24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЕДИНСТВЕННОСТИ

Создатель Вселенной – Один, ибо в Священном Кур`ане в Аяте Суры «Аль-Анбийя» 21/22 сказано следующее (смысл) :

«Если на земле или на небесах были бы другие божества, кроме Аллаhа, то тогда все бы нарушилось (порядок во Вселенной). (Но этого не происходит). Воистину, Аллаh – Владыка Трона (и тем более Вселенной) – Он превыше того, что Ему приписывают (многобожники)».

Если мы предположим, что существуют два абсолютно равных с совершенными атрибутами божества, то они в вопросе создания Вселенной могли бы придти либо к взаимному согласию между собой, либо к противоречию, т.е. столкновению воли. Рассмотрим каждый из этих случаев подробно.

1) Доказательство Единственности Аллаhа, известное среди богословов, как «Бурхани Таманю» – «доказательство, основанное на столкновении воли», было выведено из вышеупомянутого Аята. Это доказательство можно объяснить следующим образом. Если гипотетически предположить наличие во Вселенной двух по всем статьям равных божеств – обладателей свободы волеизъявления и могущества, – один из которых хочет, чтобы человек был в движении, а второй – чтобы он был в состоянии покоя, то в этом случае существуют только три следующие вероятности:

1.  Пусть все будет так, как этого желают оба божества. Однако невозможно, чтобы в одном пространстве, в одно и то же время реализовались бы два таких прямо противоположных состояния, как движение и неподвижность. Следовательно, эта вероятность является абсурдом.

2.  Допустим, что не исполняются желания обоих божеств. Эта вероятность также нереальна, ибо тот, чье желание не исполняется, т.е. ограничен в силе и немощен, не может быть Богом. Потому что несостоятельность и неспособность – это признаки «возможного существования», т.е. созданного.

3.  Предположим, что исполнится желание одного из божеств. Однако тот, чьи пожелания не выполняются, тот ограничен в силе, а слабосильный не может быть Богом. А поскольку другое божество во всем равно первому, то, значит, и оно также является слабосильным и немощным, а, значит, и оно не может быть Богом. Следовательно, и эта вероятность тоже ошибочна.

В таком случае, поскольку вероятность того, что у Вселенной могут быть два Создателя абсурдна и исключается, следовательно существует мишь Один Бог и Он должен быть Единственным для всей Вселенной.

Существует другое доказательство единственности, опирающееся на вышеупомянутый Аят и называемое доказательством «Бурхани Таваруд». Оно заключается в следующем.

Если предположить, что у Вселенной есть несколько создателей, то это могло бы означать, что:

1.  Чтобы создать что-либо, им потребовалось объединить свою силу и мощь. Тогда получается, что ни одно из божеств не обладает способностью самостоятельного создания. А это означает ограниченность могущества, что не является Атрибутом Бога.

2.  Что-либо создавалось каждым из божеств отдельно друг от друга, самостоятельно. В таком случае, появилось бы два одинаковых безупречных создания, например, солнца. А повторное создание уже существующей уникальной вещи не имеет смысла.

3.  Или же вещь создавалась мощью и силой только одного из создателей, независимо от участия других. Но это лишило бы остальных божеств выбора и предпочтения (желания). В результате они бы ничего не создавали, т.к. создание происходит на основе предпочтения. Но поскольку все божества равны в своих атрибутах, то, значит, и первый не обладал выбором и не мог предпочесть существование чего-либо, и этот мир бы не существовал.

Как только будет понятна нереальность этих трех вероятностей, тогда мысль о Единственности Аллаhа станет ясной и очевидной.

2) Если два божества придут к взаимному согласию, то этот союз может быть либо

а) Вынужденным. В таком случае каждое из двух божеств ограничено в силе и могуществе (т.е. они нуждаются друг в друге), а Бог не может быть таковым.

б)  Или же их союз будет добровольным, то есть одно из божеств будет, согласно своей свободной воле, подчиняться другому божеству. В таком случае, подчиняющееся божество

-либо может возражать другому, и тогда возникнет столкновеие или борьба желаний (см. Бурхани Таманю);

-либо не может возражать другому, и тогда оно не будет являтья Всемогущим. Второе же божество, будучи во всех отношениях равным первому, также будет ограничено в своем могуществе. А Бог таковым быть не может;

-либо при наличии могущества не будет иметь выбора и жела-ия, т.е. будет ограничено в своей воле, что тоже не соответствует Атрибутам Бога (см. Бурхани Таваруд, п.З).

Поскольку, все вероятности эти нереальны и невозможны, то Единственность Аллаhа является необходимым и доказанным.

(3) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ (АС-СУБУТИ)

Всевышний Аллаh, чье существование необходимо, описал Себя обязательно присутствующими у Него Атрибутами, которые называются обязательными. Эти Атрибуты являются неизменными, вечными без начала и конца. Он – Обладатель бесконечно совершенных Атрибутов.

Согласно мнению суннитских богословов, в названии обязательных Атрибутов Аллаhа, можно использовать как слова, являющиеся именами прилагательными, такие как Живой, Знающий, Могущественный, так и отглагольные имена существительные (масдары), такие как Жизнь, Знание, Могущество.

Однако мутазилиты разделяют на две группы обязательные Атрибуты Аллаhа, принятые суннитскими богословами. В первую группу, по их мнению, входят такие слова, как Живой, Знающий, Могущественный, являющиеся атрибутивными, производными именами прилагательными. Мутазилиты приняли их в качестве обязательных Атрибутов Аллаhа и дали им название «Атрибуты Ма’неви». Во вторую же группу входят слова, составляющие основу «Собственных Атрибутов», такие как, например, Жизнь, Знание, Могущество, являющиеся отглагольными именами существительными (масдарами). Они их называли «Риторическими Атрибутами». Мутазилиты не относят их к Атрибутам Аллаhа. Исходя из этого, мутазилиты принимают утверждение, что «Аллаh – Знающий», но утверждение, что «Аллаh – Обладатель Знания» не принимают. Согласно мнению мутазилитов, если, вместо того, чтобы сказать что Аллаh в Сущности Знающий, сказать, что Аллаh – Обладатель Знания и что существует Его вечный без начала Атрибут Знание, то получается, что кроме Сущности Аллаhа присутствует еще и «Знание», в виде некоего самостоятельного риторического понятия. И тогда, принятое в качестве Атрибута Аллаhа, это понятие будет вечным без начала, как и Сущность Аллаhа. В таком случае получится, что кроме Сущности Аллаhа, вечно без начала будут существовать и риторические понятия, что в результате приведет к увеличению вечных без начала существований (Тааддуд-и кудама). Что является явным противоречием принципу Единобожия религии Ислам.

Как выясняется, между суннитскими богословами и мутазилитами нет разногласий по поводу «Атрибутов Ма’неви» Аллаhа. Разногласия же начинаются, вокруг использования по отношению к Аллаhу «Риторических Атрибутов».

Суннитские богословы приняли такие атрибуты, как Жизнь, Знание, Воля, Могущество, Видение, Слышание, Речь, Создание, как вечные без начала обязательно присутствующие у Аллаhа Атрибуты. Ибо:

1. Всевышний Аллаh назвал Себя в Священном Кур`ане: Живым, Могущественным, Знающим. Эти преобразованные арабскими языковедами слова, являются наименованиями, имеющими определенное значение. Когда эти наименования адресованы личности, то и корни этих слов также относятся к этой же личности. Говоря, что «Али – знающий», мы подразумеваем под этим, что у Али есть признак знания. Говоря же об Аллаhе, что «Аллаh Знающий», мы доказываем наличие у Него Атрибута Знание.

2.  Что же касается утверждения мутазилитов относительно так называемого увеличения вечных без начала существований (Тааддуд-и кудама), то если принять, как считают они, наличие «Риторических Атрибутов», как существующих, вечно без начала, отдельно от Сущности Аллаhа, то в таком случае получается, что количество вечных без начала существований будет возрастать.

Говорить о двух вещах, что они существуют независимо друг от друга, являясь, по сути, разными вещами, означало бы, что существуют две сущности. Однако Атрибуты неотделимы от Сущности. Поэтому в выражении «Обладатель Знания» одно слово подразумевает само существование Сущности, а второе – его Атрибут (а не другую сущность).

3.  Эти Атрибуты и Сущность Аллаhа не идентичны. Ибо, идентичность означает, что две сущности и по смыслу и по обозначению являются одним и тем же. По этой причине, с точки зрения суннитов Атрибуты Аллаhа не являются ни идентичностью Его Сущности, и ни чуждые Ей. То есть эти Атрибуты представляются в сознании человека отдельно от Сущности Аллаhа (не идентичны Сущности). Но во внешнем мире невозможно их представить как отдельные от Сущности Аллаhа другие независимые существа (не чуждые Сущности).

А теперь рассмотрим обязательные Атрибуты Аллаhа по отдельности.

Продолжение следует, инша Аллаh.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *