29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

(2)   АТРИБУТЫ, ОТРИЦАЮЩИЕ НЕДОСТОЙНОЕ  (АТ-ТАНЗИХАТ)
(продолжение)

1    Безначальность (Аль-Кидам)

Это значит быть вечным, не имея начала. Как бы мы не удалялись в глубины времени, невозможно себе представить, что когда-то, даже до появления времени Аллах не существовал. Аллах существовал вечно, и Ему не присуще рождение или возникновение. Если бы Он был чьим-то созданием, то тогда существовала бы потребность в каком-то ином создателе. А нуждающийся в создателе не может быть Тем, чье «существование обязательно». Безначальность является неотъемлемым атрибутом «обязательного существования». Противоположностью без начальности будет возникновение, характерное для созданных. Предположение о том, что Всевышний Аллах был создан, является абсурдным и нелепым.

2    Бесконечность (Аль-Бака)

Это значит быть вечным, не имея конца существования. У Аллаха нет окончания бытия. Бесконечность является одним из Атрибутов «Обязательно существующего». То, что безначально должно быть бесконечным, не имеющий начала не имеет и конца. Противоположностью бесконечности является исчезновение. Неприемлемо думать, что Всевышний Аллах исчезнет. В аяте Суры «Аль-Хадид» 57/3 сказано следующее (cмысл) :
«Он – существовавший прежде, чем была сотворена пюбая вещь, Вечный, остающийся после гибели и исчезновения всякой вещи…»
В Суре «Аль-Касас» 28/88 также говорится (смысл) :
«Все сущности гибнут, кроме Сущности Аллаха».
А в Суре «Ар-Рахман» 55/26-27 сообщается (смысл) :
«Все, что в этом мире, бренно. Вечен лишь Господь, Обладатель истинного Величия и Щедрости».
Несмотря на то, что богословы пришли к единому мнению в вопросе бесконечности существования Сущности Аллаха, тем не менее, они вошли в противоречие друг с другом в вопросе понимания самого Атрибута Бесконечность. В то время как ащ’ариты и многие их последователи говорили, что Бесконечность – это вечность без конца Сущности – Атрибут, описывающий Аллаха, как и другие Атрибуты. Школа матуридия рассматривает Бесконечность, как Атрибут Сущности Аллаха. В таком случае Бесконечность – это продолжение Бытия Сущности.

3 Отличие от созданных (Аль-Мухаляфату лиль-хавадис)

Означает «быть не похожим на возникшие создания». Все, кроме Аллаха, появилось позже. Аллах не имеет ничего общего со Своими творениями и не похож на них. Аллах – это Тот, Кто находится за пределами нашего воображения. Ему не присущи качества созданных, такие как тело, субстанция, признаки, форма, время, пространство, величина, организм и органы. В Священном Коране говорится следующее (смысл) :
«Нет НИЧЕГО подобного Ему». (Сура «Аш-Шура» 42/11).
Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, упоминаемые в аятах Корана, не похожи на наименования и качества существ и созданий. Имена и Атрибуты Аллаха доказываются без уподобления или сравнения их с чем-либо, без приписывания Ему тела (и соответственно, места). Ибо, нет подобия Аллаху ни, в Сущности, ни в Атрибутах, ни в Деяниях.

4 Независимое существование (Аль-Кыйяму бинафсихи)

Это означает, что «Аллах существует вечно, не нуждаясь ни в ком и ни в чем, т.е. Существует Сам по Себе». Чтобы существовать, Он не нуждается ни в каком-либо создателе, ни в месте, ни во времени, ни в какой-либо причине. Ибо потребность в чем-либо входит в противоречие со знанием об Аллахе, чье существование обязательно. Зависимое существование (АлЬ’Кыйяму бигайрихи), т.е. потребность в чем-либо, является противоположностью самодостаточности (Аль-Кыйяму бинафсихи). И его никак невозможно отнести к Сущности Аллаха, существующему абсолютно самостоятельно. В Священном Коране говорится следующее (смысл) :
«Скажи: «Он – Аллах Единый. Аллах, который ни в чем не нуждается». (Сура «Аль-Ихлас» 112/1-2).
Аят Суры «Фатыр» 35/15 гласит следующее (смысл) :
«О, люди! Вы во всем нуждаетесь в Аллахе. Аллах же не нуждается ни в ком. Он достоин всяческих похвал и почестей».

5 Единственность (Аль-Вахданийя)

У Аллаха нет ни равного, ни подобного Ему и Он – Один Единственный в Своей Сущности, Атрибутах и Действиях. Антиподы Единственности
—    дробность (делиться и быть больше одного) и множество (многобожие – иметь соучастников) противоречат истине об Аллахе. Согласно вероучению Ислама: Аллах – Один Единый (Единственный и Неделимый). Он – Один не с точки зрения числа, а с точки зрения того, что не существует ничего похожего на Него ни Сущностью, ни Атрибутами, ни Действиями.
И нет у Него сотоварищей. Нет другого Создателя, и нет другого кому бы принадлежала Божественность и кто был бы достоин поклонения. Многие тексты Священного Корана посвящены этому аспекту (смысл) :
«Он лишен недостатков, Он – Единый, которому нет ни равного, ни подобного, и все подвластно Ему». (Сура «Аз-Зумар» 39/4).
«Скажи: «Он – Аллах Единый, Неделимый. Аллах, который не нуждается ни в чем. Он не рождал и не был рожден. И ничто не может сравниться с Ним». (Сура «Аль-Ихлас» 112/1-4).
«Нет у Аллаха никакого потомства. Рядом с ним нет никакого другого Бога. Если бы это было так, то тогда бы каждое божество возвысилось бы, поднимаясь на самую вершину, используя свои создания, как ступени лестницы. Аллах выше выдуманных ими (т.е. неверующими) вещей». (Сура «Аль-муминун» 23/91).
«Скажи (о, Мухаммад!): «Если бы рядом с Ним существовали бы (другие) божества, как утверждают (неверующие), то они непременно стали бы домогаться пути к Обладателю Трона. Пречист Он и премного выше того, что они говорят о Нем». (Сура «Аль-Исра» 17/42-43).

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *