29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

«АСМАУ’ЛЬ – ХУСНА» – «ПРЕКРАСНЕЙШИЕ ИМЕНА АЛЛАhА»
(продолжение)

Имена Аллаhа можно классифицировать таким образом.
1. Имена, свидетельствующие о существовании Сущности Аллаhа (смысл):
«Скажи (о, Пророк!): «Какое свидетельство самое достоверное?» И сам отвечай: «Аллаh». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/19).
«…Ты знаешь все о моей сущности, а я ничего не ведаю о Твоей Сущности». (Сура «Аль-Маида» 5/116).
2. Имена, свидетельствующие об особом «обязательном существовании» Сущности Всевышнего Аллаhа, как, например: «Аль-Кадим» (Без¬начальный), «Аль-Азали» (Извечный), «Аль-Абади» (Вечный, Неизменный), «Аль-Бакы» (Бесконечный), «Ад-Даим» (Бесконечный).
3. Имена буквальные, как, например: «‘Аль-’Алим» (Всезнающий),
«Аль-Кадир» (Всемогущий), «Аль-Хай» (Вечно Живой), «Ас-Сами’» (Всеслышащий), «Аль-Басыр» (Всевидящий).
4. Имена метафорические, например: «Аль-Авваль» (Первый), «Аль-Ахир» (Последний), «Аз-Захир» (Тот, чье существование очевидно), «Аль-Батын» (Тот, чья Сущность скрыта).
5. Имена Аллаhа, свидетельствующие о Его Совершенстве и отрицающие недостойное Его Сущности, как, например: «Аль-Куддус» (Не имеющий недостатков), «Ас-Салям» (Безукоризненный, Совершенный).
6. Имена, не свидетельствующие о Сущности Аллаhа, а описывающиего Его Божественные Деяния, такие, как например: «Аль-Халик» (Создатель), «Ар-Раззак» (Дающий блага и пропитание).
Вопрос, касающийся ограничения количества Имен Аллаhа является спорным. Часть богословов-мутазилитов сказали, что Аллаhу можно давать новые имена, если они логичны и являются дозволенными. Согласно их точке зрения, допустимо употребление и даже наречение Аллаhа именем, используя как само слово, так и синоним этого слова из другого языка. Поэтому Аллаhа можно называть Именами, не упоминающимися в Священном Кур`ане и Сунне, такими как «Ваджибу’ль-Вуджуд» – Тот, чье существование необходимо, «Вуджуди Мутлак» – Тот, чье существование абсолютно совершенно, «Ваджиб Та’аля» – Всевышний, чье существование обязательно. Первоначально богословы-сунниты придерживались мнения, что количество Имен Аллаhа Ограничено. Они считали, что у Аллаhа существуют только имена, упоминающиеся в священных Аятах и достоверных Хадисах, и непозволительно называть Аллаhа именем, основанным на подсказке разума или образованным по аналогии, а также давать Аллаhу имена, не упоминаемые в тексте Кур`ана. Однако с течением времени суннитские богословы пришли к согласию во мнение (иджме) на разрешение называть Аллаhа такими Именами, которые не упоминаются в Кур`ане, как, например, «Аль-Мавджуд» (Присутствующий), «Аль-Кадим» (Предшествующий), «Аль-Ваджиб» (Необходимый).
К вопросу, касающемуся ограничения Божественных Имен («Асмау Иляхийя»), необходимо иметь весьма осторожный подход.

г. Атрибуты Аллаhа

Верить во Всевышнего Аллаhа – это значит верить в те совершенные Атрибуты, которые присущи Его Сущности, и лишены каких бы то ни было недостатков. Аллаh обладает всеми наивысшими и достойными Его Величия Атрибутами. Все Атрибуты Аллаhа вечны без начала и конца. Такие Его Атрибуты, как Знание, Воля, Жизнь, Речь, не схожи с качествами других существ, несмотря на их одинаковое произношение (название). Поскольку мы сами не в состоянии познать Сущность Аллаhа, мы узнаем о Нем через изучение Его Имен и Атрибутов. Сура «Аль-Ан’ам» 6/133 объясняет нам, что Аллаhа невозможно воспринимать органами чувств (cмысл) :
«He постигают Его взоры, Он же постигает все взоры. Он – Оказывающий милость Своим рабам, обо всем Сведущий».
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Думайте о созданиях Аллаhа. Но не задумывайтесь о Сущности Аллаhа. Воистину, вы не обладаете никакой силой для этого» (Суюти «Аль-Джамиус-Сагыр», I, 132).
Атрибуты Аллаhа можно классифицировать по пяти категориям:
1    Собственный Атрибут Сущности (Аль-Вуджуд).
2    Атрибуты, опровергающие невозможное, неприсущее Сущности Аллаhа, называются отрицающими недостойное (Ат-Танзихат или Ас-
Сельби).
3    Атрибуты, описывающие Аллаhа, обязательно присущие Ему, называются обязательными (Ас-Субути).
4    Атрибуты, описывающие Действия Аллаhа, которые необязательны для Аллаhа, т.е. Он может как обладать ими, так и не обладать, называются возможными или Атрибутами Божественных Деяний (Аль-Джаизи или Аль-Фи’ли).
5    Атрибуты, присутствующие в Кур`ане или Хадисах, буквально воспринимая которые (по внешней форме слов), можно впасть в заблуждение, например уподобление Аллаhа созданным, приписывание Ему тела.
Это информирующие Атрибуты (Аль-Хабари).

(1)    Собственный Атрибут (Атрибут Бытия) (Аль-Вуджуд)

Бытие означает существование. Аллаh существует. Его существование отличается от всех. Существование Его Сущности обязательно. Противоположностью бытия является небытие, которое неприемлемо по отношению к Всевышнему. Согласно мнению большинства суннитских богословов, Атрибут Бытия – существование Аллаhа, является вечным без начала Атрибутом, описывающим Сущность. Невозможно представить небытие Сущности Аллаhа. Атрибут Бытия – это основа и суть всех Атрибутов Аллаhа. Исламские философы, Абу’ль Хасан Апь-Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) и богослов-мутазилит Абуль Хусейн-аль-Басри (умер в 436 г. Хиджры/1044 г. н.э.), принимающие, что бытие и сущность – это одно и тоже, считали, что Бытие – это не описывающий Атрибут, а Собственный Атрибут Сущности.

(2)    Атрибуты, отрицающие недостойное (Ат-Танзихат)

Атрибуты, избавляющие от всего несовершенного и негативного, того что не присуще Сущности Аллаhа называются Атрибутами отрицающими недостойное, поскольку они сообщают нам о том, кем не является Аллаh. В богословских трудах так описывается Аллаh: «У Него нет ни начала, ни конца. Аллаh – это не случайность, не признак, не тело, не субстанция. Он не обладает формой. Он не ограничен в пространстве, Его нельзя измерить. Он – неделим и не может рассыпаться на части. Он – не есть комбинация соединений. Он – не конечен. Ему не присуще место. Он не связан со временем и не схож ни с чем. Он не организм и не орган». Все эти описания Аллаhа, выраженные в отрицательной форме, и есть Атрибуты отрицающие недостойное. Их много, Но самых важных из них – пять.
Продолжение следует, инша Аллаh!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *