19.04.2024
 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ  АЛЛАhА
(продолжение)

 

(3) Доказательство, основанное на возникновении мира

Самый известный аргумент среди богословов, используемый в качестве доказательства необходимости существования Аллаха, так называемый «худус», можно изложить следующим образом.
Мир состоит из тел, образованных из субстанций, обладающих определенными свойствами (цвет, запах, вкус и т.д.). Невозможно себе представить, чтобы субстанции или тела могли существовать, не имея своих свойств – признаков. Но и свойства являются несамостоятельными категориями, т.е. нуждаются в каком-нибудь теле, чтобы существовать, в то же время постоянно изменяясь и обновляясь.
То же, что постоянно подвергается изменению, не может быть вечным. В таком случае и мир, состоящий из субстанций и их свойств, в котором происходят постоянные изменения и появление новых вещей, тоже не вечен и когда-то возник. А раз он возник, и у него есть начало, то у него было две равные вероятности – быть или не быть. То, что мир при этом все же существует, а также то, что он возник в определенное время, свидетельствует о наличии Того, Кто предпочел существование мира его небытию, и вывел его из небытия в бытие, т.е. создал.
Согласно принципу причинно-следственной связи, у каждой возникшей вещи (хадис) должен быть ее Создатель (мухадис). Создателем же нашего мира является существующий вечно, не имеющий начала Всевышний Аллах. Невозможно даже представить, что Создающий Творец мог бы быть созданным и иметь начало, ибо тогда Он Сам нуждался бы в создателе, и т.д. и тогда бы такая цепочка была бы бесконечной и безрезультатной.

(4) Доказательство, основанное на возникновении возможного.

 

Логика определяет три категории существования: возможное, необходимое и абсурд. Возможное – это такое существование, вероятность бытия которого равна вероятности его небытия, т.е. такое существование зависит от определенных причин. В противоположность этому, необходимым является такое существование, небытие которого невозможно. Необходимое существование никем не определяется, ни от чего не зависит, не нуждается в других частях. Это существование вечное без начала и конца. Абсурдом является то, существование чего невозможно.
Наш мир состоит из множества частей, каждая из которых состоит из более мелких частей. Существование каждой части зависит от существования ее составляющих, следовательно, и каждая часть, и мир в целом относятся к категории возможного.
Поскольку возможное все же существует, значит, налицо присутствие причины, оказавшей влияние на это и давшей предпочтение и возможность его существованию. Если эта причина «возможно существующая», то и у нее тоже должна быть своя причина.

Таким образом, образуется непрерывная цепь причин, которая либо не приводит ни к какому результату, либо восходит к Тому, чье существование необходимо.
Таким образом, для того, чтобы мир существовал, необходим Создатель, отдавший предпочтение и осуществивший его существование, – Вечный без начала, существование которого ни от чего не зависит. И это Всевышний Аллах.
 

(5) Доказательство, основанное на гармонии

В природе и в процессах, проистекающих в ней, существует безошибочная согласованность и порядок, которые мы воспринимаем нашими органами чувств. Этот порядок во Вселенной – есть результат деятельности Творца, создавшего все – от первой причины до последнего следствия – и обладающего бесконечной Мудростью и Знанием. Вселенная является произведением Всевышнего Аллаха, которому принадлежат все знания, как скрытые, так и явные. Это доказательство еще называют доказательством системы и цели (т.е. мудрости скрытого смысла и безукоризненного исполнения).

В то время как доказательство возникновения возможного и доказательство возникновения мира могут быть непонятными для некоторых людей, доказательство системы и цели может удовлетворить как ученого, так и мало образованного человека. Ибо каждый может увидеть и почувствовать в творениях Великого Создателя, чьи Знания и Могущество бесконечны, присутствие мудрости и сокровенного смысла.
Глядя на Вселенную, мы видим, что это – система законов и целей. Невозможно представить, чтобы эти тончайшие законы, замыслы, расчеты были бы делом слепой случайности. Необходимо присутствие Творца, обладающего Мудростью и Знанием, упорядочивающего и регупирующего законы, поставившего их на службу всему сущему. Вот, что говорится в Суре «Аль-Фуркан» 25/61 (смысл):
«Благословен Тот, Кто создал на небесах созвездия, и Солнце – сверкающий светильник, и Луну, дающую свет!»
А Сура «Али Имран» 3/191 гласит следующее (смысл):
«Они поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа, и предаются размышлениям о сотворении небес и земли, говоря: «О, наш Господь! Ты создал все это не напрасно. Ты превыше того, что не подобает Твоему Величию и Совершенству! Защити же нас от мук пламени Ада»

(6) Доказательство, основанное на истории человечества

Как показывает история, все народы Земли, независимо от расы, места проживания, различий в религиозных убеждениях, никогда не сомневались в том, что созерцаемый ими окружающий мир является произведением Творца. Они признавали существование Создателя, обладающего Мудростью. Знаниями о явном и тайном, и поклонялись Ему. Где бы вы ни были, повсюду можно встретить, пусть даже в самой грубой и простейшей форме, наряду с мифами и небылицами, идеи о Боге и религии. И даже те из людей, кто абсолютно отрицает существование Бога, повстречавшись с бедой, предпочитают искать покровительства и защиты не у дерева, камня или земли, а у Всемогущего Творца. Следовательно, сама идея о Боге и религиозное чувство, наблюдаемые в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях, свидетельствуют о существовании Аллаха.
Продолжение следует, инша Аллаh.

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *