает абсолютно обо всем. Он знает о прошлом и будущем, о скрытом и явном. Знание Аллаhа не похоже на знания Его творений. Оно не увеличивается и не уменьшается. Аллаh извечно знает обо всем, не оказывая принудительного влияния на совершение нами определенных действий. Вечное Знание включает в себя все, в том числе и будущее. Такой Атрибут, как Знание обязателен для Аллаhа, а невежественность, являющаяся противоположностью знанию невозможна и нелепа в отношении Всевышнего Аллаhа. В Священном Кур`ане говорится:

«У Аллаhа – все ключи сокровенного. Никто не знает сокровенного, кроме Него. Ему известно все, что имеется на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его ведома». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/59).

А Аят Суры «Аль-Муджадаля» 58/7 гласит о следующем:

«Разве ты не знаешь, что Аллаh знает все, что на небесах и на земле?!»

Самым большим и неопровержимым доказательством бесконечности и безграничности Знания Создателя служит чудесная гармония и порядок во Вселенной, ее безукоризненное устройство. Атрибут Всевышнего Аллаhа – Знание имеет отношение ко всему, вне зависимости существует оно или нет. Ему ведомо обо всем «необходимом», «возможном» и «абсурдном». Знание Аллаhа не изменяется и не обновляется. Оно постоянно и вечно.

3. Воля (Аль-Ирада)

Означает «хотеть, желать». Всевышнему Аллаhу присуще изъявлять желание. Он выбирает: какой вещи быть, а какой не быть, определяет ее время и место, где и когда ей быть и где и когда не быть. То, что Аллаh хочет, будет, а то, что не хочет, не будет. Противоположностью своеволия (абсолютной независимости в своих желаниях) является принужденность (неволя, зависимость), которая неприменима в отношении Всевышнего Аллаhа. Слово «машийя» имеет такое же значение, как и слово «ирада». Для Атрибута Аллаhа Могущественность, осуществление или, напротив, не осуществление того или иного события, а также время, место и обстоятельства, сопровождающие это событие в случае его осуществления, равны и адекватны. Атрибутом Воли Аллаh делает выбор среди многочисленных вариантов, являющихся для Него равными и адекватными. Атрибут Воли имеет отношение только к допустимым вещам – «возможному», но не относится к «обязательному» и «абсурду». Ибо «обязательное» и «абсурд» соответственно необходимо существует и не существует. Вдумаемся в строки Священного Кур`ана:

«Скажи: «О, мой Господь – Обладатель Власти! Ты даруешь богатство и власть, кому хочешь, и забираешь богатство и власть у кого хочешь, возвеличиваешь кого хочешь, и унижаешь кого хочешь». (Сура «Али Имран» 3/26).

«Аллаhу принадлежит власть над небесами и землей. Он творит все, что хочет». (Сура «Аш-шура» 42/49).

Это всего лишь несколько доказательств существования Атрибута Воли у Всевышнего Аллаhа. У Всевышнего Аллаhа есть два вида Воли:

а) Воля создающая (Таквиний ирада).

Этот вид Воли объемлет все создания. Если этот вид Воли будет иметь отношение к какой-нибудь вещи, то она тотчас возникает. В Суре «Ан-Нахль» 16/40 выделен именно этот вид Воли:

«Когда Мы хотим появления чего-либо, стоит Нам лишь сказать «Будь», и это тотчас осуществляется».

б) Воля законодательная (Ташрий ирада)

Это любовь и довольство Всевышнего Аллаhа чем-либо, одобрение и принятие этого. Одобрение чего-либо этой Волей не делает необходимым появление этого. Пример этого вида Воли можно увидеть в Суре «Ан-Нахль»16/90:

«Поистине, Аллаh повелевает (и одобряет) справедливость, благодеяние и преподношение даров близким».

Воля создания имеет отношение к добру и злу, покорности и неповиновению. Законодательная Воля же относиться лишь к добру и повиновению.

 

4. Могущество (Аль-Кудра)


Означает, что Всевышний Аллаh является Обладателем бесконечного Могущества и Силы. Этим Атрибутом Он властвует над Вселенной, влияет, изменяет, оберегает ее. Антоним слова «могущество» – «беспомощность» неприемлемо по отношению к Аллаhу. Во Вселенной нет ничего, на что не распространялось бы Могущество Аллаhа. Все во Вселенной проистекает благодаря Могуществу Аллаhа.

«Аллаh сменяет дни и ночи. Поистине, во всем этом для обладающих знаниями есть назидание. Аллаh сотворил всякое животное из воды. Одни из них передвигаются на брюхе, некоторые ходят на двух ногах, а некоторые ходят на четырех. Воистину, творит Аллаh то, что хочет. Ведь, Аллаh над каждой вещью могущественен!» (Сура «Ан-Нур» 24/44-45).

Атрибут Могущество так же, как и Атрибут Воля, имеет отношение только к «возможному». Школы матуридия и аш’ария пришли к согласию по поводу того, что Могущество – вечный без начала Атрибут. Однако, согласно точке зрения аш’аритов Могущество – это Атрибут, влияющий на осуществление создания возможных существ из небытия. Ибо у Могущества есть два состояния, одно из них – вечное без начала, а другое – возникающее. По вечному без начала Могуществу, вещи становятся готовы к созданию, а через возникающее – они создаются. Согласно матуридия у Атрибута Могущество есть только одно состояние. Оно вечное без начала и не влияет на создание возможных вещей из небытия в бытие. Ибо это уже сфера Атрибута Создание.

 

5. Слышание (Ас-Сами’)

Означает «слышать». Аллаh – Слышащий. Он слышит сказанное шепотом, громко, открыто, скрытно. Все, что бы ни говорилось, Аллаh всегда слышит. Для Аллаhа нет никаких препятствий для одновременного восприятия всего того, о чем говорится. Аллаhу не требуется никакого органа для того, чтобы слышать. Глухота и невозможность слышать-это вещи, несовместимые с Аллаhом.

 

6. Видение (Аль-Басар)


Означает «видеть». Аллаh – Видящий. Ничто не укроется от Видения Всевышнего Аллаhа. Тайное, явное, свет, тьма, – все, что есть на свете, Аллаh видит. Невозможность видеть для Аллаhа – это абсурд. В Священном Кур`ане есть много Аятов, дающих нам сведения о том, что Аллаh видит и слышит все. Один из этих Аятов звучит так:

«Аллаh знает лживые взоры очей и тайны, скрытые в сердцах. Аллаh выносит решения и приговоры по справедливости. А те, кому они поклоняются, кроме Аллаhа, не судят ни о чем, ибо они не могут этого делать. Воистину, Аллаh Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Му мин» 40/19-20).

 

7. Речь (Аль-Калям)

 

Означает «говорить». Этим Атрибутом Аллаh передал Пророкам Писания, а с некоторыми из них даже говорил. Этот Атрибут Всевышнего Аллаhа вечный без начала и без конца. Поскольку этот Атрибут подчеркивает совершенство, он является обязательно присутствующим у Аллаhа. Антиподы слова «говорить» – «хранить молчание» и «немота» не соотносимы с Сущностью Аллаhа и поэтому абсурдны. Нам не дано знать суть Атрибута Речь. Она не состоит из звуков и букв. Атрибут Всевышнего – Речь также, имеет такое же отношение к «обязательному», «возможному» и «абсурду», к бытию и к небытию, как и Атрибут Знание. Всевышний Аллаh этим Атрибутом повелевает, запрещает и оповещает. В Священном Кур`ане говорится:

«Когда Муса явился в положенное для него время, Господь сказал ему Свое Слово». (Сура «Аль-Араф»7/143).

«Скажи: «Для того, чтобы записать Слова моего Господа, понадобилось бы столько чернил, сколько воды вмещают в себя все моря, и если бы прибавить еще столько же, то все равно бы Слова моего Господа не были бы исчерпаны, а моря бы обмелели и высохли». (Сура «Аль-Кахф» 18/109).

Все школы пришли к единому мнению относительно того, что Всевышний Аллаh является Говорящим, однако, они вошли в разногласия по поводу Кур`ана, свидетельствующего о Его Речи, споря о том, был или не был Кур`ан сотворенным.

Согласно мнению саляфитов, Кур`ан – это Речь Аллаhа и он не является сотворенным. Он существует вечно без начала, также как и Аллаh и извечно присущ Ему. Кур`ан состоит не только из букв, слов или только из значений. Он состоит, как из букв, также и из значений. Поэтому и буквы, и слова Кур`ана не являются сотворенными.

Мутазилиты же утверждают, что Кур`ан, состоящий из звуков, букв, Аятов, сур и джузов (30 частей) является произведением, имеющим такие признаки сотворенного, как упорядочение, преобразование, ниспослание и поэтому они считали Кур`ан сотворенным для посредничества между Аллаhом и людьми. Согласно точке зрения мутазилитов, говорить об Аллаhе, как о Говорящем означает «создание Аллаhом Слова в Джабраиле, в Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), в Книге Судеб и в человеке, во время чтения им Кур`ана».

Между тем, согласно точке зрения богословов-суннитов, Аллаh является Говорящим не потому, что Он создал Речь, а потому, что Он изначально обладает Атрибутом Речь. Ибо, если бы утверждение мутазилитов было бы верно, то тогда Аллаh характеризовался бы всем, что сотворил, например, поскольку Он создал белый цвет, его должны были бы называть «Белым». А на самом деле, Аллаhу это не присуще. Суннитские богословы, придерживаясь середины, между взглядами саляфитов и мутазилитов разделили Речь на Собственную Речь и Словесную Речь (возникшие ниспосланные произношения). Собственная Речь обязательно присуща Всевышнему Аллаhу. Она вечная без начала и ее сути нам не понять. Аллаh, обладая этим Атрибутом, является Говорящим. Словесная Речь, свидетельствующая о существовании Собственной Речи, является словами Кур`ана, состоящими из звуков и букв, и не является вечной без начала. Ибо они обладают особенностями, присущими созданным.

Согласно мнению имама Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) Собственную Речь, являющуюся вечным без начала Атрибутом Всевышнего Аллаhа можно слышать. Ибо то, что существует, можно и услышать. Всевышний Аллаh в Священном Кур`ане велит следующее:

«(О, Мухаммад!) Если кто-то из многобожников обратился с просьбой о помощи, то (огради его от опасностей, дай ему приют и) помоги ему: пусть он услышит Речь Аллаhа». (Сура «Ат-Тавба»9/6).

Согласно мнению школы матуридия, Собственную Речь Аллаhа невозможно услышать. Выражение «пусть он услышит Речь Аллаhа», упомянутое в Аяте означает следующее: «Пусть он услышит свидетельство Речи Аллаhа (т.е. Словесную Речь)».

 

8. Создание (Ат-Таквин)

 

Означает «создавать что-то из ничего, из небытия». Синонимами слова «Таквин» являются такие слова, как «Фиия», «Халк», «Тахлик», «Иджад», «Ихдас», «Ихтира». Всевышний Аллаh является Единственным Творцом и Создателем. Зная Своим вечным без начала Знанием, желая этого Своей Волей, Он создает это Своим безграничным Могуществом. Во Вселенной нет ничего, что было бы создано не Им. Обладая Атрибутом Создание, Аллаh творит, придает форму, наделяет пищей, милостями и благами, дает и забирает жизнь, ниспосылает страдания. В Суре «Аль-Хашр» 59/24 сказано:

«Он – Аллаh, Творец, Создатель…»

Создание – это вечный без начала Атрибут Всевышнего Аллаhа и также, как и другие обязательно присущ Ему. Он отличается от таких Атрибутов, как Знание, Воля и Могущество. Ибо, благодаря Знанию имеется информация о том, что произойдет, благодаря Могуществу осуществляется или, наоборот, не осуществляется «возможное» действие, благодаря Воле выбирается или его осуществление или его не осуществление. Создание этого действия происходит благодаря Атрибуту Создание. Способность же создавать имеет непосредственное отношение к Могуществу и Воле. Согласно школе матуридия, Создание является обязательно присущим Аллаhу, вечным без начала Атрибутом.

Согласно школе аш’ария, которые ближе всего в этом вопросе к школе матуридия, Атрибут Создание, не подобен Атрибутам Знание и Могущество. Он является Атрибутом Божественных Деяний, которые необязательны для Аллаhа, а возможны. Роль Атрибута Создание – это творить,создавать. Однако из-за соединения Атрибутов Могущества и Воли получился такой же результат. И потребность в выделении отдельного атрибута отпала. Аш’ариты не вводят в обязательно присущие Аллаhу Атрибут Создание, т.к. по их мнению, если принять Создание за вечный без начала Атрибут, то тогда и созданное также будет вечным без начала.

Представители школы матуридия же, считают сам Атрибут Создание вечным без начала, а созданное им – возникшим, не вечным. То, что Создание является вечным без начала, обязательно присущим Аллаhу Атрибутом, они пытаются доказать следующим образом:

1.  Если принять Атрибут Создание за возникший атрибут, то тогда бы утверждалось, что возникший атрибут неотрывно связан с Сущностью Аллаhа, что совершенно невозможно и абсурдно.

2.  Всевышний Аллаh назвал Себя в Своей вечной без начала Речи – Создателем. Если бы Аллаh не был вечным без начала Творцом, то Он либо говорил неправду, либо было бы необходимо, оставив истинное значение слова «Создатель», придти к носящим метафорический, иносказательный смысл утверждениям типа: «Аллаh – Создатель в будущем» или же «Аллаh имеет способность и силу, чтобы создавать». Все эти предположения в отношении Аллаhа неприемлемы.

3.  Если Атрибут Создание был бы появившимся, то тогда он должен был бы быть создан другим создателем. А это может привести нас к ложному, пустому образованию непрерывной безрезультатной цепи, отчего, получилось бы, что Вселенная не должна была бы существовать. Или же результатом было бы существование творения без участия Творца, не нуждающегося в чем-либо для своего существования.   Это, в свою очередь, привело бы нас к абсурдной мысли о том, что Вселенная может возникнуть без участия ее Создателя – Аллаhа!?

4.  Такие обязательные Атрибуты, как Знание, Воля и Могущество, о которых мы уже упоминали ранее, имеют связь с созданными вещами. К примеру, почему Атрибутам Знание и Воля, которые имеют отношение к известным и к желаемым нами вещам, вовсе не обязательно быть возникшими? И почему, когда это относится к Атрибуту Создание, то он становится возникшим? Ведь по логике, и он не должен быть возникшим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *