Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
в. ИМЕНА АЛЛАhА
(1) «Аллаh» – Имя собственное
Ни в арабском, ни в каком-либо другом языке невозможно найти слова полностью соответствующего Имени Господа – «Аллаh» (В слове «Аллаh» – букву «х» следует произносить как букву «h» в английском слове «home»), которым можно было бы его заменить. И в этом вопросе ученые пришли к единому мнению. Ибо, слово «Аллаh» – это Имя собственное, а имена собственные не переводятся на другие языки. Другое слово, даже если оно имеет арабское происхождение, не способно заменить его. Однако в Священном Кур`ане при упоминании Аллаhа используются такие Имена, как «Илях» (Бог), «Мауля» (Господь), «Рабб» (Господь). Поэтому такие слова, как «Хода», «Йаздан», употребляемые на языке фарси, и «Танры», «Чалаб», употребляемые в турецком языке, не способны заменить Имя собственное «Аллаh». А такие Имена, как «Илях», «Мауля» и «Рабб», упоминаемые в Аятах и Хадисах, могут использоваться наравне с ним в качестве других Имен Аллаhа.
(2) «Исм Азам» – самое великое Имя Аллаhа
Часть исламских ученых, не выделяя никакое из Имен Аллаhа, провозгласила, что все эти Имена являются превосходными и великими. Другая же группа ученых, взяв за ориентир Хадисы, придерживается того мнения, что некоторые из Имен Аллаhа являются более величественными и возвышенными. Представители этой группы стали придерживаться разных точек зрения по поводу того, какое из Имен Аллаhа звучит более величественно. Одни из них говорили, что величественнее звучит следующее Имя Аллаhа:
«Аль-Хайю’ль-Кайюм», что означает «Вечно Живой, Сущий, который не нуждается ни в чем, а Сам поддерживает жизнь и существование всех Своих созданий».
Другие же утверждали, что гораздо величественнее следующее Имя: «Зу’ль-Джаляли ва’ль-Икрам», что означает «Обладатель истинного Величия и Почета».
(3) «Асмау’ль-Хусна» – «Прекраснейшие Имена Аллаhа»
Все «имена существительные» и «имена прилагательные», которыми Всевышний Аллаh Себя именует, называются «Асмау’ль-Хусна» или «Прекраснейшие Имена Аллаhа». У Аллаhа самые красивые Имена. Ибо Он является Обладателем всех достоинств и совершенств. Его Имена – это Священные слова, выражающие величие высшей степени и абсо¬лютное совершенство.
«Аллаh! – Нет Бога, кроме Него. Он обладает самыми прекрасными Именами». (Сура «Та ха» 20/8).
«Он – Аллаh, Творец, Создатель, Дарующий образ. У Него самые прекрасные Имена…» (Сура «Аль-Хашр» 59/24).
В Священном Кур`ане и достоверных Хадисах упоминается весьма значительное количество Его Имен. Раб Божий, знакомясь с этими именами, познает Аллаhа. Всевышний Господь велит в Священном Кур`ане, чтобы мы обращались к Нему со своими молитвами, используя Его красивейшие Имена. В Суре «Аль-Араф» 7/180 сказано следующее (смысл) :
«У Аллаhа есть прекрасные Имена. Так обращайтесь же к Нему, называя Его этими Именами».
Наличие большого количества прекрасных Имен не означает наличия большого числа их обладателей. Все они свидетельствуют о существовании лишь одного Создателя. В Суре «Аль-Исра» 17/110 говорится следующее (смысл) :
«Скажи: «Призывайте Аллаhа, называя Его Аллаh или Ар-Рахман. Каким бы Именем вы Его не называли – это прекрасное Имя. Ведь Ему принадлежат самые прекраснейшие Имена!»
Наш Пророк (саллалпаху алейхи ва саллям) в одном из своих Хадисов изрек: «Воистину, у Всевышнего Аллаhа есть 99 Имен. Кто их выучит, узнав их значение, и будет часто их повторять, тот войдет в Рай. Несомненно, то, что Аллаh – Один и любит Единственность» (Аль-Бухари, Муслим).
Слисок Прекрасных Имен не ограничивается 99-ю Именами. У Него есть и другие Имена, упомянутые в Хадисах и Аятах. Просто это наиболее широко распространенные, известные Имена Аллаhа. Их называют еще «посчитанными Именами». В одном Хадисе, который пересказали Тирмизи и Ибн Маджа каждое из 99-и Имен Аллаhа было перечислено и сосчитано.
Это следующие Имена:
«Аллаh», «Ар-Рахман» (Милостивый на этом свете ко всем), «Ар-Рахим» (Милостивый на том свете только к верующим-мусульманам), «Аль-Малик» (Владыка всего), «Аль-Куддус» (Свободный от недостатков), «Ас-Салям» (Дающий мир и безопасность своим созданиям), «Аль-Му’мин» (Дающий надежность и безопасность своим верным рабам), «Аль-Мухаймин» (Подчиняющий себе), «Аль-’Аэиз» (Великий, Непобедимый), «Аль-Джаббар» (Обладающий Силой, Управляющий всем по Своей Воле), «Аль-Мутакяббир» (Единственный Обладатель Истинного Величия), «Аль-Халик» (Создатель), «Аль-Бари’» (Создающий без изьянов), «Аль-Мусаввир» (Придающий всему форму). «Аль-Гаффар» (Прощающий и скрывающий грехи), «Аль-Каххар» (Уничтожающий непослушных), «Аль-Ваххаб» (Дарующий безвозмездно), «Ар-Разэак» (Дающий блага и пропитание), «Аль-Фаттах» (Открывающий врата добра и блага), «Аль-’Алим» (Всезнающий), «Аль-Кабид» (Забирающий души), «Аль-Басит» (Увеличивающий средства к существованию и продлевающий жизнь), «Аль-Хафид» (Унижающий неверующих), «Ар-Рафи’» (Возвышающий уверовавших), «Аль-Му’из» (Возвеличивающий), «Аль-Музилль» (Принижающий того, кого хочет, лишив его силы и победы), «Ас-Сами:» (Всеслышащий), «Аль-Басыр» (Всевидящий), «Аль-Хакам» (Высший Судья, Отделяющий хорошее от плохого), «Аль-’Адль» (Справедливый), «Аль-Лятыф» (Оказывающий милость рабам), «Аль-Хабир» (Всесведующий), «Аль-Халим» (Снисходительный), «Аль-Азым» (Величайший), «Аль-Гафур» (Много прощающий), «Аш-Шакур» (Вознаграждающий больше заслуженного), «Аль-’Алий» (Возвышенный, Возвышающий), «Аль-Кябир» (Великий, Тот, перед кем все ничтожно), «Аль-Хафиз» (Оберегающий), «Аль-Мукыт» (Создатель благ), «Аль-Хасиб» (Берущий отчет), «Аль-Джалиль» (Обладатель величайших Атрибутов), «Аль-Кярим» (Щедрейший), «Ар-Ракыб» (Наблюдающий), «Аль-Муджиб» (Принимающий молитвы и просьбы), «Аль-Васи:» (Обладатель неограниченной Милости и Знаний), «Аль-Хаким» (Обладатель Мудрости), «Аль-Вадуд» (Любящий Своих верующих рабов), «Аль-Маджид» (Самый Почётный), «Аль-Ба’ис» (Воскрешающий после смерти и ниспосылающий Пророков), «Аш-Шахид» (Свидетель всему), «Аль-Хакк» (Истинный), «Аль-Вакиль» (Покровитель), «Аль-Кавий» (Всесильный), «Аль-Матин» (Обладатель Великой Силы, Могущественный), «Аль-Валий» (Помогающий верующим), «Аль-Хамид» (Достойный восхваления), «Аль-Мухсый» (Все считающий), «Аль-Мубди»» (Создающий), «Аль-Му’ид» (Умертвив, заново Оживляющий), «Аль-Мухьи» (Воскрешающий, Дающий жизнь), «Аль-Мумит» (Умерщвляющий), «Аль-Хай» (Вечно Живой), «Аль-Кайюм» (Дающий существование всему созданному), «Аль-Ваджид» (Вершащий то, что пожелает), «Аль-Мааджид» (Тот, чьи Щедрость и Величие велики), «Аль-Вахид» (Единый), «Ас-Самад» (Ни в чем не нуждающийся), «Аль-Кадир» (Всемогущий), «Аль-Муктадир» (Могущественный, Устраивающий все наилучшим образом), «Аль-Мукаддим» (Выдвигающий вперед кого пожелает), «Аль-Муаххир» (Отодвигающий назад), «Аль-Авваль» (Безначальный), «Аль-Ахыр» (Бесконечный), «Аз-Захир» (Явный, Тот, Чье существование очевидно), «Аль-Батын» (Скрытый, Тот, Кто на этом свете невидим), «Аль-Валий» (Правящий, Властвующий над всем), Аль-Мута’али» (Высочайший, Свободный от недостатков), «Аль-Барр» (Благостный, Тот, Чья милость велика), «Ат-Тавваб» (Принимающий покаяние), «Аль-Мунтакым» (Воздающий непокорным), «Аль-Афувв» (Прощающий), «Ар-Рауф» (Снисходительный), «Аль-Малику’ль-мульк» (Истинный Владыка всего сущего), «Зу’ль Джаляпи ва-’ль-Икрам» (Обладатель истинного Величия и Щедрости), «Аль-Муксит» (Справедливый), «Апь-Джами’» (Уравновешивающий противоречия), «Аль-Ганий» (Богатый, не нуждающийся ни в ком), «Аль-Мугни» (Обогащающий), «Аль-Мани’» (Удерживающий, Запрещающий), «Ад-Дарр» (Лишающий Своих благ тех, кого пожелает), «Ан-Нафи’» (Приносящий много пользы тому, кому Он пожелает), «Ан-Нур» (Дарующий свет веры), «Аль-Хади» (Направляющий на путь истины того, кого Он пожелает), Аль-Бади’» (Создающий наилучшим образом), «Аль-Бакы» (Бесконечный), «Аль-Варис» (Истинно наследующий), «Ар-Рашид» (Направляющий на правильный путь), «Ас-Сабур» (Терпеливый).
Кроме Имен Всевышнего Аллаhа, упомянутых в Священном Кур`ане и Хадисах, существуют еще Имена, которые находятся в сокровенном знании и которые Он может сообщить некоторым избранным Своим рабам.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих Хадисов сказал следующее: «О, мой Аллаh! Заклинаю и прошу Тебя, обращаюсь к Тебе с каждым Именем, принадлежащим Тебе. Это Имя, которым Ты назвал Себя или сообщил в ниспосланной Тобой Книге. Или же это Имя, которое Ты сообщил кому-нибудь из созданий Своих или же это Имя. которое знаешь лишь только Ты Своим знанием сокровенного» (хмад бин Ханбаль «Муснад», 1, 391).
Продолжение следует, инша Аллаh.